город Уфа
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя И.А.Адигамова, судей Л.Ш.Гумеровой, Ф.Р.Муратшина, Е.Л.Слепнева,
с участием стороны, обратившейся с жалобой в Конституционный Суд Республики Башкортостан, гражданки С.В.Байковой, и представителя стороны, издавшей оспариваемый акт, заведующего юридическим отделом Секретариата Уфимского городского Совета А.Ю.Ямбулатова,
а также приглашенных в заседание Полномочного Представителя Президента Республики Башкортостан в Конституционном Суде Республики Башкортостан Х.А.Тимершина, постоянного представителя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан в Конституционном Суде Республики Башкортостан Н.Ф.Зиганшина, заведующего отделом правовой экспертизы и административных органов Правительства Республики Башкортостан В.А.Кургузова, исполняющего обязанности начальника отдела по надзору за законностью правовых актов Прокуратуры Республики Башкортостан Д.У.Абдуллина, прокурора отдела по надзору за законностью правовых актов Прокуратуры Республики Башкортостан Д.Р.Мухаметшина и начальника юридического отдела администрации города Уфы Ш.Я.Галиева,
руководствуясь пунктом 5 части первой статьи 106 Конституции Республики Башкортостан, подпунктом "д" пункта 1 части первой статьи 3, статьями 4, 38, 39, 42 и 77 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности пункта 1.4 "Временных правил содержания собак в г. Уфе" (в редакции решения Уфимского городского Совета от 4 октября 2002 года) и пункта 3 решения Уфимского городского Совета от 24 марта 2005 года "Об утверждении Правил содержания домашних животных в г. Уфе".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба граждан С.В.Байковой и Н.В.Панферовой на нарушение их конституционных прав введением оспариваемыми положениями дополнительной платы с владельцев собак за пользование коммунальными услугами.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Е.Л.Слепнева, объяснения сторон, исследовав представленные документы и иные материалы, поручив составление проекта решения по настоящему делу судье Л.Ш.Гумеровой, Конституционный Суд Республики Башкортостан установил:
1. Заявители оспаривают пункт 1.4 "Временных правил содержания собак в г. Уфе", принятые президиумом Уфимского городского Совета решением от 27 июня 1996 года "Об утверждении "Временных правил содержания собак" и упорядочении оплаты за содержание собак в г. Уфе" с изменениями и дополнениями от 9 октября и 19 декабря 1996 года (в редакции от 4 октября 2002 года).
Указанный пункт предусматривает, что "жилищно-эксплуатационными организациями в частичное возмещение расходов, связанных с поддержанием санитарного состояния на закрепленных территориях, оказанием коммунальных услуг, с владельцев собак взимается плата, устанавливаемая Уфимским городским Советом". По решению Уфимского городского Совета ежемесячная плата с владельцев собак с 4 октября 2002 года определяется в размере 0,5 МРОТ (минимальный размер оплаты труда) и вносится совместно с оплатой за квартиру и коммунальные услуги по единому платежному документу.
Заявители полагают, что по смыслу приведенного положения на владельцев собак возложена обязанность уплачивать налог, установленный органом публичной власти с превышением предоставленной ему компетенции. По их мнению, при этом нарушен также порядок опубликования нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, официально для всеобщего сведения, что не согласуется с требованиями статей 6, 7, 14, 62 и 103 Конституции Республики Башкортостан.
До подачи конституционной жалобы гражданка С.В.Байкова обращалась в суд общей юрисдикции с заявлением о признании данного пункта противоречащим Налоговому кодексу Российской Федерации и недействующим с момента утверждения.
