Кабинет Министров Республики Башкортостан отмечает, что проводимая в 1999 году работа была направлена на реализацию Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию Республики Башкортостан "Энергию преобразований - на решение жизненно важных проблем Башкортостана (О положении в республике и основных направлениях ее дальнейшего развития)" и Концепции социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2005 года.
В результате принятых мер по преодолению негативных экономических и социальных последствий августовского кризиса 1998 года, созданию необходимых условий для возобновления экономического роста в республике удалось не только выполнить, но и по ряду показателей превысить основные параметры прогноза социально-экономического развития на 1999 год.
Объем валового регионального продукта составил 103,9% против 97,5% по целевому варианту прогноза на 1999 год.
Важным результатом 1999 года стало увеличение объема промышленного производства на 6,5% при прогнозе по целевому варианту со снижением на 2,5%. Рост объемов производства достигнут практически во всех отраслях промышленности: электроэнергетике, черной и цветной металлургии, химии и нефтехимии, машиностроении и металлообработке, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, промышленности строительных материалов, стекольной и фарфоро-фаянсовой, легкой, пищевой, медицинской и полиграфической промышленности. В силу существующих проблем с обеспеченностью сырьем ниже уровня 1998 года сложились объемы производства в топливной, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности.
В сложных условиях удалось обеспечить рост производства в сельском хозяйстве на 5,1%.
Рост производства в реальном секторе экономики позволил в 1999 году значительно улучшить финансовые показатели предприятий: объем полученной ими прибыли вырос почти в 30 раз. Во многом благодаря этому впервые за многие годы удалось перевыполнить увеличенный в ходе исполнения план консолидированного бюджета по доходам на 7,2%. Поступления налогов и обязательных платежей в бюджетную систему республики увеличились почти в два раза по сравнению с предыдущим годом.
Оживление в экономике, улучшение положения в финансовой сфере обеспечили рост инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования на 9% и объема подрядных работ на 12,8% по сравнению с предыдущим годом. Объемы инвестиций в основной капитал и подрядных работ прогнозировались по целевому варианту на уровне 1998 года.
В 1999 году в республике обеспечен ввод в эксплуатацию новых производственных мощностей в электроэнергетике, машиностроении, топливной, деревообрабатывающей, пищевой, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, на транспорте, в связи, торговле, сельском хозяйстве и других отраслях народного хозяйства. Продолжалось строительство жилья, школ, дошкольных и лечебных учреждений, культурно-бытовых объектов. Кроме того, активно велись газификация населенных пунктов, строительство автомобильных дорог, получила дальнейшее развитие телефонная сеть республики.
Удалось добиться заметного улучшения по ряду социальных показателей. В два раза сокращена суммарная задолженность по заработной плате, ликвидирована задолженность по выплатам пенсий, заработной платы работникам бюджетных учреждений, детских пособий.
Улучшилась ситуация на рынке труда. Численность официально зарегистрированных безработных сократилась почти наполовину.
Указанные позитивные тенденции в экономике складывались на фоне относительно низкой инфляции. Сводный индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, составил в 1999 году 139,2%.
Вместе с тем не удалось восстановить докризисный уровень платежеспособного потребительского спроса населения, что в определенной степени сдерживало экономический рост и отрицательно сказалось на обороте розничной торговли и объеме реализации платных услуг населению. Денежные доходы в расчете на душу населения выросли в 1999 году на 86,5%, при этом реальные располагаемые доходы снизились на 4,2%. Сокращение оборота розничной торговли в 1999 году составило 6% по сравнению с предыдущим годом, объема реализации платных услуг населению - 8,3%.
Оставались на высоком уровне неплатежи в экономике, сохранялись рост задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, недостаточная активность банков в кредитовании реального сектора экономики, высокий удельный вес убыточных предприятий, высокая степень износа производственных мощностей, низкая степень их загрузки.
