В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 декабря 2010 года N 517 "О порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Республики Башкортостан, их формирования и реализации" Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию Стратегии совершенствования и развития автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения до 2030 года.
2. Определить заказчиком-координатором Стратегии совершенствования и развития автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения до 2030 года Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан Афонина С.И.
Премьер-министр Правительства |
А.Ф. Илимбетов |
Концепция
Стратегии совершенствования и развития автомобильных дорог общего пользования
Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения до 2030 года
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 5 мая 2012 г. N 132)
1. Общие положения
Полноценное и эффективное развитие экономики невозможно обеспечить без опережающего сбалансированного развития транспортной инфраструктуры.
Автомобильные дороги являются уникальным видом транспортных коммуникаций, обеспечивающим не только территориальную целостность страны и единство экономического пространства всех субъектов Российской Федерации, но и внешнеэкономические связи государства и его интеграцию в мировую транспортно-экономическую систему.
Экспертные оценки подтверждают существенное влияние, оказываемое автомобильными дорогами на показатели развития экономики регионов Российской Федерации. Увеличение финансирования дорожного хозяйства за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации на 1% позволяет в среднем достичь роста объема ВРП субъектов Российской Федерации на 0,83%, оборота розничной торговли - на 0,88%.
Республика Башкортостан занимает выгодное географическое положение, позволяющее получать доходы, связанные с экспортом транспортных услуг, за счет предоставления автомобильных дорог для осуществления транзитных автотранспортных перевозок и обеспечения участников дорожного движения сопутствующими сервисными услугами по их обслуживанию.
Состояние и уровень развития сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан влияют на обеспечение возможности беспрепятственного перемещения населения республики для удовлетворения его социальных и производственных потребностей, а также определяют эффективность функционирования существующих и динамику развития перспективных производств.
Осуществляемые автомобильным транспортом пассажирские перевозки имеют самую низкую стоимость из всех видов транспорта, что в сочетании с разветвленностью сети автомобильных дорог делает их наиболее востребованными среди всех слоев населения, при этом скорость осуществления перевозок оказывает существенное влияние на уровень подвижности населения.
Автодорожная отрасль является одним из основных системообразующих звеньев, обеспечивающих транспортные связи между элементами производства и социальной сферы Республики Башкортостан, без планомерного развития которых невозможно ускорение темпов развития экономики не только республики, но и соседних (граничащих) с ней субъектов Российской Федерации.
Формирование долгосрочных стратегических направлений развития и совершенствования состояния автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан должно осуществляться исходя из целей социально-экономического развития республики на основе результатов комплексного анализа современного состояния и существующих проблем дорожного хозяйства региона с оценкой преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах их решения.
Эту задачу призвана решить Стратегия совершенствования и развития автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения до 2030 года (далее - Стратегия).
2. Обоснование соответствия проблемы, решаемой Стратегией,
целям и задачам социально-экономического развития Республики Башкортостан
Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории Республики Башкортостан, по состоянию на начало 2011 года составила 25670 км, из которых 787 км - автомобильные дороги федерального значения, 13889 км - регионального и межмуниципального значения и 10994 км - местного значения. Плотность автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения в Республике Башкортостан по состоянию на начало 2011 года составляла 182,1 км на 1000 кв. км.
Обеспечивая полноценную жизнедеятельность всех городов и населенных пунктов, автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения решают большинство транспортных задач и во многом определяют возможности развития административных районов.
Благодаря развитой сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, необходимому уровню их технического состояния обеспечиваются мобильность населения, его доступ к местам приложения труда и объектам социальной сферы, снижаются транспортные издержки и временные затраты на грузовые и пассажирские перевозки и, как следствие, существенно улучшается социально-экономическое положение Республики Башкортостан.
