город Уфа
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя И.А.Адигамова, судей Л.Ш.Гумеровой, Е.Л.Слепнева, А.Г.Хабибулина,
с участием стороны, направившей запрос в Конституционный Суд Республики Башкортостан, - Полномочного Представителя Президента Республики Башкортостан в Конституционном Суде Республики Башкортостан Ф.Р.Муратшина, а также приглашенных в заседание постоянного представителя Государственного Собрания Республики Башкортостан в Конституционном Суде Республики Башкортостан Н.Ф.Зиганшина, министра юстиции Республики Башкортостан В.И.Спеле, заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан М.Б.Долматовой, судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Н.М.Кондрашовой, заместителя начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан Р.С.Раяновой, начальника управления Прокуратуры Республики Башкортостан Ш.А.Ишмакова, главного советника Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе С.А.Юлчурина,
руководствуясь частью четвертой статьи 123 Конституции Республики Башкортостан, частями первой, четвертой и восьмой статьи 3, статьями 37, 74, 112, 113 и 114 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан",
рассмотрел в открытом заседании дело о толковании пункта 24 статьи 86 и статьи 87 Конституции Республики Башкортостан.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Президента Республики Башкортостан о толковании названных статей Конституции Республики Башкортостан.
Заслушав сообщение судьи - докладчика Л.Ш.Гумеровой, объяснения представителя стороны, заключения экспертов - кандидатов юридических наук Г.В.Грушевой и Л.А.Дольниковой, выступления приглашенных, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Башкортостан установил:
1. Президент Республики Башкортостан обратился с запросом о толковании пункта 24 статьи 86 и статьи 87 Конституции Республики Башкортостан в связи с представлением Прокурора Республики Башкортостан решить вопрос о досрочном прекращении полномочий Государственного Собрания Республики Башкортостан в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 9 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Заявитель просит разъяснить, не препятствуют ли статья 87 и часть пятая статьи 3 Конституции Республики Башкортостан Президенту Республики Башкортостан распускать высший представительный и единственный законодательный орган Республики Башкортостан, руководствуясь при этом пунктом 24 статьи 86 Конституции Республики Башкортостан и упомянутыми положениями Федерального закона.
2. Президент Республики Башкортостан, ее глава и высшее должностное лицо (части первая и третья статьи 82 Конституции Республики Башкортостан), вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 9 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Однако статья 87 Конституции Республики Башкортостан запрещает Президенту Республики Башкортостан использовать принадлежащие ему полномочия для роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти. Присвоение полномочий государственной власти, приостановление или прекращение деятельности органов власти в непредусмотренном Конституцией Республики Башкортостан порядке, создание новых или параллельных структур власти являются антиконституционными и влекут ответственность по закону (часть пятая статьи 3 Конституции Республики Башкортостан).
3. Роспуск органа представительной демократии в правовом государстве, то есть досрочное прекращение полномочий независимо от его волеизъявления, может применяться в условиях разделения властей как политический механизм преодоления возможных противоречий между ними посредством свободных выборов либо как форма юридической ответственности парламента при наличии подтвержденного судом состава конституционного правонарушения.
Конституционная цель роспуска состоит в продолжении функционирования исполнительной власти вопреки выраженному ей законодательной властью недоверию, а превентивное значение его последствий заключается в том, что они призваны удерживать государственные органы от необоснованных конфликтов и обеспечивать их сотрудничество и взаимное доверие (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 1996 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края, от 11 декабря 1998 года по делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации, от 11 ноября 1999 года по делу о толковании статей 84 (пункт "б"), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации).
Статьей 87 Конституции Республики Башкортостан и частью 1 статьи 12 Закона Республики Башкортостан "О Государственном Собрании Республики Башкортостан" роспуск Государственного Собрания Республики Башкортостан не допускается ни по каким основаниям. Между тем, по смыслу статей 6 и 7 Конституции Республики Башкортостан право роспуска Государственного Собрания Республики Башкортостан корреспондирует его праву выразить недоверие Президенту Республики Башкортостан и Кабинету Министров Республики Башкортостан, влекущее немедленную их отставку (часть вторая статьи 89, части вторая и третья статьи 93, пункты 11 и 12 части первой статьи 79 Конституции Республики Башкортостан), если спор между ними не был или не мог быть урегулирован иным образом.
При досрочном прекращении полномочий представительного органа с последующим проведением всенародного голосования выражается одобрение или, напротив, отказ в доверии политике одной из ветвей власти по реализации компетенции Республики Башкортостан. В этой связи вышеуказанное полномочие исполнительной власти сдерживает законодателей от злоупотребления правом отправлять в отставку Президента Республики Башкортостан и Кабинет Министров Республики Башкортостан, а также от принятия необоснованного решения о самороспуске. Тем самым достигается стабильность и непрерывность осуществления ими своих функций.
Конституцией Республики Башкортостан не регламентируются роспуск - в смысле способа политического разрешения возникших разногласий в ее системе публичной власти и выборных должностных лиц, а также ограничения его произвольного использования.
Конституционный Суд Республики Башкортостан не вправе восполнять пробелы в правовом регулировании. Соответственно, подлежащие толкованию нормы Конституции Республики Башкортостан не рассматриваются в этом значении роспуска.