Суды первой и надзорной инстанций, исследовав документы и фактические обстоятельства дела, пришли к выводу, что ежемесячная плата с владельцев собак за содержание собак установлена Уфимским городским Советом в пределах своих полномочий и не является ни налогом, ни сбором. Она поступает на расчетный счет МУП УЖХ г. Уфы, после чего производятся выплаты различным службам за предоставленные услуги: газ, воду, расходы на уборку лестничных клеток и прочие затраты. Данная плата относится к расходам предприятий жилищно-коммунального хозяйства и взимается в счет возмещения этих расходов. Судебными решениями не выявлено противоречие указанного положения Конституции Российской Федерации, Налоговому кодексу Российской Федерации и отказано в удовлетворении заявленных требований ввиду их необоснованности.
В соответствии с правовым регулированием предметной, инстанционной и территориальной подведомственности дел в судах (статья 118 Конституции Российской Федерации, статьи 3-6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации") и правовыми позициями, выраженными Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 16 июня 1998 года, от 11 апреля 2000 года, от 18 июля 2003 года и от 27 января 2004 года, не допускается подмена иных видов судопроизводства конституционным судопроизводством.
Анализ представленных материалов и правовое обоснование позиции заявителя показывают, что в жалобе приводятся такие же доводы, какие были исследованы судами общей юрисдикции. В этой связи в настоящем деле Конституционный Суд Республики Башкортостан исходит из преюдициального значения вступивших в законную силу судебных актов, как того требуют положения части первой статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" и части первой статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации".
К началу рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда Республики Башкортостан решением Уфимского городского Совета от 24 марта 2005 года "Временные правила содержания собак в г. Уфе" с 28 марта 2005 года признаны утратившими силу. Пунктом 2 этого же решения утверждены "Правила содержания домашних животных в г. Уфе", которые введены в действие с 1 мая 2005 года. Пунктом 3 данного решения установлен сбор за содержание собак в размере 300 рублей в год.
Заявители считают, что оспариваемая ими норма пункта 1.4 "Временных правил содержания собак в г. Уфе" (в редакции решения Уфимского городского Совета от 4 октября 2002 года) по существу сохранилась в пункте 3 решения Уфимского городского Совета от 24 марта 2005 года. Они дополнили жалобу требованием о проверке конституционности указанного положения. При этом заявители, несмотря на имеющиеся сомнения по поводу экономического обоснования размера коммунального платежа, не отрицают саму необходимость оплаты владельцами собак уборки лестничных клеток и уборки территории.
Таким образом, предметом рассмотрения в настоящем деле являются пункт 1.4 "Временных правил содержания собак в г. Уфе" (в редакции решения Уфимского городского Совета от 4 октября 2002 года) и пункт 3 решения Уфимского городского Совета от 24 марта 2005 года "Об утверждении Правил содержания домашних животных в г. Уфе" в части взимания с владельцев собак платы (сбора) за содержание собак (далее соответственно - Временные правила содержания собак в г. Уфе от 27 июня 1996 года и Правила содержания домашних животных в г. Уфе от 24 марта 2005 года).
2. Кабинет Министров Республики Башкортостан в Постановлении от 11 сентября 1995 года N 336 "О Временных правилах содержания собак в городах и населенных пунктах Республики Башкортостан" установил, что при регистрации собак сбор с их владельцев определяется решением городского, районного Совета и не может превышать 1/7 части минимальной оплаты труда. В нем, помимо регистрационного сбора, предусматривается дискреционное полномочие местных органов государственной власти установить для владельцев собак дополнительную плату за пользование коммунальными услугами (далее - Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 11 сентября 1995 года N 336).