В настоящее время основными проблемами в совершенствовании и развитии автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан на региональном уровне являются следующие факторы:
1) отсутствие сети автомагистралей и скоростных дорог регионального значения, обеспечивающих скоростной режим движения транспортных средств. Основные объемы автомобильных перевозок осуществляются по дорогам федерального значения, доля которых составляет 5,4% от общей протяженности дорожной сети федерального, регионального и межмуниципального значения республики;
2) недостаточная обеспеченность сельских населенных пунктов республики постоянной, круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования. Более 350 сельских населенных пунктов, расположенных на территории республики, не имеют постоянной (круглогодичной) связи по автомобильным дорогам с твердыми покрытиями;
3) недостаточный уровень технического развития сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Из 13889 км данных автомобильных дорог только 3407 км (24,5%) являются автомобильными дорогами II (82 км) и III (3325 км) технических категорий; участки многополосных автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения I технической категории на территории республики отсутствуют;
4) высокая доля автомобильных дорог с покрытием переходного типа, так как из общей протяженности сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения 37% (5142 км) имеют покрытия из щебня или гравия, не обработанных вяжущими материалами;
5) наличие локальных "узких" мест, накладывающих ограничения на полноценное функционирование автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, а именно:
грунтовых участков дорог, протяженность которых составляет 186 км;
участков автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения, проходящих в границах населенных пунктов, общей протяженностью 1584,1 км;
мостов, имеющих деревянные или каменные конструкции, количество которых составляет 42 единицы, общая протяженность - 450 пм;
железнодорожных переездов в одном уровне в количестве 36 единиц;
6) наличие на сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения участков, работающих на пределе пропускной способности: протяженность участков, имеющих коэффициент уровня загрузки более 1,0, составляет 395,4 км;
7) доля дорог регионального и межмуниципального значения, не соответствующих по транспортно-эксплуатационным показателям нормативным требованиям, установленным действующими нормативными документами, составляет 78,6% от общей протяженности этих автомобильных дорог; аналогичный показатель на сети автомобильных дорог федерального значения, расположенных на территории Республики Башкортостан, составляет 37,9%, на сети автомобильных дорог местного значения - 89%;
8) наличие на сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения дорожно-транспортных происшествий с сопутствующими дорожными условиями (по итогам 2010 года - 0,25 единицы на 1000 автотранспортных средств);
9) накопленный в предшествующий период объем "недоремонта" автомобильных дорог регионального значения;
10) отсутствие полноценной интеллектуальной транспортной системы, обеспечивающей сбор информации о состоянии участков автомобильных дорог общего пользования, необходимой для планирования и проведения работ по ремонту и содержанию сети автомобильных дорог общего пользования;
11) существующий уровень вредного воздействия автотранспорта и объектов автодорожной инфраструктуры на окружающую природную среду, в том числе обусловленный тем, что на сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения отсутствуют участки, оснащенные шумозащитными сооружениями;
12) недостаточные объемы финансирования строительства, реконструкции и приведения в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог республики;
13) длительность процедуры проведения торгов и заключения контрактов с подрядчиками, вызванная действующими в настоящее время положениями законодательных и нормативных правовых документов;
14) нехватка квалифицированных кадров, отсутствие долгосрочного стратегического плана повышения квалификации специалистов, занятых в дорожной отрасли.
Учитывая существующие и прогнозируемые финансовые возможности Республики Башкортостан, решить обозначенные проблемы дорожного хозяйства регионального уровня невозможно в краткосрочной перспективе, в связи с чем требуется организация планомерной целенаправленной работы по развитию и совершенствованию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения республики, увязанной с прогнозируемыми процессами ее социально-экономического развития.
В настоящее время программным документом, обеспечивающим целостность системы управления социально-экономическими процессами в Республике Башкортостан на основе взаимодополняющих методов долгосрочного и среднесрочного прогнозирования, является Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, одобренная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года N 370.
Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года разработана в целях устойчивого функционирования и развития хозяйственного комплекса республики, направлена на повышение качества жизни населения республики до уровня наиболее развитых стран и обеспечение позиционирования региона как опорного субъекта России. Система приоритетов и ориентиров социально-экономического развития сформирована на основе предложений органов исполнительной власти всех уровней и учитывает прогнозируемые возможности для устойчивого и поступательного развития реального сектора экономики и социальной сферы республики.
Стратегия должна обеспечить максимальный вклад автомобильных дорог в развитие экономики Башкортостана и оптимизацию бюджетных расходов, связанных с функционированием транспортного комплекса республики, за счет сбалансированного развития дорожного хозяйства с другими видами транспортной инфраструктуры.
