Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 9
к постановлению главы Администрации
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
от 13 декабря 2010 г.
N 7070
Стандарт
качества предоставления муниципальной услуги "Оказание
амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению
в поликлинике и на дому"
I. Общие положения
1. Разработчик стандарта: Управление здравоохранения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
2. Стандарт медицинской помощи - нормативный документ, устанавливающий требования к процессу оказания медицинской помощи при данном виде патологии (нозологической форме) с учетом современных представлений о необходимых методах диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и возможностей конкретной системы медицинской помощи, обеспечивающий медицинскую помощь надлежащего качества. В соответствии со статьями 5, 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 стандарты медицинской помощи устанавливаются на федеральном уровне. Стандарты медицинской помощи могут устанавливаться Министерством здравоохранения РБ не ниже стандартов медицинской помощи, установленных федеральным органом власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Настоящим стандартом устанавливаются обязательные требования, обеспечивающие необходимый уровень качества и доступности услуги в целом, а также на каждом этапе ее предоставления, включая обращение за услугой, его оформление и регистрацию, получение услуги, оценку качества услуги и рассмотрение жалоб получателей услуги.
Настоящий стандарт устанавливает основные требования, определяющие качество предоставления услуг в области амбулаторно-поликлинической медицинской помощи взрослому населению, в том числе:
а) оказание первичной медико-санитарной помощи в условиях амбулаторно-поликлинических учреждений;
б) оказание первичной медико-санитарной помощи на дому;
в) оказание медицинской помощи в дневных стационарах при амбулаторно-поликлинических учреждениях;
г) оказание медицинской помощи в стационарах на дому;
Единица измерения услуги - 1 посещение.
Гарантированный объем и виды бесплатной медицинской помощи предоставляются населению в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам в Республике Башкортостан бесплатной медицинской помощи.
Платные медицинские услуги и услуги по добровольному медицинскому страхованию предоставляются в учреждениях здравоохранения в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Как правило, оказание платных медицинских услуг работниками учреждений осуществляется вне основного графика работы, который ежемесячно согласовывается руководителем учреждения.
Пациенты при получении медицинской помощи имеют право на добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него.
3. Нормативные правовые акты, регламентирующие предоставление услуги:
1.3.1. Конституция Российской Федерации;
1.3.2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.06.1992 N 5487-1;
1.3.3. Федеральный закон "О лекарственных средствах";
1.3.4. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности";
1.3.5. Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах";
1.3.6. Федеральный закон "Об использовании атомной энергии";
1.3.7. Федеральный закон "О радиационной безопасности населения";
1.3.8. Федеральный закон "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации";
1.3.9. Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
1.3.10. Федеральный закон "О ветеранах";
1.3.11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
1.3.12. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей";
1.3.13. Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";
1.3.14. Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)";
1.3.15. Федеральный закон "О государственной социальной помощи";
1.3.16. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
1.3.17. Закон Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";
1.3.18. постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности";
1.3.19. постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2004 N 107 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения";
1.3.20. постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 32 "Об утверждении Положения о лицензировании технического обслуживания медицинской техники";
1.3.21. приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.11.2002 года N 350 "О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации";
1.3.22. приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.07.2005 N 487 "Об утверждении Порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи";
1.3.23. приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2005 года N 633 "Об организации медицинской помощи";
1.3.24. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров. СанПиН 2.1.3.1375-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.06.2003 (далее - СанПиН 2.1.3.1375-03);
1.3.25. Санитарно-эпидемиологические правила "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. СП 3.5.1378-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 07.06.2003;
1.3.26. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.
Иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы в сфере здравоохранения.
1.4. Орган, ответственный за организацию предоставления услуги, указанной в пункте 1.2 настоящего раздела, - управление здравоохранения Администрации ГО г. Уфа РБ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Пункт 1.2 в настоящем Стандарте не предусмотрен
1.5. Термины и определения, применяемые в настоящем стандарте.
- Муниципальная услуга в области здравоохранения - услуга в области здравоохранения, оказываемая потребителям муниципальных услуг учреждениями и иными организациями полностью или частично за счет средств бюджета города.
- Медицинская деятельность - деятельность, направленная на оказание медицинских услуг.
- Безопасность - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.
- Требование - положение нормативного документа, содержащее критерии, которые должны быть соблюдены.
- Эффективность медицинской помощи - величина (размер) медицинской помощи, при которой соответствующий тип медицинского обслуживания и помощи достигает своей цели - улучшения состояния пациента.