В целях дальнейшего развития сложившихся в 1999 году позитивных тенденций в экономике и формирования условий для дальнейшего экономического роста Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1. Министерствам, государственным комитетам, ведомствам, главам администраций районов и городов, руководителям предприятий и организаций республики обеспечить:
- выполнение целевых ориентиров, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2000 год;
- выполнение мероприятий среднесрочной программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан;
- ежемесячное рассмотрение хода выполнения конкретных мероприятий среднесрочной программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан на заседаниях Президиума Кабинета Министров Республики Башкортостан;
- активизацию процесса реформирования предприятий в целях развития производства, финансового оздоровления, снижения задолженности по платежам в бюджет, внебюджетные фонды, по заработной плате;
- реализацию республиканских целевых программ, а также активную работу по увеличению финансирования за счет средств федерального бюджета федеральных целевых программ, реализуемых на территории Республики Башкортостан;
- в целях увеличения реальных располагаемых доходов населения принять действенные меры по существенному сокращению задолженности по заработной плате, постепенному повышению уровня заработной платы, своевременной выплате текущей заработной платы в денежной форме;
- эффективное расходование бюджетных средств при организации закупок товаров (работ, услуг) для республиканских и муниципальных нужд на основе проведения конкурсных торгов.
2. Министерству экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан:
- при разработке документов, определяющих основные направления экономической и социальной политики на 2001 год, предусмотреть реализацию приоритетных мероприятий среднесрочной программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан;
- совместно с министерствами, государственными комитетами, ведомствами обеспечить дальнейшую реализацию мероприятий Программы повышения инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан с целью привлечения инвестиций в экономику республики;
- совместно с Министерством финансов Республики Башкортостан, Министерством строительства и жилищной политики Республики Башкортостан, отделом развития топливно-энергетического комплекса, химической отрасли и недропользования Управления Делами Кабинета Министров Республики Башкортостан, отделом развития строительства, транспорта и коммунального хозяйства Управления Делами Кабинета Министров Республики Башкортостан в целях развития конкуренции на рынках местных услуг разработать проект закона Республики Башкортостан "О государственном контроле и регулировании деятельности локальных естественных монополий";
- в целях развития конкуренции на рынках товаров и услуг предусмотреть меры по обеспечению беспрепятственного вхождения на рынок вновь создаваемым предприятиям, контролю за последствиями совершенных имущественных сделок и выполнением обязательств по сохранению конкуренции, взятых на себя участниками, формированию механизма участия органов исполнительной власти республики в демонополизации и развитии конкуренции на товарных рынках;
- совместно с Министерством финансов Республики Башкортостан, Министерством труда, занятости и социальной защиты населения Республики Башкортостан обеспечить создание нормативной правовой базы для адресного предоставления различных видов социальной помощи населению республики;
- совместно с Министерством финансов Республики Башкортостан, Государственным комитетом Республики Башкортостан по промышленной политике, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан разработать во втором полугодии 2000 года проект закона Республики Башкортостан "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О системе прогнозирования и программах социально-экономического развития", предусматривающего формирование прогнозов с учетом программ реформирования предприятий, регионального прогноза с учетом программ социально-экономического развития районов и городов, системы государственных закупок и государственного заказа на основе определения нормативных потребностей бюджетополучателей, переход к формированию республиканских целевых программ в соответствии с приоритетами структурной перестройки экономики;
- совместно с Государственным комитетом Республики Башкортостан по науке, высшему и среднему профессиональному образованию, Академией наук Республики Башкортостан обеспечить формирование и внедрение системы государственного заказа на научные исследования, активизацию инновационной деятельности, формирование механизмов трансформации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в реализуемые на рынке наукоемкие технологии, создание условий, способствующих производству и реализации научно-технической продукции на коммерческой основе.
3. Министерству финансов Республики Башкортостан:
- обеспечить выполнение задач, вытекающих из Бюджетного послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию Республики Башкортостан на 2000 год, по мобилизации финансовых ресурсов, исполнению доходной и расходной частей республиканского и местных бюджетов;
- принять меры по укреплению финансового контроля и бюджетной дисциплины, совершенствованию бюджетных технологий;
- совместно с Министерством экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан в целях совершенствования системы бюджетного планирования и исполнения бюджета разработать в IV квартале 2000 года проект Бюджетного кодекса Республики Башкортостан;
- при разработке проекта республиканского бюджета на 2001 год предусмотреть финансирование мероприятий социальной и экономической политики, а также в целях создания эффективного механизма финансирования отраслей экономики Республики Башкортостан, государственной поддержки предприятий и проектов реального сектора обеспечить формирование Бюджета развития Республики Башкортостан;
- совместно с Комиссией Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг принять дополнительные меры по развитию фондового рынка на территории республики, направленные на реальное увеличение объемов инвестиций в экономику республики и предусматривающие стимулирование привлечения инвестиций инструментами фондового рынка путем реформирования и финансового оздоровления предприятий, устранения нарушений, ущемляющих права инвесторов, обеспечения раскрытия информации о финансовом состоянии предприятий-эмитентов ценных бумаг;
- совместно с министерствами, государственными комитетами и ведомствами республики обеспечить выполнение мероприятий Государственной программы развития страхового рынка Республики Башкортостан на период до 2000 года и разработку основных направлений развития рынка страховых услуг на среднесрочную перспективу.
4. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан:
- совместно с Министерством экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан, Академией наук Республики Башкортостан, отделом агропромышленной политики и землеустройства Управления Делами Кабинета Министров Республики Башкортостан, администрациями районов и городов республики обеспечить в первом полугодии 2000 года поэтапную разработку комплексной программы реформирования агропромышленного комплекса на 2000-2002 годы и реализацию части мероприятий первого этапа в период весенне-полевых работ;
- совместно с Министерством финансов Республики Башкортостан и Министерством экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан разработать и осуществить комплекс мероприятий по оказанию финансовой поддержки предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, обеспечивающим достижение конкретных производственных и финансовых результатов деятельности;
- совместно с ГУСП "Башсельхозтехника" завершить формирование сети машинно-технологических станций, удовлетворяющих потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая крестьянские и фермерские хозяйства, в современной высокопроизводительной технике преимущественно на лизинговой основе.
5. Министерству строительства и жилищной политики Республики Башкортостан:
- в целях совершенствования структуры строительных организаций, их финансового оздоровления и повышения качества предоставляемых строительных услуг совместно с министерствами, государственными комитетами, ведомствами, предприятиями и организациями республики разработать Программу реформирования и структурной перестройки строительного комплекса;
- совместно с главами администраций районов и городов, предприятиями и организациями строительного комплекса принять меры по привлечению и стимулированию инвестиций из внебюджетных источников финансирования для сокращения объемов незавершенного строительства;
- совместно с ведомствами, главами администраций районов и городов принять меры по улучшению эксплуатации и сохранности жилищного фонда республики, повышению качества предоставления коммунальных услуг;
- совместно с Министерством экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан и главами администраций районов и городов принять меры по дальнейшей демонополизации и созданию конкурентной среды в сфере жилищно-коммунальных услуг.
6. Министерству внешних связей и торговли Республики Башкортостан:
- совместно с министерствами, государственными комитетами и ведомствами республики разработать проект концепции развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2000-2005 годы;
- совместно с Государственным комитетом Республики Башкортостан по промышленной политике и Министерством экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан обеспечить формирование экономических, организационных, технических и правовых условий развития экспорта продукции, а также механизма предоставления информационной, консультационной и правовой поддержки участников внешнеэкономической деятельности, расширения экономического и научно-технического сотрудничества в рамках межправительственных соглашений;
- в целях повышения информированности отечественных и зарубежных финансовых рынков о конъюнктуре рынка инвестиционных проектов в республике обеспечить создание постоянно действующей Республиканской выставки инвестиционных проектов;
- обеспечить реализацию мероприятий Программы развития торговой отрасли на 1999-2004 годы, обратив особое внимание на стимулирование развития оптовых торговых организаций;
- совместно с правлением Башпотребсоюза обеспечить увеличение объемов заготовок и закупок сельхозпродукции у населения, ее переработки и продажи, а также поставки для государственных нужд;
- разработать мероприятия по повышению эффективности работы муниципальных предприятий по обслуживанию социально незащищенных и малообеспеченных категорий населения;
- совместно с Государственным комитетом Республики Башкортостан по промышленной политике, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан, Министерством строительства и жилищной политики Республики Башкортостан, Институтом социально-экономических исследований УНЦ РАН, Государственным комитетом Республики Башкортостан по науке, высшему и среднему профессиональному образованию, Министерством экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан, администрацией г. Уфы разработать в рамках среднесрочной программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан разделы отраслевых программ развития, направленные на формирование механизмов защиты республиканских товаропроизводителей на внутрирегиональном рынке товаров и услуг.
7. Министерству труда, занятости и социальной защиты населения Республики Башкортостан:
- в целях создания рациональной структуры занятости населения, достижения сбалансированности рабочей силы и рабочих мест, дальнейшего сокращения безработицы, создания новых и повышения эффективности существующих рабочих мест, развития кадрового потенциала, совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров обеспечить полную реализацию Программы занятости населения Республики Башкортостан на 2000 год;
- в целях повышения эффективности и действенности системы социальной защиты населения республики, повышения ее адресности обеспечить принятие и реализацию Программы социальной защиты населения Республики Башкортостан на 2000 год.