Комплекс стратегических мероприятий развития и совершенствования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения республики должен полностью соответствовать задачам и приоритетам, обозначенным в Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, с учетом следующего:
1) для решения задачи эффективного использования природно-ресурсного потенциала должны быть обеспечены стабильные автодорожные связи между зонами добычи и разработки природных ресурсов, зонами их переработки (обработки или обогащения) и зонами их потребления или отправки потребителям;
2) формированию инновационной модели экономики Башкортостана должно способствовать внедрение и использование при выполнении всего комплекса дорожных работ результатов разработок наиболее инновационно-активных предприятий республики, представляющих машиностроительный комплекс, химическое производство и нефтепереработку; инновационное развитие дорожного хозяйства невозможно обеспечить без привлечения в отрасль высокопрофессиональных специалистов - рабочих, механизаторов и инженерно-технических работников;
3) ускорение развития приоритетных видов экономической деятельности республики за счет формирования новых и улучшения состояния существующих автомобильных дорог как коммуникаций, позволяющих наиболее оперативно обеспечивать транспортные потребности химической и нефтехимической промышленности, агропромышленного комплекса, машиностроения и металлообработки, цветной металлургии, строительства;
4) для повышения эффективности межрегионального сотрудничества и кооперации необходима реализация мероприятий по развитию и (или) модернизации автодорожных связей с соседними субъектами России, особенно автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения республики, проходящих в направлениях международных транспортных коридоров;
5) на повышение качества жизни населения оказывают влияние мероприятия по совершенствованию состояния и развитию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения республики, так как их реализация направлена на:
улучшение уровня транспортной доступности и территориальной целостности Башкортостана;
повышение конкурентоспособности социально направленных секторов экономики, особенно для отдаленных от центра республики территорий;
экономию времени при выполнении грузо-, а главное - пассажироперевозок;
сокращение доли транспортных затрат в стоимости конечной продукции предприятий за счет повышения эффективности и оптимизации транспортных расходов;
повышение уровня безопасности и комфортности дорожного движения, которые оказывают влияние на общественное мнение об экономическом развитии республики, что стимулирует инвестиционную привлекательность ее территорий;
снижение уровня вредного воздействия на окружающую природную среду.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации
в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Существующие проблемы дорожного хозяйства Республики Башкортостан носят комплексный характер, поэтому их решение требует использования плановых, широкомасштабных, целевых подходов, обеспечивающих максимальные эффекты и рациональное использование ресурсов.
Неудовлетворительная ситуация, сложившаяся в сфере дорожного хозяйства, прежде всего вызвана недостаточными объемами финансирования дорожных работ в предшествующий период, причиной которых в том числе являются последствия мирового финансового кризиса, потребовавшие корректировок подходов к расходованию средств бюджета Республики Башкортостан, являющегося основным источником финансирования дорожной деятельности. Недофинансирование дорожных работ привело не только к снижению темпов развития сети автомобильных дорог регионального значения, но и к ухудшению их транспортно-эксплуатационных показателей, вызванному несоблюдением межремонтных сроков и необеспеченностью выполнения полного комплекса работ по содержанию автомобильных дорог.
Существующий низкий уровень соответствия транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети регионального и межмуниципального значения республики нормативным требованиям является причиной существенных экономических издержек, приводит к отрицательным социальным последствиям и формирует негативное общественное мнение в целом о сфере дорожного хозяйства.
В целях улучшения финансовой ситуации, сложившейся в дорожной отрасли, в соответствии с решениями, принятыми на федеральном уровне, в республике создан Дорожный фонд Республики Башкортостан, бюджетные ассигнования которого предназначены для осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан и дорог общего пользования местного значения. Для эффективного расходования средств данного фонда необходимо обеспечить оптимальное плановое и целевое распределение финансовых ресурсов между всеми видами дорожной деятельности, позволяющее своевременно выполнять проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
При отсутствии в сфере дорожного хозяйства Республики Башкортостан долгосрочного стратегического документа регионального уровня, подготовленного с использованием программно-целевого метода, прогнозируются:
возникновение сложностей в обеспечении единой согласованной региональной политики сбалансированного развития всего транспортного комплекса;
снижение эффективности расходования финансовых средств, выделяемых на развитие и совершенствование состояния автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения;
появление нечетких подходов к определению отраслевых приоритетов;
нарушение прозрачности связи между целевыми показателями, мероприятиями, направленными на их достижение, и требуемыми для их реализации ресурсами;
несоответствие темпов развития автомобильных дорог и уровня их транспортно-эксплуатационного состояния прогнозируемым потребностям экономики региона и темпам роста уровня автомобилизации.