- Пациент - потребитель медицинской услуги, обращающийся в учреждение за медицинской помощью.
- Медицинская услуга - мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
- Диагностика заболевания - совокупность медицинских услуг, результатом которых является установление диагноза заболевания.
- Лечение заболевания - совокупность медицинских услуг, результатом которых является изменение течения заболевания (исход заболевания).
- Прием (осмотр, консультация) - производимые по определенному плану действия врача, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу, дающие возможность составить представление о состоянии организма пациента, результатом которых являются профилактика, диагностика или лечение определенного заболевания, синдрома.
- Протокол ведения больного (стандарт) - нормативный документ системы стандартизации в здравоохранении, устанавливающий требования к выполнению медицинской помощи больному при определенном заболевании, синдроме или клинической ситуации.
- Медицинские документы - специальные формы документации, ведущиеся медицинским персоналом, в которых отражаются действия, связанные с оказанием медицинских услуг.
- Медицинская карта амбулаторного больного - медицинский документ, в котором отражаются этапы диагностических, лечебных и других медицинских услуг, выполняемых амбулаторно.
- Медицинская карта стационарного больного на дому (форма 003/у) - медицинский документ, в котором отражаются этапы диагностических, лечебных и других медицинских услуг, выполняемых на дому.
- Медицинские работники - сотрудники медицинской организации, имеющие непосредственное отношение к оказанию медицинских услуг.
- Врач - медицинский работник, имеющий диплом об окончании высшего медицинского учебного заведения по специальности лечебное дело.
- Средний медицинский персонал - медицинский работник, имеющий диплом об окончании среднего специального медицинского учебного заведения (училище, колледж) по специальностям: медицинская сестра, акушерка, фельдшер.
- Реестр медицинского оборудования, инструментария, средств ухода - перечень медицинского оборудования, инструментария и средств ухода, имеющих государственную регистрацию.
1.6. Основные факторы, влияющие на качество предоставления услуги:
1.6.1. Наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение.
1.6.2. Организационно-технические условия и материально-техническое оснащение, включая оборудование, инструменты, транспорт и документацию, обеспечивающие использование медицинских технологий, разрешенных к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
1.6.3. Укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация.
1.6.4. Состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуги населению.
1.6.5. Наличие собственной (внутренней) и внешней систем контроля деятельности учреждения.
II. Требования к качеству предоставления услуги
2.1. Состав услуги.
Содержание услуги - проведение комплекса мероприятий, направленных на диагностику, лечение и профилактику заболеваний граждан, обратившихся за медицинской помощью, а также оказание медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов в амбулаторно-поликлинических условиях, в том числе на дому.
2.2. Результат предоставления услуги:
2.2.1. Оказание медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях в соответствии с действующим законодательством.
2.2.2. Оказание медицинской помощи на дому в соответствии с действующим законодательством.
2.3. Требования к качеству и условиям оказания услуги:
2.3.1. Качество услуги, а также содержание больных (пострадавших) в учреждениях должно соответствовать действующему законодательству.
2.3.2. Услуга оказывается в учреждениях, функционирующих в соответствии со следующими основными документами:
2.3.2.1. Устав учреждения.
Устав учреждения является основным организационным документом, регламентирующим деятельность учреждения, и должен включать в себя следующие сведения:
а) предназначение учреждения;
б) порядок формирования деятельности, реорганизации и ликвидации;
в) юридический статус (организационно-правовая форма и форма собственности);
г) ведомственная принадлежность и подчиненность;
д) основные задачи деятельности, категории обслуживаемых лиц;
е) структурные подразделения учреждения.
Устав учреждения определяет статус и ответственность учреждения, цели и задачи деятельности, права и обязанности учреждения, имущество и финансы, учет и отчетность, контроль за деятельностью и управление учреждением, организацию оплаты и дисциплины труда.
2.3.2.2. Лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложениями.
В соответствии с действующим законодательством учреждения при оказании услуги, регулируемой настоящим стандартом, должны иметь лицензии на осуществление следующих видов деятельности:
а) медицинской деятельности;
б) деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (при необходимости);
в) деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний (при необходимости);
г) технического обслуживания медицинской техники (при необходимости);
д) деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II, в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" (при необходимости);
е) иные лицензии, необходимые для оказания медицинских услуг.
2.3.2.3. Правила, инструкции, методики, положения.