Правовой основой изданного Кабинетом Министров Республики Башкортостан акта является Постановление Совета Министров РСФСР от 23 сентября 1980 года N 449 "Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР" (с изменениями от 25 сентября 1985 года и 29 октября 1992 года), действующее согласно пункту 2 Раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации. В частности, вводится обязательная регистрация и ежегодная перерегистрация собак в городах; предусмотрены, с учетом местных условий, допустимость ограничения количества собак, содержание которых разрешается владельцам, и, в исключительных случаях, запрещение содержания этих животных по санитарным соображениям; установлена обязанность владельцев оплачивать стоимость расходов по отлову, кормлению, содержанию и ветеринарной обработке нелечебного характера при возвращении по их просьбе отловленных собак из пунктов передержки. Советы Министров автономных республик в целях предупреждения заболеваний животных, исключения возможности причинения ими вреда здоровью людей и окружающей среде вправе в развитие и конкретизацию этих положений принимать нормативные акты, регламентирующие правила регистрации, нормативы и стоимость оказанных услуг, меры по обеспечению соблюдения санитарных правил содержания улиц, дворов и других территорий населенных пунктов, загородных мест отдыха и пляжей, иных правил содержания собак в городах (пункты 1, 4, 6, 8).
Кабинет Министров Республики Башкортостан в силу положений статей 100, 103 и 104 Конституции Республики Башкортостан (в редакции, действовавшей в период принятия вышеназванного постановления) правомочен решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Республики Башкортостан, поскольку они не входят в компетенцию Государственного Собрания Республики Башкортостан и Президента Республики Башкортостан, и осуществлять руководство органами, уполномоченными управлять государственной собственностью, а также обеспечивать санитарно-эпидемиологический надзор на основании Закона РСФСР от 19 апреля 1991 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (статьи 1, 2, 18 и 19).
Однако, Кабинет Министров Республики Башкортостан, как исполнительный орган государственной власти, не наделяется правом издавать акты об установлении или отмене налогов и/или правом передавать не принадлежащие ему и не свойственные его правовой природе полномочия.
Согласно Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. В момент принятия Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 11 сентября 1995 года N 336 действовал Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Он содержал императивные предписания относительно порядка установления налогов и сборов. Эти нормы предусматривали правовое регулирование налоговых обязательств только законодательными органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления; закрепление волеизъявления этих органов в форме законов и решений; однократность налогообложения; запрет органам государственной власти всех уровней вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.
Первый вид платежа, упомянутый в Постановлении Кабинета Министров Республики Башкортостан от 11 сентября 1995 года N 336, - сбор с владельцев собак при регистрации собак признавался местным налогом. Этот сбор вносили физические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год. Районные и городские Советы самостоятельно решали вопрос об установлении указанного сбора (пункты 1 и 4 статьи 21 Закона об основах налоговой системы в Российской Федерации). Уфимский городской Совет реализовал названное полномочие, издав акты об установлении и отмене регистрационного сбора с владельцев собак (решения от 28 апреля 1997 года и 17 декабря 1998 года).
Следующий вид платежа, именуемый Кабинетом Министров Республики Башкортостан "дополнительной платой за пользование коммунальными услугами", имеет строго целевое назначение и "может быть установлен" по усмотрению местных органов государственной власти (пункт 3 Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 11 сентября 1995 года N 336).
При этом приведенное положение Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 11 сентября 1995 года N 336 заявителями не оспаривается.
Конституционный Суд Республики Башкортостан при рассмотрении настоящего дела не вправе выходить за пределы обращения. Поэтому Суд исходит из презумпции как конституционности пункта 3 Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 11 сентября 1995 года N 336, так и конституционности действий Уфимского городского Совета по реализации делегированного ему нормотворческого полномочия.
3. Временные правила содержания собак в г. Уфе от 27 июня 1996 года и Правила содержания домашних животных в г. Уфе от 24 марта 2005 года приняты на основании и во исполнение вышеназванных правовых актов исполнительных органов государственной власти.
В момент принятия этих актов в Республике Башкортостан применялся особый способ организации публичной власти на местах. Помимо такого общепризнанного вида местной власти как местное самоуправление, Конституция Республики Башкортостан в систему органов государственной власти Республики Башкортостан включает территориальное звено - местные органы государственной власти. Их правовой статус определялся Законом Республики Башкортостан от 12 октября 1994 года "О местном государственном управлении в Республике Башкортостан" и впоследствии Законом Республики Башкортостан от 3 января 2002 года "О местных органах государственной власти в Республике Башкортостан". До 1 января 2006 года они действовали в районах и городах республиканского подчинения в лице местного представительного органа и местного исполнительного органа (местной администрации).
