Решение Верховного суда Республики Башкортостан
от 30 ноября 2010 г.
Именем Российской Федерации
г. Уфа
Верховный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего - судьи Верховного суда Республики Башкортостан Касимовой З.Ш.,
при секретаре судебного заседания Хуснутдиновой С.Б.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Башкортостан Исмагилова Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 ноября 2010 года
гражданское дело по заявлению Кручининой Т. З. о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 03.08.2006 года N 222 "О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" и пункта 3.1, утвержденного этим постановлением Положения "О порядке предоставления социальных выплат на приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий", установил:
Кручинина Т. З. обратилась в Верховный суд Республики Башкортостан с заявлением, в котором просила признать недействующими и не подлежащими применению со дня утверждения пункт 1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 03.08.2006 года N 222 "О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" и пункт 3.1 Положения "О порядке предоставления социальных выплат на приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий", утвержденного указанным постановлением и являющимся приложением к нему, в той мере, в какой содержащиеся в оспариваемой части постановления положения противоречат федеральному законодательству и ограничивают такую категорию граждан, как инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, принятые на жилищный учет до 01.01.2005 года и не улучшившие свои жилищные условия после 01.03.2005 года.
Заявление обосновано тем, что оспариваемыми ею нормами предусмотрено предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета такой категории граждан, как инвалиды, только в одной форме, а именно, предоставлением единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - социальная выплата). Кроме того, предоставление социальной выплаты, в том числе и инвалидам, производится в порядке очередности, установленной правилами, действовавшими на дату постановки на жилищный учет указанных граждан.
Заявительница считает, что оспариваемые нормы ограничивают права такой категории граждан, как инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года и не улучшившие свои жилищные условия до 01.03.2005 года, которые имеют право получить жилье во внеочередном порядке, а также право на выбор по своему усмотрению одной из нормативно установленных форм реализации этого права (на получение социальной выплаты или на получение жилого помещения по договору социального найма).
Кручинина Т.З. утверждает, что она является инвалидом 2-ой группы (бессрочно), страдает тяжелым хроническим заболеванием - бронхиальной астмой смешанного генезиса с тяжелым течением (бронхоэктатическая болезнь), указанным в Списке заболеваний, утвержденном приказом Минздрава СССР N 330 от 28 марта 1983 года. Проживает вместе с сыном в неблагоустроенной однокомнатной квартире общей площадью ... кв. м и жилой площадью ... кв. м, расположенной по адресу: .... С 07 марта 2002 года она состоит на жилищном учете в Администрации ГО г. Стерлитамак как инвалид, страдающий вышеуказанным заболеванием, нуждающийся в улучшении жилищных условий, номер ее очередности в списке, именуемом "льготный" - N Согласно действовавшему во время постановки ее на учет законодательству (до 1 января 2005 года), она имела право на предоставление в первоочередном порядке жилой площади по нормам ЖК РСФСР, а также право на предоставление и пользование дополнительной площадью в виде отдельной комнаты или 10 кв. м. Поскольку жилое помещение не было ей предоставлено до 1 марта 2005 года (до введения в действие ЖК РФ), ее права в полном объеме сохранились. В связи с этим, она может выбрать самостоятельно форму реализации своего права в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан. Оспариваемые положения препятствует указанной категории инвалидов (в том числе и ей) реализовать свое право на внеочередное улучшение жилищных условий и по своему выбору определить форму его реализации, следовательно, они противоречат статье 57 ЖК РФ, предусматривающей право на получение во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании Кручинина Т.З. и ее представитель Ишмухаметов Р.Н. (ордер N ... от ... года) заявление поддержали и просили его удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель Правительства Республики Башкортостан Ступин С.П. (доверенность от ... года N ...) просил отказать в удовлетворении требований Кручининой Т.З., утверждая, что такая форма социальной поддержки как социальная выплата является дополнительной мерой социальной защиты инвалидов, в том числе и той категории, о которой говорится в заявлении Кручининой Т.З. Она выплачивается из федерального бюджета с целью ускорения реализации права инвалидов на внеочередное получение жилой площади. Введение такой меры социальной защиты не исключает их право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. В пункте 3.1 Положения говорится о предоставлении социальной выплаты в порядке очередности, установленной правилами, действовавшими на дату постановки на учет указанных граждан. Это положение также не ущемляет прав Кручининой Т.З. и тех инвалидов, о которых она говорит в своем заявлении, т.к. порядком очередности, установленной правилами, действовавшими на дату постановки на учет указанных граждан, было предусмотрено сначала первоочередное обеспечение жилой площадью, а затем - внеочередное.