Правила, инструкции, методики, положения должны регламентировать процесс предоставления медицинских услуг, определять методы (способы) их предоставления и контроля, а также предусматривать меры совершенствования работы учреждения.
В учреждении используются следующие основные руководства:
а) федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации в области здравоохранения;
б) постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, государственные санитарно-эпидемиологические правила;
в) организационно-распорядительные и методические документы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, управления здравоохранения Администрации городского округа город Уфа, регулирующие организацию медицинской помощи населению, ведение статистического учета и отчетности, анализа и планирования, контроля качества медицинской помощи.
При оказании услуги используются следующие правила и инструкции:
а) инструкции по технологии оказания услуги;
б) федеральные и региональные протоколы ведения больных с различными заболеваниями;
в) типовая инструкция к заполнению форм первичной медицинской документации лечебно-профилактических учреждений, утвержденная приказом Министерства здравоохранения СССР от 04.10.1980 N 1030;
г) инструкции по эксплуатации оборудования (паспорта техники);
д) инструкции по персоналу (должностные инструкции);
ж) инструкции по охране труда;
з) строительные нормы и правила (при эксплуатации, проведении текущего и капитального ремонта зданий и сооружений);
и) технические паспорта на здания, акты разграничения балансовой принадлежности инженерных коммуникаций и другая техническая документация, связанная с хозяйственной деятельностью учреждения.
Основными локальными нормативными актами в учреждении являются:
а) положение о врачебной комиссии (ВК) учреждения;
б) положение об организации предоставления платных медицинских услуг в учреждении;
в) правила внутреннего трудового распорядка учреждения;
г) положения о структурных подразделениях учреждения.
2.3.2.4. Эксплуатационные документы на медицинское оборудование, приборы и аппаратуру.
Эксплуатационные документы на оборудование, приборы и аппаратуру должны способствовать обеспечению их нормального и безопасного функционирования, обслуживания и поддержания в работоспособном состоянии.
Техническое освидетельствование должно проводиться в установленные сроки с составлением соответствующих документов. Техническое обслуживание, ремонт и метрологическая поверка осуществляются организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности, на основании договора с учреждением.
2.3.2.5. Государственные, региональные стандарты медицинской помощи.
Государственные стандарты в области здравоохранения, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации, отраслевые стандарты, утвержденные приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, региональные стандарты, утвержденные приказами Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, а также настоящий стандарт должны составлять нормативную основу практической работы учреждения.
В учреждении в обязательном порядке обеспечивается постоянный анализ существующих документов, а также включение в них необходимых изменений и изъятие из обращения устаревших документов.
2.3.3. Условия размещения учреждений.
Здание, в котором оказывается услуга, и прилегающая территория должны отвечать следующим требованиям:
а) здание учреждения должно быть оборудовано системами централизованного водоснабжения, канализации, электроснабжения, теплоснабжения, системами противопожарной безопасности и охраны;
б) территория учреждения должна быть благоустроена, озеленена и освещена;
в) на территории учреждения должны быть оборудованы асфальтовые или брусчатые тротуары (дорожки), соединяющие входы и выходы с территории со входом в здание.
Требования к содержанию территории учреждения:
а) территория учреждения должна содержаться в чистоте, своевременно очищаться от мусора и отходов;
б) проходы и подъезды к зданию должны содержаться в исправном состоянии, в зимнее время подходы к зданию должны быть очищены от снега и льда;
в) запрещается складирование материалов, оборудования, упаковочной тары в противопожарных разрывах между зданиями, а также ближе 15 метров от них;
г) мусор должен складироваться в специальные контейнеры;
д) на территории учреждения не должны разводиться костры, сжигаться мусор.
2.3.4. Техническое оснащение учреждений.
Каждое учреждение должно быть оснащено специальным и табельным оборудованием, аппаратурой и приборами, транспортом, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых услуг в области здравоохранения соответствующих видов.
Специальное и табельное оборудование, приборы и аппаратуру следует использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии, которое следует систематически проверять. Средства измерения и средства измерения медицинского назначения должны проходить поверку в установленном порядке.
Минимальный состав медицинского оборудования должен соответствовать табелю оснащения, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.12.2005 N 753 "Об оснащении диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждений муниципальных образований".
2.3.5. Кадры учреждений и их квалификация.
В состав учреждения входит медицинский (врачи, средние медицинские и фармацевтические работники) и вспомогательный персонал. Каждый работник должен иметь должностную инструкцию, устанавливающую его права и обязанности.