В городе Уфе представительным органом являлся Уфимский городской Совет, а исполнительным и распорядительным органом - администрация города Уфы (статья 3 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 1996 года "О статусе города Уфы - столицы Республики Башкортостан").
Компетенция местной администрации определялась Конституцией Республики Башкортостан, законами и иными правовыми актами Республики Башкортостан. Глава местной администрации входил в единую систему исполнительной власти Республики Башкортостан, возглавляемую Президентом Республики Башкортостан. Компетенция местной администрации могла быть расширена путем делегирования Президентом Республики Башкортостан и Кабинетом Министров Республики Башкортостан отдельных полномочий (статья 2 Закона Республики Башкортостан "О статусе города Уфы - столицы Республики Башкортостан", статья 10 Закона Республики Башкортостан от 25 декабря 1996 года "О республиканских органах исполнительной власти Республики Башкортостан").
Уфимский городской Совет был вправе образовывать президиум. В период между сессиями президиум осуществлял полномочия Совета, кроме вопросов, отнесенных к его исключительной компетенции. Президиум был уполномочен по поручению Совета принимать решения, приравненные по юридической силе к решениям самого Совета (статьи 13-16 Закона о местном государственном управлении в Республике Башкортостан).
В период принятия пункта 1.4 Временных правил содержания собак в г. Уфе от 27 июня 1996 года президиумы Советов всех уровней принимали решения с последующим их утверждением на сессии соответствующего Совета. Регламент Уфимского городского Совета от 19 мая 1995 года также предусматривал в статье 37 право президиума в исключительных случаях принимать решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности города после предварительного обсуждения на заседаниях постоянных комиссий и их утверждение на сессии Совета.
Уфимский городской Совет, рассмотрев названный акт в процедуре последующего утверждения, поручил президиуму принять окончательное решение с учетом высказанных на состоявшейся сессии замечаний и предложений (пункт 2 решения от 26 сентября 1996 года "Об утверждении решений президиума Уфимского городского Совета, принятых в период между V и VII сессиями Уфимского городского Совета").
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. В решении от 26 сентября 1996 года пункт 2 отсутствует
3.1. В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (часть четвертая статьи 14).
Закон о местных органах государственной власти в Республике Башкортостан определял, что решения районного, городского Совета вступают в силу с момента их принятия, если не установлен другой срок введения их в действие, доводятся до сведения граждан не позднее чем в семидневный срок после принятия и обязательны для исполнения всеми гражданами (статья 16).
В соответствии с пунктом 2 решения от 4 октября 2002 года пункт 1.4 Временных правил содержания собак в г. Уфе (с изменениями и дополнениями) опубликован 31 октября 2002 года в газете "Вечерняя Уфа", одним из учредителей которой являлся Уфимский городской Совет. Из этого следует, что по порядку опубликования указанного нормативного правового акта конституционные требования не нарушены.
Органы государственной власти, согласно требованиям Федерального закона от 20 февраля 1995 года "Об информации, информатизации и защите информации" (статья 13), обязаны в пределах своей компетенции осуществлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес. Постановление Совета Министров РСФСР от 23 сентября 1980 года N 449 (пункт 8), Временные правила содержания собак в городах и населенных пунктах Республики Башкортостан (пункты 1.5, 2.4, 5.1), Временные правила содержания собак в г. Уфе от 27 июня 1996 года (пункт 1.5, 2.5, 4.1-4.4, 6) предусматривают механизм доведения до сведения граждан правил содержания собак и порядка ее исполнения. В частности, при регистрации собаки ее владелец в обязательном порядке подлежит ознакомлению с данными правилами, что подтверждается подписью в регистрационном удостоверении на собаку; эти правила вывешиваются на информационных стендах ветеринарных учреждений и жилищно-эксплуатационных организаций для ознакомления граждан; при постановке содержащихся в жилых домах собак на учет, при извещении владельцем собаки жилищно-эксплуатационных организаций о перемене места жительства, при проведении разъяснительной работы государственными надзорными и контрольными органами и заинтересованными общественными объединениями добросовестный владелец получает информацию о действующих правилах.