4. Возможные варианты решения проблем дорожного хозяйства,
оценка возникающих при их реализации преимуществ и рисков
Динамика развития транспортной инфраструктуры является одним из ключевых факторов, определяющих основные варианты долгосрочного социально-экономического развития территорий, поэтому в Стратегии должны быть рассмотрены подготовленные с учетом прогнозируемых показателей социально-экономического развития Республики Башкортостан два возможных сценарных варианта решения существующих проблем дорожного хозяйства:
1) инерционный вариант, соответствующий умеренно-консервативному прогнозу развития экономики, при котором наиболее вероятны:
замедление темпов роста спроса на грузовые и пассажирские перевозки, осуществляемые автомобильным транспортом;
низкий уровень развития инвестиционного процесса и инновационной активности транспортных предприятий региона;
перенос сроков реализации новых масштабных инвестиционных проектов в дорожной отрасли на долгосрочную перспективу;
2) инновационный вариант, соответствующий инновационно-активному прогнозу развития экономики, при котором запланированы:
рост спроса на грузовые и пассажирские перевозки, связанные с увеличением объемов производства и активизацией международного и межрегионального обмена;
опережающие темпы роста уровня транспортной обеспеченности всех отраслей экономики и социальной сферы;
снятие зависящих от транспорта инфраструктурных ограничений перспективного социально-экономического развития республики.
Оба варианта предусматривают целенаправленную и скоординированную деятельность Правительства Республики Башкортостан (министерств, ведомств, государственных комитетов), администраций муниципальных районов и городских округов, предприятий и организаций дорожной отрасли республики. При этом каждый из сценарных вариантов характеризуется соответствующими затратами ресурсов и ожидаемыми результатами, совокупность которых является основой оценки преимуществ и возможных рисков, возникающих при их реализации.
Основными преимуществами инерционного варианта реализации Стратегии являются:
концентрация ресурсов на реконструкции и строительстве отдельных первоочередных объектов, направленная на обеспечение минимально необходимого уровня развития дорожной сети;
высокая устойчивость к ухудшению прогнозируемой экономической ситуации в республике и к снижению плановых объемов поступлений в Дорожный фонд Республики Башкортостан на финансирование дорожного хозяйства.
Однако инерционный сценарный вариант реализации Стратегии связан с возможностью возникновения следующих рисков:
деградации сети автомобильных дорог, вызванной повышением уровня износа существующей дорожной сети, в первую очередь на участках, работающих на пределе пропускной способности;
роста потребности в затратах на обеспечение функционирования существующих автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения за счет концентрации на них растущих транспортных потоков, вызванной отсутствием новых альтернативных маршрутов проезда;
снижения показателей транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, в том числе на отдельных участках, не только ниже нормативного уровня, но, возможно, и ниже уровня, допустимого по условиям безопасности движения;
ухудшения качества выполняемых дорожных работ, обусловленного оттоком высококвалифицированных кадров, низкими темпами разработки отраслевых научно-исследовательских работ и внедрения современных технологий.
Инновационный сценарный вариант совершенствования и развития автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения обладает следующими преимуществами:
опережающее развитие автомобильных дорог, обеспечивающее растущие потребности экономики республики и повышающее эффективность Стратегии за счет снижения удельного веса постоянных издержек в общих расходах на ее реализацию;
формирование перспективных межрегиональных и региональных автотранспортных маршрутов на сети автомобильных дорог за счет нового строительства и реконструкции существующих участков дорог;
улучшение безопасности и повышение уровня комфортности дорожного движения за счет обеспечения своевременности выполнения требуемых видов дорожных работ, внедрения современных систем управления дорожным движением и выполнения строительства транспортных развязок в разных уровнях (в первую очередь в местах пересечения с действующими железными дорогами);
улучшение уровня экологической обстановки, в том числе за счет строительства обходов крупных населенных пунктов.
К рискам, возникающим при реализации инновационного варианта Стратегии, относятся:
недостаточность средств, выделяемых из бюджетов и привлекаемых из внебюджетных источников, возникающая из-за необходимости расходования значительных финансовых ресурсов в сжатые сроки, и вызванное в связи с этим сокращение запланированных объемов работ;
несогласованность последовательности действий или нарушение сроков при выполнении плана мероприятий по данному варианту реализации Стратегии ввиду его масштабности и комплексности, что может привести к снижению планируемых показателей эффективности Стратегии.
5. Цели и задачи Стратегии, целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать ход ее реализации
Целями Стратегии являются:
1) развитие сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике Республики Башкортостан.
Достижение этой цели планируется обеспечить за счет решения задач, направленных на:
формирование устойчивых транспортных связей между районами республики, совершенствование автодорожных связей на направлениях межрегиональных перевозок и на подходах к транспортным узлам;
ликвидацию разрывов и "узких мест" на дорожной сети.