Учреждения должны располагать необходимым числом специалистов, имеющих соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для выполнения возложенных на них обязанностей. Квалификацию медицинских работников следует поддерживать на высоком уровне путем обучения на курсах повышения квалификации не реже 1 раза в пять лет и участия работников в конференциях, семинарах.
В своей работе медицинский персонал учреждения руководствуется принципами медицинской этики и деонтологии.
2.3.6. Требования к технологии оказания услуги:
- Помощь населению всех категорий и групп в получении ими предусмотренных законодательством Российской Федерации медицинских услуг, предоставляемых амбулаторно-поликлиническими учреждениями, должна обеспечивать своевременное и в необходимом объеме предоставление медицинских услуг с учетом характера заболевания пациентов.
- Организация медицинского обследования в поликлиниках, оказание квалифицированного консультирования, проведение первичного медицинского осмотра, оказание первичной доврачебной помощи должны обеспечивать удовлетворение потребности пациентов в поликлинических услугах до начала лечения.
- Организация оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях должна обеспечивать возможность посещения пациентами предписанных им врачей-специалистов для углубленного обследования состояния здоровья.
- Создание необходимых условий для обеспечения посещения пациентами соответствующих врачей-специалистов (размещение информации, связанной с деятельностью учреждения, оформление медицинской документации) и содействие в сборе всех документов, необходимых для комплексной оценки состояния организма обратившегося за медицинской помощью пациента.
- Наличие в поликлинике санитарно-бытовых и административно-хозяйственных помещений (регистратура, гардероб, санузел), кабинетов врачей-специалистов и кабинетов для проведения лечебно-диагностических мероприятий и дополнительных обследований, укомплектование необходимой мебелью (в том числе медицинской) этих помещений, а также мест для размещения пациентов, ожидающих приема у врача-специалиста.
- Оснащение кабинетов для проведения лечебно-диагностических мероприятий и дополнительного обследования специальным медицинским оборудованием, аппаратурой, приборами и инструментами, отвечающими требованиям стандартов, технических условий и обеспечивающими предоставление качественных услуг соответствующих видов.
- Выполнение врачебных назначений средним медицинским персоналом (медицинскими сестрами) в соответствии с их должностными инструкциями.
- Осмотр заведующими отделений, врачебной комиссии (ВК) сложных и тяжелобольных пациентов.
- Направление пациентов к врачам других специальностей при выявлении сопутствующей патологии и по показаниям.
- Направление пациентов для проведения медико-социальной экспертизы при наличии у них признаков стойкой утраты трудоспособности.
- Направление на госпитализацию пациентов с целью проведения диагностических исследований и лечения, требующих стационарного режима.
- Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: ежедневная влажная уборка, проветривание и кварцевание помещений, осуществление их текущей и заключительной дезинфекции.
- При предоставлении стационарозамещающей помощи должны соблюдаться следующие условия:
- Дневные стационары при поликлиниках и на дому предназначены для проведения профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий для больных, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения.
- Условия предоставления амбулаторной медицинской помощи в дневном стационаре амбулаторно-поликлинического учреждения:
- направление больных на лечение в дневной стационар осуществляет лечащий врач в соответствии с медицинскими показаниями;
- на период лечения представляются# койко-место, необходимые лекарственные средства, физиотерапевтические процедуры;
- при оказании муниципальной услуги используются возможности лечебно-диагностической базы учреждения для проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий;
- пациенту должны быть обеспечены врачебное наблюдение, консультация специалистов по показаниям; динамическое наблюдение лечащего врача;
- критериями окончания лечения являются клиническое выздоровление или улучшение или (и) окончание курса интенсивной терапии;
- врачом на основании данных осмотра оформляется медицинская карта стационарного больного и медицинская документация, установленная нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, назначается минимум диагностических исследований, лечебно-оздоровительный режим, лекарственная терапия и другие виды лечения, предусмотренные протоколами (стандартами) лечения по заболеваниям согласно Международной классификации болезней Х пересмотра;
- при выписке из дневного стационара пациенту выдается "Выписка из медицинской карты стационарного больного" установленной формы, содержащая клинический диагноз, результаты диагностических исследований, проведенные лечебные мероприятия, рекомендации по режиму, питанию, лечению и дальнейшему диспансерному наблюдению.
- Стационар на дому предусматривает оказание медицинской помощи в домашних условиях и относится к стационарзамещающим видам лечения.
- Стационар на дому может быть организован в составе: поликлиники, женской консультации, офисов ВОП (семейных врачей).