Изложенное свидетельствует о том, что получение информации о предъявляемых публичных притязаниях и обязательствах к собственнику собаки и равные права на доступ к документированной информации гарантированы гражданам не только с момента официального опубликования нормативных актов, но и со дня официальной регистрации (перерегистрации) собаки в ветеринарных учреждениях, при постановке ее на учет по месту жительства владельца и доставке платежных документов.
4. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина, охрана окружающей среды, осуществление мер по борьбе с эпидемиями, административное, жилищное законодательство и законодательство об охране окружающей среды (статья 72, пункты "б", "д", "з", "к" части 1,# Конституции Российской Федерации).
В Республике Башкортостан обеспечивается право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Вместе с тем, на каждого возлагается обязанность сохранять окружающую среду, животный и растительный мир, бережно относиться к природным богатствам (статьи 38, 43, 44, 61 Конституции Республики Башкортостан).
Согласно статье 137 Гражданского кодекса Российской Федерации животные признаются объектами права собственности и к ним применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. Из этого следует, что на гражданские правоотношения с участием владельца животного распространяются общие правила об имуществе в случае, если отсутствуют иные правила, связанные с осуществлением правомочий владения, пользования и распоряжения в отношении животных, в федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных актах федеральных органов исполнительной власти.
Одновременно при реализации права собственности должны соблюдаться устанавливаемые федеральными предписаниями ограничения. В частности, не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности; действия собственника животного не могут противоречить законоположениям и нарушать права и законные интересы других лиц. Так, в силу вышеупомянутых действующих актов собственник собаки обязан соблюдать санитарно-ветеринарные и зоогигиенические требования к содержанию животных, обеспечивать чистоту придомовых территорий и общественных мест.
4.1. Общим принципом осуществления права собственности, в том числе в отношении животных, является обязанность собственника нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации). Исполнение указанной обязанности предполагает необходимость несения расходов по питанию, ветеринарному обследованию, уплате предусмотренных налогов и сборов, внесению платежей в оплату государственных и муниципальных услуг. Перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других физических и юридических лиц допустимо лишь в случаях, указанных в законе или договоре.
Заявители, со ссылкой на нормы гражданского и жилищного законодательства, на тарифы для потребителей жилищно-коммунальных услуг, обосновывают правомерность освобождения владельцев собак от бремени несения дополнительных расходов за пользование коммунальными услугами.
Анализ действующего законодательства показывает, что тарифы на коммунальные услуги и нормативы их предоставления в жилищном секторе распространяются на граждан, проживающих на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. Так, статьи 671, 676-678, 682 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентируют обязательства по договору найма жилого помещения, связанные с оплатой коммунальных платежей, если коммунальные услуги необходимы нанимателю и оказываются непосредственно ему, а также проживающим вместе с ним в жилом помещении гражданам.
Коммунальные услуги предоставляются гражданам в порядке, определяемом актами жилищного законодательства, которые издаются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Для целей защиты граждан как потребителей коммунальных услуг и услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов принимаются федеральные и региональные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, определяются нормативы потребления коммунальных услуг и правила их оплаты, порядок контроля качества коммунальных услуг (постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 935, от 26 сентября 1994 года N 1099, от 18 июня 1996 года N 707, от 2 августа 1999 года N 887, от 22 сентября 1999 года N 1329, от 21 августа 2001 года N 609, от 19 ноября 2001 года N 80, от 17 февраля 2004 года N 89, от 30 июля 2004 года N 392, от 29 августа 2005 года N 541, от 23 мая 2006 года N 306 и N 307).