8. Министерству народного образования Республики Башкортостан:
- разработать и приступить к поэтапной реализации целевой программы "Кадры системы образования Республики Башкортостан";
- совместно с Башкирским институтом развития образования разработать и осуществить запуск республиканской образовательной информационной системы, а также подготовить научную, программно-методическую, информационную и кадровую базу развертывания системы дистанционного обучения педагогических работников республики, особенно сельских образовательных учреждений, совершенствование системы дополнительного профессионального образования путем внедрения технологий дистанционного обучения.
9. Министерству здравоохранения Республики Башкортостан:
- завершить разработку программы реформирования системы здравоохранения республики, предусмотрев в ней переход к новой структуре учреждений здравоохранения, стационарозамещающим технологиям предоставления услуг при обеспечении соответствия гарантированной бесплатной медицинской помощи базовой программе обязательного медицинского страхования, а также переход к нормативным методам планирования и финансирования услуг здравоохранения из бюджета;
- внести изменения в механизм формирования и реализации республиканских, городских и районных программ медико-санитарной поддержки населения, а также уточнить перечень республиканских целевых программ, направленных на борьбу с социально значимыми заболеваниями в связи с переходом к нормативному методу планирования и финансирования услуг здравоохранения и в соответствии со складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановкой.
10. Государственному комитету Республики Башкортостан по промышленной политике:
- совместно с министерствами, государственными комитетами, ведомствами, руководителями предприятий и организаций республики в IV квартале 2000 года разработать программы развития приоритетных отраслей промышленности Республики Башкортостан;
- совместно с отделом развития топливно-энергетического комплекса, химической отрасли и недропользования Управления Делами Кабинета Министров Республики Башкортостан, отделом промышленной политики Управления Делами Кабинета Министров Республики Башкортостан, Институтом социально-экономических исследований УНЦ РАН, Министерством экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан разработать в IV квартале 2000 года проект закона Республики Башкортостан "О государственной поддержке экспортоориентированных отраслей и производств";
- совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан, ГУСП "Башсельхозтехника" провести работу по созданию системы заводского ремонта и обслуживания сельскохозяйственной техники в целях повышения уровня технической оснащенности сельскохозяйственного производства и более полного использования накопленного потенциала машиностроительных предприятий.
11. Государственному комитету Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью:
- обеспечить полную и своевременную реализацию Программы приватизации государственного и муниципального имущества в Республике Башкортостан на 2000 год, обратив особое внимание на совершенствование управления и распоряжения государственным имуществом, усиление государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики, расширение инструментария приватизации, дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности;
- в целях совершенствования управления государственными пакетами акций провести анализ деятельности за 1998-1999 годы юридических лиц, в уставных капиталах (паях) которых имеется доля государства, и внести предложения об изменении (увеличении, уменьшении) доли государства или ее продаже на коммерческом конкурсе с инвестиционными условиями в соответствии с Концепцией управления государственными пакетами акций, долями в уставных капиталах хозяйственных обществ в Республике Башкортостан, предусматривающей максимизацию доходов бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью, оптимизацию структуры собственности, повышение конкурентоспособности коммерческих организаций с участием государства.
12. Государственному комитету Республики Башкортостан по земельным ресурсам и землеустройству:
- совместно с Государственной комиссией по вопросам недвижимости при Кабинете Министров Республики Башкортостан, Государственным комитетом Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью, отделом агропромышленной политики и землеустройства Управления Делами Кабинета Министров Республики Башкортостан разработать проект закона Республики Башкортостан "Об оценке земель";
- совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан и отделом агропромышленной политики и землеустройства Управления Делами Кабинета Министров Республики Башкортостан разработать в IV квартале 2000 года проект закона Республики Башкортостан "О землеустройстве в Республике Башкортостан";
- совместно с Министерством лесного хозяйства и природных ресурсов Республики Башкортостан и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан разработать во II квартале 2000 года проект постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан "О правилах проведения государственной кадастровой оценки земель".