- Мощность и профиль стационара на дому определяется индивидуально для каждого ЛПУ с учетом инфраструктуры здравоохранения муниципального образования, заболеваемости и численности обслуживаемого населения, существующих условий и потребности.
- Руководство стационаром на дому осуществляет заведующий отделением поликлиники (женской консультации).
- Отбор больных для лечения в стационаре на дому проводится заведующими отделений поликлиник по представлению врачей поликлиники.
- Лечению в стационаре на дому подлежат:
- больные, получившие курс интенсивной терапии в стационаре круглосуточного пребывания, послеоперационные больные для завершения курса лечения в домашних условиях под наблюдением врача, больные, которые по медико-социальным показаниям не могут быть госпитализированы в стационар круглосуточного пребывания;
- больные, нуждающиеся в реабилитации после инфаркта миокарда, инсульта, травм. Онкологические больные при присоединении интеркуррентных заболеваний или для подбора противоболевой терапии, когда состояние не требует круглосуточного наблюдения медперсоналом;
- краткосрочное наблюдение (1 - 3 дня) за больным после амбулаторных операций.
- Финансирование стационаров на дому предусматривается в смете доходов и расходов учреждения, в составе которого он организован. Источники финансирования: средства бюджета, средства обязательного медицинского страхования, средства страховых компаний по ДМС, личные средства граждан и др.
Нормативы расходов в системе обязательного медицинского страхования устанавливаются Тарифным соглашением по оплате медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования.
- Обследование и лечение больных в стационаре на дому осуществляется согласно медицинским стандартам для стационара на дому (стандарты медицинских технологий).
- Кратность врачебных осмотров больного в стационаре на дому устанавливается индивидуально, но не реже 1 раза в 3 дня. Персоналом со средним медицинским образованием больные осматриваются ежедневно с записью в медицинской карте стационарного больного (ф. 003/у) о состоянии больного, делаются отметки о выполнении назначенного врачом лечения, диагностических исследований, консультаций специалистов.
- При поступлении в стационар на дому больной регистрируется в журнале (ф. 001/у).
- При выписке из стационара на дому оформляется подробная выписка.
- Первым днем лечения в стационаре на дому считается день начала проведения лечебных, диагностических, оздоровительных мероприятий. Последним - день их окончания, включая выходные и праздничные дни. При необходимости наблюдения пациент осматривается дежурным врачом. День поступления и день выписки больного считать за 2 койко-дня.
- Данные о наличии стационара на дому и числе пролеченных в нем больных, продолжительности лечения показываются в форме N 14 дс "Сведения о деятельности дневных стационаров лечебно-профилактических учреждений". Консультации врачами других специальностей учитываются как посещения на дому.
- Срок пребывания больного в стационаре на дому определяется состоянием больного в соответствии с медицинскими стандартами стационара на дому.
- Критерии окончания лечения в стационаре на дому:
- улучшение состояния больного и появление возможности посещения им амбулаторно-поликлинического учреждения либо возможности перевода в стационар с круглосуточным пребыванием;
- отсутствие необходимости в постоянном наблюдении медперсоналом;
- окончание курса лечения.
При ухудшении течения заболевания, необходимости круглосуточного медицинского наблюдения больной, находящийся в стационаре на дому, переводится в соответствующее отделение больницы.
- Экспертиза временной нетрудоспособности больных стационара на дому осуществляется в установленном порядке. Работающим пациентам листок временной нетрудоспособности выдается с первого дня лечения. При выписке больничного листка в графе "режим" пишется "домашний", в графе "стационар" - "стационар на дому".
- Оплата труда медицинских работников стационара на дому производится в порядке, установленном для оплаты труда врачей поликлиники.
- Цели деятельности стационара на дому:
повышение эффективности использования материальных, кадровых и финансовых ресурсов лечебно-профилактического учреждения, предусматривающей реорганизацию стационарной помощи, позволяющей сократить длительность госпитального этапа и перераспределить часть объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный.
- Задачи деятельности стационара на дому:
- повышение доступности и качества медицинской помощи населению.
- оказание квалифицированной и специализированной помощи больным в домашних условиях.
- Функции стационара на дому:
- диагностика и лечение заболеваний в соответствии с показаниями для стационаров на дому;
- долечивание больных после этапа интенсивного лечения и коррекции неотложных состояний с использованием современных средств и методов внегоспитального медицинского обслуживания;
- привлечение "узких" специалистов и консультантов по рекомендации лечащего врача в домашних условиях;
- использование необходимых лечебно-диагностических служб, имеющихся в ЛПУ.