Прогнозируемые результаты решения данных задач выражаются следующими целевыми индикаторами и показателями:
прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, вводимых в эксплуатацию после строительства и реконструкции;
доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки;
доля населенных пунктов с численностью населения свыше 5 тыс. человек, обеспеченных обходами;
объемы строительства обходов населенных пунктов с численностью населения свыше 5 тыс. человек;
ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения после строительства и реконструкции;
протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения с грунтовым покрытием;
доля протяженности мостов и путепроводов на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения с оценкой технического состояния "хорошо" и "удовлетворительно";
ввод в эксплуатацию мостов и мостовых переходов на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения после строительства, реконструкции и капитального ремонта;
2) повышение доступности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения для населения.
Достижение этой цели планируется обеспечить за счет решения задачи, направленной на формирование устойчивых транспортных связей внутри районов республики с населенными пунктами, не имеющими постоянной связи с сетью автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения.
Прогнозируемые результаты решения данной задачи выражаются целевым индикатором - прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием;
3) повышение безопасности движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Достижение этой цели планируется обеспечить за счет решения задачи, направленной на снижение уровня аварийности, сопутствующими причинами которой являются неудовлетворительные дорожные условия.
Прогнозируемые результаты решения данной задачи выражаются следующими целевыми индикаторами и показателями:
количество дорожно-транспортных происшествий на сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения на 1000 автотранспортных средств с сопутствующими дорожными условиями;
прирост протяженности линий искусственного электроосвещения на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения;
4) повышение устойчивости и сохранение существующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Достижение этой цели планируется обеспечить за счет решения задачи, направленной на обеспечение стабильного функционирования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Прогнозируемые результаты решения данной задачи выражаются следующими целевыми индикаторами и показателями:
доля автомобильных дорог общего пользования регионального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям;
протяженность капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения;
протяженность ремонта мостов и путепроводов;
5) снижение вредного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду.
Достижение этой цели планируется обеспечить за счет решения задачи, направленной на снижение уровня "шумового загрязнения" в населенных пунктах, через которые проходят автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Прогнозируемые результаты решения данной задачи выражаются целевым индикатором - доля протяженности участков автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в границах населенных пунктов, не оборудованных шумозащитными сооружениями.
6. Сроки и этапы реализации Стратегии
Достижение целей и задач Стратегии, а также плановых значений ее целевых индикаторов и показателей должно быть обеспечено до конца 2030 года.
Реализация комплекса мероприятий Стратегии должна осуществляться в соответствии с плановыми этапами социально-экономического развития Республики Башкортостан в три этапа.
I этап - с года, следующего за годом утверждения Стратегии, по 2015 год - краткосрочный плановый период, в течение которого планируется завершение мероприятий республиканской целевой программы "Развитие автомобильных дорог Республики Башкортостан (2010-2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2009 года N 518 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РБ от 19 января 2011 года N 2 и от 20 декабря 2011 года N 480), задачами которой являются:
увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования, соответствующих нормативным требованиям;
создание условий для формирования единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения;
снижение уровня аварийности, сопутствующими причинами которой являются неудовлетворительные дорожные условия;
обеспечение стабильного функционирования автомобильных дорог общего пользования.
II этап - с 2016 по 2020 год - среднесрочный плановый период, обеспечивающий подготовку к коренному качественному изменению состояния автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан за счет:
обеспечения перехода к полному комплексу работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог в соответствии с Классификацией, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года N 160 (в редакции приказа Минтранса РФ от 6 августа 2008 года N 122);
завершения формирования на территории республики единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения;
выполнения подготовительных работ, необходимых для реализации инвестиционных проектов на прогнозируемых наиболее загруженных направлениях автомобильных дорог;
создания условий для развития на территории республики объектов автодорожной инфраструктуры регионального уровня, эксплуатируемых на платной основе;
мероприятий по стимулированию использования новых технологий, модернизации кадровой и материально-технической базы предприятий дорожной отрасли, в том числе за счет внедрения результатов инновационных разработок.