4. Возможность досрочного прекращения полномочий органов законодательной власти субъекта Российской Федерации характеризует их правовой статус и входит в систему гарантий государственной защиты конституционного правопорядка.
Конституционный Суд Российской Федерации признал необходимость адекватных мер федерального воздействия, направленных на охрану конституционных ценностей, и определил единые критерии допустимости их применения. К ним относятся наличие подтвержденных актами судебной власти, носящими окончательный характер, законодательно предусмотренных оснований возбуждения вопроса о досрочном прекращении полномочий парламента; обязательный круг субъектов, решающих данный вопрос; недопустимость реализации данной меры федерального воздействия в связи лишь с формальным противоречием неправомерного акта федеральному регулированию и его несвоевременным устранением из правовой системы Российской Федерации, а обоснованность ее применения соразмерно существенным негативным социальным последствиям и значимости защищаемых публичных интересов; наделение органов законодательной власти субъекта Российской Федерации правом использовать средства судебной защиты для подтверждения правомерности своих действий и решений, в том числе обращения в высшие в иерархии федеральных судов инстанции (Постановления от 18 января 1996 года, от 16 октября 1997 года по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 10 июня 1998 года по делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта "а" пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, от 4 апреля 2002 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Государственного Собрания - Хасэ Республики Адыгея).
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 29 июля 2000 года) основанием для роспуска Государственного Собрания Республики Башкортостан является принятие Конституции Республики Башкортостан, закона и иного нормативного правового акта Республики Башкортостан, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный орган Республики Башкортостан не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения. Указанная мера ответственности может быть применена в случаях однократного или систематического нарушения федеральных предписаний и Конституции Республики Башкортостан, если решением суда подтверждается, что по истечении шести месяцев неисполнение, ненадлежащее исполнение или воспрепятствование исполнению первоначального судебного акта о приведении республиканских законодательных актов в соответствие с ними повлекли массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству, территориальной целостности, национальной безопасности, обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации (статья 3.1, часть 6 статьи 8, пункт 2 статьи 9, пункт 8 статьи 18), при условии, что в конституционном и гражданском судопроизводстве не подтверждается действительность признанных неконституционными либо противоречащими федеральным предписаниям положений, не опровергнуты отсутствие обязанности по их отмене в связи лишь с формальностью выявленного противоречия и иные аргументы по поводу фактов уклонения Государственного Собрания Республики Башкортостан от принятия в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда и связанных с этим негативными социальными последствиями.
5. Конституция Республики Башкортостан и Конституция Российской Федерации обязывают Президента Республики Башкортостан гарантировать в пределах своей компетенции признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, законность и правопорядок на территории республики (часть шестая статьи 1, статьи 2 и 21, часть четвертая статьи 3, часть первая статьи 15, часть вторая статьи 82, часть первая статьи 85, пункт 1 статьи 86, часть третья статьи 117 Конституции Республики Башкортостан; статьи 15 (часть 2), 72 (пункт "н" части 1), 76 (части 1, 2, 5), 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации).
Устанавливаемые законодательными актами Российской Федерации и Республики Башкортостан полномочия Президента Республики Башкортостан не содержат их исчерпывающего перечня. Такой вывод следует из пункта 24 статьи 86 Конституции Республики Башкортостан и подпункта "е" пункта 7 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в которых специально предусматривается, что высшее должностное лицо осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Башкортостан, законом о Президенте Республики Башкортостан, другими законами Республики Башкортостан и федеральными законами.
При этом по смыслу части четвертой статьи 3 Конституции Республики Башкортостан и статей 3.1 и 9 названного Федерального закона Президент Республики Башкортостан не может быть лишен Конституцией Республики Башкортостан и законами Республики Башкортостан дискреционного полномочия досрочно прекращать деятельность законодательного органа Республики Башкортостан за незаконные решения и действия (бездействие), которые влекут ответственность в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, установление полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации не может быть исключительной прерогативой субъектов Российской Федерации; вместе с тем федеральное регулирование оснований прекращения полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации не препятствует дальнейшей конкретизации в их конституциях, уставах и законах. Однако субъект Российской Федерации не может изменять установленные Конституцией Российской Федерации приоритеты действия законов и иных федеральных правовых актов, ограничивать их применение, приостанавливать их действие, вводить какие-либо связанные с действием этих актов процедуры и механизмы разрешения коллизий правовых споров, не предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (Постановление от 4 апреля 2002 года, Определения от 8 июня 2000 года N 91-О и от 27 июня 2000 года N 92-О).
Следовательно, положение статьи 87 Конституции Республики Башкортостан не должно толковаться как предусматривающее освобождение Государственного Собрания Республики Башкортостан от привлечения к конституционно-правовой ответственности в форме досрочного прекращения его полномочий Президентом Республики Башкортостан в соответствии с федеральным законом.