- В дневном стационаре и стационаре на дому ведется учетная медицинская документация:
- медицинская карта стационарного больного (форма 003/у, утвержденная приказом МЗ СССР от 04.10.1980 г. N 1030 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения");
- учетная форма N 007 дс/у-02 "Листок ежедневного учета движения больных и коечного фонда дневного стационара при амбулаторно-поликлиническом учреждении, стационара на дому", утвержденная приказом МЗ СССР от 04.10.1980 г. N 1030 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения";
- учетная форма N 066/у-02 "Статистическая карта выбывшего из стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара при больничном учреждении, дневного стационара при амбулаторно-поликлиническом учреждении, стационара на дому", утвержденная приказом МЗ СССР от 04.10.1980 г. N 1030 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения";
- выписка из медицинской карты амбулаторного, стационарного больного (форма N 027/у, утвержденная приказом МЗ СССР от 04.10.1980 г. N 1030 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения");
- журнал приема больных и отказов в госпитализации (ф. 001/у);
- отчетная форма N 14-дс "Сведения о деятельности дневных стационаров лечебно-профилактического учреждения", утвержденная приказом МЗ СССР от 04.10.1980 г. N 1030 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения".
- Организация приема в поликлиниках должна обеспечивать удобный и непрерывный в течение рабочего дня график работы регистратуры, участковых врачей и врачей узкой специализации.
- Первичная медико-санитарная помощь оказывается по предварительной записи, а по экстренным показаниям - вне очереди.
- Лицам, имеющим право на внеочередной прием в соответствии с законодательством, обеспечивается это право.
- Помещения для ожидания приема должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.
- Проведение консультаций больных в поликлинике и на дому врачами узких специальностей и лабораторно-инструментальных исследований осуществляется после осмотра врачом-терапевтом участковым, врачом общей практики (семейным врачом) при наличии медицинских показаний.
- Обследование и лечение призывников по направлению комиссии военкомата проводятся бесплатно и вне очереди.
- Организация учета пациентов должна обеспечивать четкое ведение и обязательное хранение в регистратуре амбулаторной карты. Записи в карте должны вестись своевременно.
- Отсутствие страхового полиса и личных документов не является причиной отказа в экстренном приеме.
- Экстренная и неотложная помощь в нерабочее время поликлиник (праздничные и выходные дни) осуществляется муниципальным учреждением здравоохранения согласно приказам управления здравоохранения Администрации ГО г. Уфа РБ.
- При невозможности посещения поликлиники по медицинским показаниям пациент может получить медицинскую помощь на дому.
- Показанием для вызова участкового врача на дом к больному являются:
а) острые и внезапные ухудшения состояния здоровья;
б) состояния, угрожающие окружающим;
в) тяжелые хронические заболевания при невозможности передвижения пациента.
- В объем предоставления амбулаторной медицинской помощи входят профилактические мероприятия, которые должны препятствовать росту числа заболеваний среди населения, препятствовать распространению инфекций и причин, их вызывающих.
- Услуги по проведению профилактических мероприятий (вакцинация) должны осуществляться своевременно и с использованием качественных препаратов, быть эффективными и результативными. Они должны исключать возможность отрицательного воздействия на пациентов, соответствовать установленным санитарно-гигиеническим требованиям и нормам и проводиться с соблюдением установленных инструкций.
- Пациенты должны быть информированы о целях профилактических мероприятий и возможных последствиях отказа от них. По желанию пациента ему должна быть предоставлена информация о видах вакцин, последствиях их применения и использования, в том числе отрицательных.
- Организация диагностических мероприятий должна обеспечивать наличие необходимого диагностического оборудования (по проведению рентгенологического, ультразвукового, лабораторного, функционального, бактериологического и других исследований). Срок ожидания исследования на дорогостоящем оборудовании (компьютерная и магнитно-резонансная томографии, исследования рентгеноангиографии и др.) - согласно листу ожидания.
- Необходимо установление удобного графика работы диагностических и лабораторных отделений, а также обеспечение возможности взятия клинических анализов отдельным больным на дому.
- При амбулаторном лечении лекарственные вещества, назначенные лечащим врачом, приобретаются за собственный счет потребителя услуги.
- Право бесплатного получения лекарственных веществ по рецептам врачей имеют отдельные категории граждан, перечень которых определен нормативными правовыми документами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Республики Башкортостан.