III этап - с 2021 по 2030 год - долгосрочный плановый период, в течение которого планируется переход к активному участию всех компонентов автодорожного хозяйства Республики Башкортостан в обеспечении реализации экономического потенциала республики и выход региона на ведущие позиции среди субъектов Российской Федерации по параметрам, отражающим уровень развития и качество автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Данный этап Стратегии характеризуется:
выполнением комплекса дорожных работ, обеспечивающих устранение на сети автомобильных дорог участков, транспортно-эксплуатационное состояние которых не соответствует нормативным требованиям;
увеличением темпов развития автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в целях опережающего обеспечения социально-экономических потребностей республики и снижения себестоимости автодорожных перевозок;
минимизацией на автомобильных дорогах республики количества дорожно-транспортных происшествий с сопутствующими дорожными условиями;
улучшением уровня комфортности (удобства) дорожного движения, что позволит повысить привлекательность автомобильных дорог республики для осуществления по ним транзитных перевозок.
Для организации мониторинга параметров и характеристик Стратегии, в том числе оценки результатов ее реализации, соответствующие расчетные плановые значения по I и II этапам отражаются по годам, по III этапу - в целом за период.
7. Перечень мероприятий Стратегии
В комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию проблем дорожного хозяйства Республики Башкортостан, в части достижения целей и решения задач Стратегии должны входить следующие программные мероприятия:
1) строительство автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Цели данного программного мероприятия - обеспечение непрерывного и бесперебойного транспортного обслуживания населения, содействие решению социально-экономических задач путем формирования единой сети автомобильных дорог, ускорению товародвижения и снижению транспортных издержек в экономике.
Приоритетными направлениями реализации программного мероприятия являются:
строительство автомобильных дорог на участках обходов крупных населенных пунктов;
строительство подходов к населенным пунктам, не имеющим постоянной транспортной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием;
строительство новых мостов, транспортных развязок и путепроводов на пересечениях с железными и автомобильными дорогами;
обеспечение автодорожными подходами приоритетных зон экономического (промышленного, туристического и культурного) развития;
формирование сети автомагистралей и скоростных дорог регионального значения между основными крупнейшими районными центрами и транспортными узлами (в том числе эксплуатируемых на платной основе);
формирование новых автодорожных связей в межрегиональных направлениях.
Реализация данного программного мероприятия позволит повысить доступность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения для населения, улучшить условия межрайонного и внутриреспубликанского автотранспортного сообщения, увеличить скорость перевозки грузов и пассажиров, сократить число дорожно-транспортных происшествий, связанных с прохождением дороги в зоне застройки, разгрузить улично-дорожную сеть населенных пунктов от транзитного транспорта, обеспечить улучшение экологических условий проживания населения;
2) реконструкция автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Цели данного программного мероприятия - совершенствование и развитие существующей дорожной сети республики без разрывов и "узких" мест, обеспечение более высокого уровня удобства движения, повышение экономической эффективности транспортного обслуживания.
Приоритетными направлениями реализации программного мероприятия являются:
ликвидация грунтовых разрывов на существующей сети дорог;
реконструкция неремонтопригодных мостов;
увеличение габаритов и грузоподъемности искусственных сооружений, в первую очередь сооружений, имеющих деревянные или каменные конструкции;
повышение пропускной способности наиболее загруженных участков автомобильных дорог, в первую очередь на подходах к крупным городам и транспортным узлам;
повышение технических параметров автомобильных дорог, имеющих переходный тип покрытия, а также участков дорог, не соответствующих по геометрическим и планово-высотным характеристикам нормативным требованиям, установленным с учетом существующей и перспективной интенсивности движения;
3) капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Основные цели данного программного мероприятия - поддержание стабильного функционирования и необходимого уровня транспортно-эксплуатационного состояния существующей дорожной сети, обеспечение эффективности обслуживания пользователей, повышение надежности и безопасности движения.
Первоочередными направлениями реализации программного мероприятия являются:
повышение несущей способности дорожных одежд для обеспечения беспрепятственного пропуска тяжелых автомобилей, доля которых в составе транспортных потоков ежегодно увеличивается;
восстановление несущей способности пролетных строений и опор с доведением грузоподъемности сооружения до нормативных значений;
обеспечение нормативной ровности и сцепления покрытий дорожных одежд;
4) содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Цели данного программного мероприятия - проведение полного комплекса круглогодичных работ, создание устойчивой и эффективной системы, способной обеспечить уход и сохранность дорог и дорожных сооружений, безопасность и непрерывность движения при оптимальном расходовании выделенных средств и материально-технических ресурсов.