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Слова "от 22 сентября 1999 года N 1329" следует читать: "от 23 декабря 1993 года N 1329"
5. Государственное регулирование тарифов организаций коммунального комплекса имеет своей целью социальную защиту нуждающихся семей в условиях поэтапного перехода предприятий коммунального хозяйства на принцип полного возмещения затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг и упорядочение межбюджетных взаимоотношений.
Коммунальные услуги, не связанные с реализацией жилищных прав граждан, как правило, бесплатно не предоставляются. Так, в Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года, отмечается, что следует развивать возможность получения собственниками жилья доходов от использования придомовой территории для оплаты жилья и коммунальных услуг.
Вопрос об условиях использования владельцами собак объектов коммунального хозяйства, за исключением случаев возникновения, изменения и прекращения договорных и иных обязательств, не имеет содержательной регламентации в федеральном законодательстве. Конституционный принцип о защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности предполагает возможность осуществления другими уровнями публичной власти собственного правового регулирования по указанному вопросу с учетом установленных в Российской Федерации принципов разграничения компетенции, общих принципов и норм гражданского и иных отраслей законодательства. Такое регулирование не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод заявителей.
В Постановлении Кабинета Министров Республики Башкортостан от 11 сентября 1995 года N 336 определяется вид и назначение дополнительной платы с владельцев собак: она взимается за пользование коммунальными услугами, имеет возмездный и компенсационный характер, уплачивается в дополнение к регулируемым тарифам на коммунальные услуги.
В силу конституционных требований дополнительная плата за пользование коммунальными услугами не может устанавливаться произвольно и должна иметь экономическое обоснование фактических затрат для целей обеспечения принципов равенства плательщиков, правовой определенности их обязательств и социальной справедливости.
Анализ показывает, что Уфимский городской Совет при определении затрат на предоставление коммунальных услуг владельцам собак использовал механизм, аналогичный порядку определения размеров коммунальных платежей в жилищной сфере.
Расчет ежемесячного размера платы с владельцев собак приведен в приложении к решению Уфимского городского Совета от 4 октября 2002 года. В основу исчисления положены расходы за предоставление услуг по газоснабжению, горячему и холодному водоснабжению, уборке лестничных клеток и площадок для выгула собак, прочие комиссионные сборы. Денежные средства, полученные в качестве платы за содержание собак, аккумулируются на счете предприятий жилищно-коммунального хозяйства и используются в частичное возмещение расходов, связанных с поддержанием санитарного состояния на закрепленных территориях и оказанием коммунальных услуг, а также на оборудование площадок для выгула собак. В период с 9 октября 1996 года и до 4 октября 2002 года предоставленные отдельным категориям граждан льготы при оплате за коммунальные услуги распространялись и на оплату за содержание собак (пункты 1.4, 4.1-4.4 Временных правил содержания собак в г. Уфе от 27 июня 1996 года).
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Приложение в решении Уфимского городского Совета от 4 октября 2002 года отсутствует. Скорее всего имелось в виду приложение к Решению Президиума Уфимского городского Совета Республики Башкортостан от 27 июня 1996 г. N 17/1
Расчет суммы сбора за содержание одной собаки в год приведен в приложении N 1 к Правилам содержания домашних животных в г. Уфе от 24 марта 2005 года. При ее определении учитываются расходы по уборке лестничных клеток и территорий, начисления на оплату труда уборщиков и комиссионные сборы. Ежегодные платежи с владельцев собак за их содержание направляются органами управления жилищного хозяйства и подведомственными им предприятиями на санитарное содержание мест общего пользования и придомовых территорий, на строительство площадок для выгула домашних животных и поддержание санитарного состояния существующих площадок (пункты 5.2, 5.5 и 5.6 Правила содержания домашних животных в г. Уфе от 24 марта 2005 года).