2.3.7. Система индикаторов (характеристик) качества услуги.
N п/п |
Индикаторы качества государственной услуги |
Нормативное значение индикатора, ед. изм. |
1 |
Выполнение государственного задания |
100% |
2 |
Сертифицированность: врачей среднего медицинского персонала |
100% 90% |
3 |
Уровень качества лечения (при ведомственной и вневедомственной экспертизе) |
не менее 0,9 балла |
4 |
В учреждении ведется учет проверок качества оказания услуг, имеется книга (журнал) регистрации жалоб на качество услуг при условии нахождения ее в доступном для потребителей месте |
Да/нет |
5 |
Количество обоснованных жалоб на качество работы |
0 |
6 |
Удовлетворенность потребителя государственной услугой по данным анкетного опроса |
не менее 50% |
2.4. Требования к доступности услуги:
2.4.1. Порядок получения доступа к услуге при оказании медицинской помощи в учреждении:
- Право на получение медицинской помощи имеют все лица, застрахованные в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
- Запись на прием к врачам-специалистам производится через "Единую регистратуру", по телефону учреждения, а также при личном обращении в регистратуру.
- Обращение должно быть в учреждение по месту жительства (либо по месту прикрепления). Узнать о распределении районов города между учреждениями можно посредством личного или телефонного обращения в учреждение, оказывающее услугу.
- При обращении в регистратуру необходимо представить паспорт, полис обязательного медицинского страхования и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
- В указанное время обратившемуся за медицинской помощью необходимо явиться на прием для проведения обследования (медицинского осмотра).
- В случае невозможности установления диагноза заболевания врач, осуществляющий обследование (медицинский осмотр), должен выдать направление на проведение дополнительных процедур медицинского обследования.
- После установления диагноза заболевания и наличия медицинских показаний врач должен назначить курс амбулаторного лечения или выдать направление в учреждение для прохождения стационарного лечения.
- В амбулаторной карте обратившегося за медицинской помощью врач должен сделать запись о состоянии здоровья обратившегося, его заболевании и назначенном курсе лечения.
- При назначении амбулаторного лечения врач должен выдать направления на посещение врачей и (или) проведение медицинских процедур. В направлениях должно быть указано наименование медицинской процедуры, количество процедур, Ф.И.О. врача, осуществляющего прием, номер кабинета, дата и время приема, дата и подпись врача.
- В указанные в направлении дату и время обратившемуся за медицинской помощью необходимо явиться на прием для проведения медицинских процедур (в случае амбулаторного лечения) или на госпитализацию в стационар (в случае стационарного лечения).
- При нарушении срока обратившемуся (без уважительной причины) может быть отказано в предоставлении услуги.
- При установлении признаков нетрудоспособности и в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, врач должен выдать документ, удостоверяющий факт временной нетрудоспособности.
- При выдаче документа о подтверждении факта временной нетрудоспособности обратившийся за медицинской помощью должен указать основное место работы, места работ по совместительству и занимаемые должности.
2.4.2. Порядок получения доступа к услуге при оказании медицинской помощи на дому.
- Право на получение медицинской помощи имеют все лица, застрахованные в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации, при состояниях здоровья, не позволяющих обратиться непосредственно в учреждение:
а) заболеваниях, угрожающих заражением иным лицам;
б) при наличии показаний для соблюдения домашнего режима, рекомендованного лечащим врачом при установленном заболевании;
в) тяжелых хронических заболеваниях или невозможности передвижения пациента;
- Для вызова врача на дом лицо или лицо, представляющее его интересы, должно лично или по телефону обратиться в учреждение. Вызов врача на дом можно осуществить в течение всех рабочих дней с 8-00 до 17-00, в субботу с 9-00 до 14-00. Неотложная помощь в амбулаторно-поликлинических учреждениях оказывается согласно регламентирующим приказам управления здравоохранения Администрации городского округа город Уфа РБ. В другое время, воскресные дни вызов может быть адресован по телефону скорой медицинской помощи "03".
- Обращение должно быть в учреждение по месту жительства (месту прикрепления). Узнать о распределении районов города между учреждениями можно посредством личного или телефонного обращения в учреждение, оказывающее услугу.
При обращении необходимо указать следующую информацию:
а) свою фамилию, имя, отчество;
б) дату рождения;
в) краткое описание состояния своего здоровья;
г) свой контактный телефон;
д) свое место нахождения (адрес), код доступа в подъезд.
- Работник учреждения, оказывающего услугу, должен назначить пациенту ориентировочное время посещения врачом на дому.