Приоритетными направлениями реализации программного мероприятия являются:
создание единого диспетчерского центра управления производством;
создание и использование систем мониторинга транспортного потока и состояния дорожного покрытия с применением современных информационных технологий, интеллектуальных систем и баз данных;
создание системы оповещения и прогнозирования метеоусловий;
устройство пунктов учета интенсивности и состава движения;
устройство пунктов весового контроля;
использование современной дорожной техники при выполнении работ по содержанию;
использование экологичных противогололедных материалов; переход от борьбы с гололедом к профилактике причин его возникновения;
5) повышение безопасности дорожного движения.
Цель данного программного мероприятия - сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий путем выявления мест концентрации дорожно-транспортных происшествий и анализа причин их возникновения.
Основными приоритетными направлениями реализации программного мероприятия являются:
реализация системы мер по ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий;
устройство пересечений в разных уровнях с автомобильными и железными дорогами на наиболее загруженных участках;
применение современных технических средств организации дорожного движения;
устройство искусственного электроосвещения на аварийно-опасных участках автомобильных дорог;
применение современных элементов инженерного оборудования и обустройства, в том числе ограждающих устройств повышенной энергоемкости;
6) снижение вредного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду.
Цель данного программного мероприятия - снижение отрицательного воздействия транспортно-дорожного комплекса на окружающую природную среду.
Основными направлениями реализации программного мероприятия являются:
строительство обходов крупных населенных пунктов и увеличение пропускной способности автомобильных дорог, что позволит улучшить экологическую обстановку внутри населенных пунктов;
снижение "шумового загрязнения" и повышение акустического комфорта на участках дорог, проходящих по территории населенных пунктов в зоне застройки, в том числе с использованием шумозащитных экранов;
внедрение инновационных экологичных технологий и материалов при выполнении дорожно-ремонтных работ и работ по содержанию;
стимулирование применения предприятиями дорожного хозяйства наиболее экологически безопасных видов топлива и возобновляемых источников энергии, совершенствование систем очистки их выбросов.
Кроме того, для сбалансированного и гармоничного развития дорожного хозяйства республики, обеспечения экономической эффективности функционирования дорожной сети, повышения производительности труда и улучшения условий производства работ необходимо предусмотреть мероприятия, направленные на:
стимулирование модернизации производственной базы дорожных предприятий;
профессиональную подготовку кадров;
научно-техническое и информационное обеспечение Стратегии;
совершенствование системы управления дорожным хозяйством республики.
8. Источники финансирования Стратегии
Для реализации системы мероприятий Стратегии должны рассматриваться все возможные в соответствии с законодательством источники финансирования дорожного хозяйства: целевые бюджетные дорожные фонды федерального и регионального уровней, бюджет Республики Башкортостан, средства юридических и физических лиц (внебюджетные источники финансирования).
Средства федерального целевого бюджетного дорожного фонда планируется привлекать в виде межбюджетных субсидий, предоставляемых бюджету Республики Башкортостан для софинансирования строительства и реконструкции:
объектов, имеющих общегосударственное или межрегиональное значение;
объектов, направленных на прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием.
Бюджетные ассигнования Дорожного фонда Республики Башкортостан планируется использовать для осуществления деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан.
Средства бюджета Республики Башкортостан планируется привлекать для:
информационной и правовой поддержки дорожного хозяйства;
выполнения отраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
обеспечения безопасного функционирования и сохранности объектов автодорожной инфраструктуры;
стимулирования работ по совершенствованию кадровой и материальной базы дорожных организаций;
обеспечения деятельности (руководства и управления в сфере установленных функций) органов управления дорожного хозяйства республики.
Привлечение внебюджетных источников финансирования планируется осуществлять для совместной реализации органами государственной власти (федерального и республиканского уровней) и юридическими или физическими лицами общественно значимых инвестиционных проектов, в первую очередь для создания платных объектов автодорожной инфраструктуры.
Порядок, механизмы, условия и направления использования финансовых средств, требуемых для реализации мероприятий Стратегии, определяются соответствующими законодательными нормами Российской Федерации и Республики Башкортостан и могут уточняться (корректироваться) в течение срока реализации Стратегии.
9. Механизм реализации Стратегии и ее исполнители
Реализация комплекса мероприятий Стратегии будет осуществляться в рамках следующих республиканских целевых программ (далее - РЦП), являющихся основой для формирования среднесрочного финансового плана:
1) РЦП "Развитие автомобильных дорог Республики Башкортостан (2010-2015 годы)", целями которой являются развитие сети автомобильных дорог Республики Башкортостан, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, а также повышение доступности автомобильных дорог общего пользования для населения, надежности и безопасности движения по автомобильным дорогам, устойчивости и сохранение существующей сети автомобильных дорог.