Дополнительную плату за пользование коммунальными услугами, в силу общих положений оспариваемых актов, вносят все владельцы собак в городе. Однако на территории города владельцы собак проживают как в жилых помещениях государственного и муниципального жилищных фондов, так и в частных домах, в том числе многоквартирных домах различной этажности. Следует учитывать, что отдельным категориям граждан наличие собаки необходимо по объективным условиям и социальным показаниям: собаки - проводники для инвалидов и служебные собаки. Кабинет Министров Республики Башкортостан в Постановлении от 11 сентября 1995 года N 336 прямо предусматривает облегчение бремени собственника для инвалидов по зрению, имеющих собак-проводников. Закон Республики Башкортостан от 22 апреля 1997 года "О домашних животных" также ориентирует местные органы государственной власти, органы местного самоуправления предоставлять услуги за умеренную плату, доступные для лиц с невысокими доходами (пункт 2 статьи 11). Кроме того, частные домовладельцы, содержащие собак в свободном выгуле на огороженной изолированной территории или на привязи, обеспечивают надлежащее санитарное состояние придомовой территории и вывоз твердых бытовых отходов самостоятельно или по договору на коммунальное обслуживание.
Из вышеизложенного следует, что по своему конституционно-правовому смыслу дополнительная плата с владельцев собак за пользование коммунальными услугами может быть установлена для владельцев собак, пользующихся при выгуле собак территориями общего пользования, объектами коммунального хозяйства и назначения, находящимися в государственной или муниципальной собственности. В случае, если владельцы при выгуле собак используют объекты общего имущества многоквартирных домов, дополнительная плата с владельцев собак может устанавливаться с согласия и по решению иных собственников или управляющих организаций, но не выше установленного для потребителей тарифа. В целях достижения баланса публичных интересов и интересов граждан дополнительная плата с владельцев собак за пользование коммунальными услугами может взиматься по правилам заключения и исполнения публичных договоров.
Руководствуясь частью первой статьи 74, статьями 75, 76, 78, 81, 82 и 83 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" Конституционный Суд Республики Башкортостан постановил:
1. Признать пункт 1.4 "Временных правил содержания собак в г. Уфе" и пункт 3 решения Уфимского городского Совета Республики Башкортостан от 24 марта 2005 года "Об утверждении Правил содержания домашних животных в г. Уфе" в части установления с владельцев собак платы (сбора) за содержание собак не противоречащими Конституции Республики Башкортостан, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования дополнительная плата с владельцев собак за пользование коммунальными услугами может быть установлена для владельцев собак, пользующихся при выгуле собак территориями общего пользования, объектами коммунального хозяйства и назначения, находящимися в государственной или муниципальной собственности. В случае, если владельцы собак при выгуле собак используют объекты общего имущества многоквартирных домов, дополнительная плата с владельцев собак может устанавливаться с согласия и по решению иных собственников или управляющих организаций, но не выше установленного для потребителей тарифа.
Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл указанных положений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
2. Вытекающие из настоящего Постановления необходимые изменения в пункт 3 Решения Уфимского городского Совета Республики Башкортостан от 24 марта 2005 года "Об утверждении Правил содержания домашних животных в г. Уфе" подлежат внесению в срок не позднее 1 ноября 2006 года.
3. Настоящее Постановление не может быть пересмотрено иным судом, вступает в силу после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан".
Конституционный Суд Республики Башкортостан
N 28-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Башкортостан от 26 июля 2006 г. N 28-П "По делу о проверке конституционности пункта 1.4 "Временных правил содержания собак в г. Уфе" и пункта 3 решения Уфимского городского Совета Республики Башкортостан от 24 марта 2005 года "Об утверждении Правил содержания домашних животных в г. Уфе" в связи с жалобой граждан Байковой Светланы Владимировны и Панферовой Нины Васильевны"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 18 (240) от 18 сентября 2006 г., ст. 1160