- Предоставление услуги осуществляется на месте, указанном при вызове врача.
- Проведение обследования (медицинского осмотра) и назначение курса лечения осуществляются по аналогии с предоставлением амбулаторно-поликлинической помощи в учреждении.
- В случае, если состояние здоровья не позволяет обратившемуся за медицинской помощью явиться в учреждение, врач должен назначить время следующего своего посещения.
2.5. Обязательства управления здравоохранения Администрации городского округа город Уфа РБ по организации обеспечения качества и доступности предоставления услуги описаны в настоящем стандарте.
Организация обеспечения качества и доступности предоставления услуги, описываемой в настоящем стандарте, достигается посредством контроля.
Контроль за деятельностью учреждений осуществляется посредством процедур внутреннего и внешнего контроля.
Системы контроля должны охватывать этапы деятельности учреждения по предоставлению услуги, работы с пациентами, реагирования на жалобы населения по предоставлению услуги не в соответствии с настоящим стандартом, оформления результатов контроля, выработки и реализации мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Контроль качества медицинской помощи (далее по тексту - ККМП) проводится по отдельным законченным случаям, как правило, путем изучения медицинской документации, медицинской карты амбулаторного больного с возможным использованием других медицинских документов. Контролю могут подлежать незаконченные случаи, при необходимости с проведением очной экспертизы пациента. Контроль подразделяется на обязательный и выборочный.
Обязательному контролю (экспертные случаи) подлежат:
а) случаи летальных исходов;
б) случаи перинатальной смертности;
в) случаи смертности на дому лиц трудоспособного возраста;
г) все медицинские осложнения, в том числе септические осложнения после манипуляций, операций;
д) случаи внутрибольничного инфицирования и осложнений;
е) случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;
ж) случаи многократной госпитализации больных (более 3-х раз) по поводу одного и того же заболевания в течение года по вине медицинского учреждения;
з) случаи заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения (или временной нетрудоспособности) более 30% и более в целях выяснения их обоснованности;
и) случаи впервые выявленных онкологических заболеваний в далекозашедшей стадии (III - IV стадии);
к) случаи запущенных форм туберкулеза;
л) случаи поздней госпитализации по вине амбулаторно-поликлинических учреждений;
м) случаи послеродовых осложнений и плода;
н) случаи расхождения клинического и патолого-анатомического диагнозов;
о) случаи, сопровождающиеся жалобами пациентов или их родственников.
Выборочному контролю подлежат все случаи оказания медицинской помощи с использованием статистического метода случайной выборки.
Выборочная проверка также осуществляется ответственными лицами по обращениям (жалобам) граждан и запросам различных организаций.
Внутренний контроль за соответствием предоставляемых услуг стандартам осуществляют руководители учреждений.
Выявленные недостатки в оказании медицинской помощи анализируются по каждому врачу с ежемесячным обобщением и рассмотрением на медицинском совете учреждения с принятием мер к их устранению и вынесением дисциплинарных взысканий.
Внешний контроль за деятельностью по оказанию услуги учреждением осуществляет управление здравоохранения Администрации городского округа город Уфа РБ в части соблюдения качества услуги путем проведения мониторинга основных показателей работы за определенный период, анализа обращений граждан, проведения по фактам обращений служебных расследований.
Рассмотрение претензий:
Рассмотрение претензий осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Жалобы на нарушение настоящего стандарта потребителями услуги могут быть направлены непосредственно руководителю учреждения, начальнику управления здравоохранения Администрации городского округа город Уфа и в другие вышестоящие инстанции.
Жалобы и письменные обращения, поступившие руководителю учреждения или начальнику управления здравоохранения Администрации городского округа город Уфа по информационным системам общего пользования, подлежат рассмотрению в обязательном порядке. Письменные обращения граждан подлежат обязательной регистрации.
Жалобы на предоставление услуги с нарушением настоящего стандарта должны быть рассмотрены руководителем учреждения либо начальником управления здравоохранения Администрации городского округа город Уфа в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, а их заявителю дан письменный ответ о принятых мерах.
2.6. Категория потребителей услуги.
Население городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
2.7. Другие положения, характеризующие требования к предоставлению услуги:
2.7.1. Информационное сопровождение деятельности учреждений.
Информация о работе учреждений, о порядке и правилах предоставления медицинских услуг должна быть доступна населению города.
Состояние данной информации должно соответствовать требованиям Федерального закона "О защите прав потребителей".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.