Реализация мероприятий РЦП позволит увеличить протяженность дорог общего пользования, соответствующих нормативным требованиям, создать условия для формирования единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения, снизить уровень аварийности;
2) РЦП "Безопасность дорожного движения на 2010-2012 годы", основной целью которой являются сокращение числа лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, и сокращение общего количества дорожно-транспортных происшествий.
Мероприятия программы направлены на предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, совершенствование организации дорожного движения в городах и населенных пунктах, сокращение времени пребывания соответствующих служб на местах дорожно-транспортных происшествий.
Заказчик-координатор Стратегии - Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству:
осуществляет общее управление ходом реализации Стратегии;
согласовывает адресные перечни инвестиционных проектов и плановые показатели мероприятий по эксплуатации автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан;
выполняет мониторинг показателей Стратегии и сбор оперативной отчетной информации о результатах ее реализации;
готовит отчеты о ходе реализации Стратегии и обеспечивает в установленные сроки их публикацию в открытых источниках информации;
формирует предложения по корректировке положений Стратегии и вносит их на рассмотрение и утверждение в Правительство Республики Башкортостан.
Заказчик выполнения мероприятий, предусмотренных Стратегией, - государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан:
выполняет функции заказчика работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан;
обеспечивает эффективное целевое использование финансовых средств и (или) иных видов ресурсов, выделяемых для реализации мероприятий Стратегии;
отбирает организации - исполнителей мероприятий Стратегии в соответствии с законодательством о закупках для государственных нужд;
осуществляет контроль качества выполнения всех видов дорожных работ, а также приемку в эксплуатацию завершенных автодорожных объектов.
Исполнители работ в рамках отдельных мероприятий Стратегии определяются заказчиком на конкурсной основе в соответствии с действующими на момент размещения заказа законодательными нормами федерального и регионального уровней. В заключаемых государственных контрактах (договорах) должны быть определены объемы выполнения конкретных видов дорожных работ, источники их финансирования и прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей, планируемых к достижению в результате реализации соответствующих мероприятий.
Мониторинг целевых индикаторов и показателей Стратегии должен осуществляться ежегодно после завершения выполнения комплекса мероприятий, запланированных на соответствующий год.
Ежегодный мониторинг и оценка достигнутых результатов реализации Стратегии должны использоваться для поэтапной корректировки комплекса ее мероприятий, направленной на обеспечение достижения плановых целевых индикаторов и показателей состояния автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан с учетом происходящих текущих изменений.
10. Перечень показателей эффективности реализации Стратегии
Оценка воздействия результатов реализации комплекса мероприятий Стратегии на экономические показатели Республики Башкортостан производится на основе сравнения расчетных значений затрат и эффектов от выполнения Стратегии с соответствующими параметрами "нулевого" варианта, предусматривающего отказ от проведения мероприятий по развитию и совершенствованию состояния автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан на период до 2030 года.
Мероприятия Стратегии, при финансировании которых предусмотрено использование средств целевых бюджетных дорожных фондов федерального и регионального уровней, а также бюджета Республики Башкортостан, должны быть оценены с точки зрения социально-экономической эффективности их реализации.
Мероприятия Стратегии, при финансировании которых предусмотрено привлечение внебюджетных источников совместно с использованием государственных средств (целевых бюджетных дорожных фондов федерального и регионального уровней, а также бюджета Республики Башкортостан), должны быть оценены с точки зрения финансовой (коммерческой) эффективности и бюджетной эффективности их реализации.
Оценка социально-экономической, финансовой и бюджетной эффективности реализации мероприятий Стратегии осуществляется по следующим показателям:
чистый дисконтированный доход;
индекс доходности;
срок окупаемости;
внутренняя норма доходности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция предусматривает формирование долгосрочных стратегических направлений развития и совершенствования состояния автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан исходя из целей социально-экономического развития республики на основе результатов комплексного анализа современного состояния и существующих проблем дорожного хозяйства региона с оценкой преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах их решения.
Целью стратегии является развитие сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике Республики Башкортостан.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 5 мая 2012 г. N 132 "Об утверждении Концепции Стратегии совершенствования и развития автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения до 2030 года"
Текст постановления размещен на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан в Internet (www.npa.bashkortostan.ru) от 14 мая 2012 г.