Принадлежащие Президенту Республики Башкортостан полномочия, - в силу требований пункта 24 статьи 86 Конституции Республики Башкортостан во взаимосвязи с ее положениями части шестой статьи 1, части четвертой статьи 3, части первой статьи 15, статей 87, 88, - не могут быть использованы им по своему усмотрению для приостановления или прекращения деятельности избранных органов государственной власти Республики Башкортостан, выборных должностных лиц Республики Башкортостан и местного самоуправления в не предусмотренном Конституцией Республики Башкортостан, законами Республики Башкортостан и федеральными законами порядке.
6. Президент Республики Башкортостан может письменно предупредить о намерении приведения в действие специального механизма ответственности до начала самой процедуры. Решение Президента Республики Башкортостан о досрочном прекращении полномочий Государственного Собрания Республики Башкортостан не связано со сроками давности наложения взыскания и принимается в форме указа (часть первая статьи 88 Конституции Республики Башкортостан, пункт 3 статьи 9 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). Из пункта 1 статьи 8 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вытекает, что Президент Республики Башкортостан вправе распускать Государственное Собрание Республики Башкортостан не позднее чем за 65 дней до окончания срока его полномочий.
7. Конституционно-правовые последствия роспуска отличаются от последствий, наступающих в связи с истечением установленного в части 1 статьи 72 Конституции Республики Башкортостан срока полномочий Государственного Собрания Республики Башкортостан. В этом случае они прекращаются - в соответствии с частью третьей статьи 11 Закона Республики Башкортостан "О Государственном Собрании Республики Башкортостан" - со дня начала работы Государственного Собрания Республики Башкортостан нового созыва. Конституционный Суд Республики Башкортостан, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированную в Постановлении от 11 ноября 1999 года, приходит к выводу, что роспуск Государственного Собрания Республики Башкортостан Президентом Республики Башкортостан означает прекращение, со дня назначения Государственным Собранием Республики Башкортостан внеочередных выборов, осуществления им предусмотренных Конституцией Республики Башкортостан и законами Республики Башкортостан, Конституцией Российской Федерации и федеральными законами полномочий по принятию законов, а также иных полномочий, которые реализуются путем принятия решений на заседаниях Государственного Собрания Республики Башкортостан или одной из его Палат. При этом исключается осуществление указанных полномочий Президентом Республики Башкортостан и другими органами государственной власти Республики Башкортостан.
Постановление Государственного Собрания Республики Башкортостан о назначении внеочередных выборов принимается не позднее чем через 14 дней со дня вступления в силу Указа Президента Республики Башкортостан о досрочном прекращении его полномочий (пункт 14 части первой статьи 79 Конституции Республики Башкортостан, статьи 7, 8, 86 Кодекса Республики Башкортостан о выборах, статьи 5 и 9 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 1 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), если Государственное Собрание Республики Башкортостан не обратилось в соответствующий суд для его оспаривания.
На основании изложенного, руководствуясь частями первой и второй статьи 72, статьями 73, 74, 75, 78, 79 и 115 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан постановил:
1. Положение пункта 24 статьи 86 Конституции Республики Башкортостан означает, что устанавливаемые Конституцией Республики Башкортостан, законом о Президенте Республики Башкортостан и другими законами Республики Башкортостан полномочия Президента Республики Башкортостан не содержат исчерпывающего перечня.
Президент Республики Башкортостан не вправе использовать принадлежащие ему полномочия по своему усмотрению для приостановления или прекращения деятельности избранных органов государственной власти Республики Башкортостан, выборных должностных лиц Республики Башкортостан и местного самоуправления в не предусмотренном Конституцией Республики Башкортостан, законами Республики Башкортостан и федеральными законами порядке.
2. Положение статьи 87 Конституции Республики Башкортостан о том, что полномочия Президента Республики Башкортостан не могут быть использованы для роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, не должно толковаться как предусматривающее освобождение Государственного Собрания Республики Башкортостан от привлечения к конституционно-правовой ответственности в форме досрочного прекращения его полномочий Президентом Республики Башкортостан по основаниям, установленным федеральным законом.
3. Роспуск Государственного Собрания Республики Башкортостан означает прекращение, начиная с момента назначения даты внеочередных выборов, осуществления Государственным Собранием Республики Башкортостан предусмотренных Конституцией Республики Башкортостан и законами Республики Башкортостан, Конституцией Российской Федерации и федеральными законами полномочий по принятию законов, а также иных полномочий, которые реализуются путем принятия решений на заседаниях Государственного Собрания Республики Башкортостан или одной из его Палат. При этом исключается осуществление указанных полномочий Президентом Республики Башкортостан и другими органами государственной власти Республики Башкортостан.
4. Данное Конституционным Судом Республики Башкортостан в настоящем Постановлении толкование является официальным и общеобязательным.
5. Настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
6. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Республика Башкортостан", "Башкортостан", "Кызыл тан" и в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан".
Конституционный Суд Республики Башкортостан
N 20-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Башкортостан от 14 мая 2002 г. N 20-П "По делу о толковании пункта 24 статьи 86 и статьи 87 Конституции Республики Башкортостан в связи с запросом Президента Республики Башкортостан"
Текст постановления опубликован в газете "Республика Башкортостан", N 130 (25110) от 10 июля 2002 г.; в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", N 12 (150), август 2002 г., ст. 869