Представитель Министерства труда и социальной защиты населения Курбанова А.Ф. (доверенность от ... года N ...) просила отказать в удовлетворении требований заявителя по тем же основаниям, дополнив, что заявительница имела право на получение жилой площади в первоочередном порядке согласно п. 6 Списка заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади, утвержденного приказом министра здравоохранения от 28 марта 1983 года N 330. Однако Правительством Российской Федерации 16 июня 2006 г. утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в котором заболевание заявительницы не указано, следовательно, с введением этого Перечня она не имеет право на внеочередное предоставление жилой площади.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "Правительством Российской Федерации 16 июня 2006 г." следует читать как "Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире"
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Прокуратуры Республики Башкортостан Исмагилова Р.Р., полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению в части признания недействующим положения о предоставлении субсидии в порядке очередности, установленной правилами, действовавшими на дату постановки на учет указанных граждан, изучив материалы дела, суд считает, что заявление подлежит частичному удовлетворению.
Субъектами рассматриваемых правоотношений являются инвалиды, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, дававших им право на первоочередное обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 36 ЖК РСФСР, вставшие на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и не реализовавшие это право до 1 марта 2005 года.
Поскольку согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении данной категории дел суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, изменение правового положения заявительницы в связи с тем, что ее заболевание (бронхиальная астма), дававшее право на первоочередное получение жилой площади в соответствии со ст. 36 ЖК РСФСР, не включено в перечень заболеваний, дающих право на внеочередное получение жилья по ст. 51 ЖК РФ, не принимается во внимание.
В соответствии с пунктами "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В статье 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" говорится, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ).
Из статьи 3 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года (с последующими изменениями) следует, что законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 5 этого Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации, принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 17 этого Федерального закона инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2, 5, 6 статьи 28.2 этого Федерального закона (введенной Федеральным законом от 29.12.2004 года N 199-ФЗ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года N 614 (в редакции постановлений Правительства РФ от 20.03.2008 N 187, от 07.11.2008 N 821, от 27.01.2009 N 36, от 16.07.2009 года N 586) утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее по тексту - Правила).
Согласно пункту 5 Правил форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в ред. постановлений Правительства РФ от 20.03.2008 года N 187, от 07.11.2008 года N 821).
Согласно пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с Конституцией Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Правительством Республики Башкортостан издано постановление от 03 августа 2006 года N 222 "О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", в которое постановлениями Правительства Республики Башкортостан от 28.11.2006 г. N 336, от 26.12.2006 г. N 373, от 14.06.2007 г. N 156, от 22.09.2008 г. N 331, от 11.11.2008 г. N 395, от 31.03.2009 г. N 122, от 29.06.2009 г. N 238, от 03.08.2009 г. N 307, от 12.02.2010 г. N 46, от 26.02.2010 N 56, от 09.06.2010 г. N 210, от 26.07.2010 г. N 289, от 17 сентября 2010 г. N 350 внесены изменения. Этим постановлением утверждено Положение о порядке предоставления единовременной социальной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий (далее по тексту - Положение).
Первоначальный текст и внесенные изменения в постановление Правительства Республики Башкортостан от 03.08.2006 года N 222 опубликованы в издании "Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан".
Как видно из текста постановления Правительства Республики Башкортостан от 03 августа 2006 года N 222 "О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", оно издано во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года N 614 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" и в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Пунктом 1 этого постановления установлена форма предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которой является единовременная социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения.
Порядок предоставления единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения регламентирован указанным выше Положением.
Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством полномочия по предоставлению мер социальной поддержки для обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года и не реализовавших свое право до 1 марта 2005 года, передано субъектам Российской Федерации; установление формы и порядка предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем является правомочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации; орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации во исполнение нормативно-правового акта федерального органа исполнительной власти вправе был утвердить форму предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем в виде социальной выплаты, а также порядок предоставления этой социальной выплаты.
Заявительница утверждает, что оспариваемый ею пункт 1 указанного постановления Правительства Республики Башкортостан предусматривает только одну форму социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета - социальную выплату, что ограничивает в правах такую категорию граждан, как инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющие право на выбор по своему усмотрению одной из нормативно установленных форм реализации этого права. При этом заявительница ссылается на статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующую право таких инвалидов на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, считая, что оспариваемая норма противоречит этой статье Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Из пункта 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ).
Правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма обладают и граждане, не реализовавшие его до 1 марта 2005 года.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1.3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей статьи.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "подпунктами 1.3-6 части 1 статьи 56" следует читать как "подпунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 "
Из приведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что право на внеочередное получение жилого помещения по договорам социального найма на основании решения органа местного самоуправления сохранилось за инвалидами, страдающими тяжелой формой хронического заболевания, вставшими на учет до 1 января 2005 года и не реализовавшими свое право до 1 марта 2005 года, несмотря на изменение законодательства, регламентирующего предоставление мер социальной поддержки инвалидам, согласно которому из федерального бюджета выделяются субвенции для получения жилья инвалидами в порядке и по форме, устанавливаемой субъектом Российской федерации.
Согласно статье 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по своему выбору. В этой статье не указано на то, что эти нормативно установленные формы должны содержаться в одном нормативном правовом акте.
Как объяснила заявительница и видно из представленных ею суду документов, она продолжает состоять во внеочередном списке на получение жилой площади по договору социального найма в Администрации города Стерлитамака Республики Башкортостан.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2010 года, сказано, что предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью за счет федерального бюджета не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации. В этом разъяснении не говорится о том, что субъект Российской Федерации должен был в своем нормативном правовом акте предусмотреть в обязательном порядке такую форму социальной защиты населения за счет федерального бюджета, как предоставление жилья по договору социального найма, предусмотренную Жилищным кодексом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд считает, что право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие на учет до 1 января 2005 года и не реализовавшие его до 1 марта 2005 года, имеют в силу норм Жилищного кодекса Российской Федерации наряду или вместе с правом на социальную выплату за счет федерального бюджета, установленную оспариваемой нормой. Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью за счет федерального бюджета не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения по договору социального найма из государственного и муниципального жилого фонда (пункт 1 части 3 статьи 19 ЖК РФ) на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации. Лица, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний вправе по своему выбору определить форму социальной защиты: либо в виде социальной выплаты за счет федерального бюджета либо жилой площади по договору социального найма за счет государственного или муниципального жилого фонда.
В этой связи суд не может согласиться с мнением заявительницы о том, что оспариваемый ею пункт о форме социальной защиты инвалидов, предоставляемой за счет федерального бюджета, противоречит статье 57 ЖК РФ и нарушает права данной категории инвалидов, в том числе и ее личные права.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Вместе с тем, суд считает обоснованными требования заявительницы о несоответствии федеральному законодательству пункта 3.1 Положения "О порядке предоставления единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий", утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан от 03.08.2006 года N 222, в той мере, в какой это затрагивает права данной категории инвалидов.
Этот пункт содержится в главе 3 Положения, регламентирующей порядок предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения (в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 12.02.2010 года N 46). В нем говорится: "Предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, указанным в разделе 2 настоящего Положения, производится в порядке очередности, установленной правилами, действовавшими на дату постановки на учет указанных граждан".
Как отмечалось выше, заявительница относится к инвалидам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, которые встали на учет нуждающихся в получении жилья до 1 января 2005 года и в соответствии со ст. 36 ЖК РСФСР имели право на первоочередное получение жилья, но не реализовали его до 1 марта 2005 года - дня вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, не предусматривающего первоочередное предоставление жилой площади. Это право, как изложено выше, сохраняется за ними и после вступления в силу ЖК Российской Федерации, согласно статье 57 которого они имеют право на внеочередное обеспечение жилой площадью.
Таким образом, право инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, вставших на учет до 1 января 2005 года, из первоочередного трансформировалось во внеочередное. Рассматриваемая категория инвалидов встала на учет в то время, когда законодательство предоставляло им право состоять на первоочередном учете, который Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрен. Следовательно, решение вопроса о предоставлении указанным гражданам социальной выплаты в соответствии с порядком очередности, установленной правилами, действовавшими на дату постановки их на учет, невозможно, т.к. очередность, действовавшая на момент постановки их на учет, впоследствии была ликвидирована. Такое положение приводит к неопределенности в применении данной нормы, что нарушает права данной категории инвалидов.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым признать недействующей указанную норму со дня ее принятия.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК Российской Федерации, Верховный суд Республики Башкортостан решил:
Признать недействующим со дня его принятия пункт 3.1 Положения "О порядке предоставления социальных выплат на приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий", утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 03.08.2006 года N 222 "О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" в той мере, в какой он ограничивает право граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, на внеочередное получение социальной выплаты на приобретение и строительство жилья.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного суда Республики Башкортостан |
З.Ш. Касимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 20 ноября 2010 г.
Текст решения размещен на сайте Верховного суда Республики Башкортостан в Internet (http://vs.bkr.sudrf.ru/modules.php?name=bsr&op=show_text&srv_num=1&id=3400001012061419153121000767378)