13. Государственному комитету Республики Башкортостан по науке, высшему и среднему профессиональному образованию:
- совместно с Академией наук Республики Башкортостан, отделом развития топливно-энергетического комплекса, химической отрасли и недропользования Управления Делами Кабинета Министров Республики Башкортостан, Министерством экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан, Институтом социально-экономических исследований УНЦ РАН, Институтом проблем транспорта энергоресурсов, Государственным комитетом Республики Башкортостан по промышленной политике, Министерством строительства и жилищной политики Республики Башкортостан, ОАО "Башкирэнерго", Управлением "Башкиргосэнергонадзор" обеспечить в IV квартале 2000 года разработку комплексной системы энергосбережения в республике, предусматривающей снижение энергоемкости производств и широкое внедрение энергосберегающих технологий в отраслях народного хозяйства;
- совместно с Академией наук Республики Башкортостан, Институтом социально-экономических исследований УНЦ РАН, Министерством экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан, Государственным комитетом Республики Башкортостан по промышленной политике, отраслевыми институтами, Советом ректоров вузов в целях создания условий для развития отраслей реального сектора экономики за счет эффективной реализации инновационного потенциала обеспечить во II квартале 2000 года разработку Концепции и программы формирования республиканской инновационной системы, включающих создание региональной инновационной инфраструктуры, реализацию программы развития патентной деятельности, разработку механизмов трансформации результатов НИОКР в наукоемкие технологии и новую конкурентоспособную продукцию и другие направления.
14. Управлению по геологии и использованию недр при Кабинете Министров Республики Башкортостан во II квартале 2000 года разработать проект государственной программы воспроизводства минерально-сырьевой базы Республики Башкортостан и геологического изучения недр на территории Республики Башкортостан до 2005 года.
15. Национальному банку Республики Башкортостан:
- совместно с Министерством финансов Республики Башкортостан, Министерством экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан, кредитными организациями, администрациями районов и городов республики разработать в IV квартале 2000 года проект программы развития банковской системы Республики Башкортостан, предусматривающей развитие сети системообразующих банков, оптимизацию сети средних и мелких банков, внедрение в банковскую практику новых форм обслуживания, повышение качества расчетно-кассового обслуживания юридических и физических лиц, повышение качества консультирования хозяйствующих субъектов, реструктуризацию кредитного портфеля банков, приведения его в соответствие с долгосрочными потребностями экономики республики, повышение эффективности контроля за полной и своевременной репатриацией валютной выручки, реализацию эффективной системы контроля за обслуживанием счетов бюджетов всех уровней, надежным прохождением обязательных платежей и сборов через банковскую систему;
- принять меры, стимулирующие увеличение объемов кредитования банковской системой экономики республики;
- обеспечить проведение дальнейших мер по нормализации ситуации в сфере налично-денежного обращения, предусматривающих сокращение возможностей для использования в хозяйственном обороте наличных денег предприятиями, имеющими задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, увеличение удельного веса инкассируемой торговой выручки, мер по повышению привлекательности безналичных форм расчетов;
- разработать предложения по мерам, стимулирующим кредитование малого предпринимательства коммерческими банками.
16. Государственной комиссии по вопросам недвижимости при Кабинете Министров Республики Башкортостан:
- совместно с Министерством юстиции Республики Башкортостан в целях создания условий для эффективного функционирования рынка риэлтерских услуг разработать и обеспечить реализацию Закона Республики Башкортостан "О риэлтерской деятельности в Республике Башкортостан".
17. Академии наук Республики Башкортостан:
- совместно с научными организациями и заинтересованными государственными органами исполнительной власти республики обеспечить реализацию согласованных с федеральными ведомствами проектов создания научно-производственных и научно-образовательных комплексов в сфере социально-гуманитарных наук, агропромышленного комплекса, добычи и транспорта нефти и газа, нефтехимии, машино- и приборостроения, медицины и экологии, добычи и переработки цветных металлов, неорганической химии и производства новых строительных материалов.
18. Администрациям районов и городов республики:
- разработать Программы социально-экономического развития районов и городов на 2001-2004 годы, предусматривающие поэтапное достижение территориями финансовой самодостаточности;
- создать равные условия доступа субъектов малого предпринимательства к выполнению муниципальных заказов, аренде площадей и производственных мощностей.
19. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей Премьер-министра Республики Башкортостан.
Премьер-министр |
Р.И.Байдавлетов |
Управляющий Делами |
И.У.Забиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 7 апреля 2000 г. N 86 "Об итогах социально-экономического развития Республики Башкортостан в 1999 году и задачах на 2000 год"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", N 10 (112), июль 2000 г., ст. 802