Определение Конституционного суда Республики Башкортостан
от 30 октября 2012 г. N 70-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мардамшина Рустема Ринатовича на нарушение
конституционных прав отдельным положением Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений
в Республике Башкортостан" и решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан
от 29 марта 2012 года N 2/2 "Об утверждении Порядка однократного и бесплатного предоставления
земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной
собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также земельных участков, государственная
собственность на которые не разграничена, гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей,
и гражданам, имеющим ребенка-инвалида"
город Уфа
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе председательствующего - судьи Л.Ш. Гумеровой, судей P.P. Каримовой, В.М. Крылова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина P.P. Мардамшина к рассмотрению, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Республики Башкортостан гражданин P.P. Мардамшин просит проверить конституционность пункта 4 части 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (в редакции Закона Республики Башкортостан от 28 сентября 2011 года N 437-з), относящего граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, к категориям граждан, которым предоставляются однократно и бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства, и решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 29 марта 2012 года N 2/2 "Об утверждении Порядка однократного и бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, и гражданам, имеющим ребенка-инвалида".
По мнению заявителя, использованная в названных актах формулировка "несовершеннолетние дети" не предусматривается в пункте 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 14 июня 2011 года N 138-ФЗ) и, следовательно, не соответствует Конституции Российской Федерации (статьям 72, пункту "к" части 1, и 76, частям 2 и 5), а также преамбуле и статье 4 Конституции Республики Башкортостан.
2. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; семейное, жилищное, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты "в", "ж", "к" части 1, и статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).
Земельный кодекс Российской Федерации закрепляет, что земельное законодательство основывается на принципе платности использования земли (пункт 7 части 1 статьи 1), и предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату (абзац первый пункта 2 статьи 28).
В исключение из общего правила данный Кодекс предусматривает в статье 28, что предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (абзац первый пункта 2).
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (абзац второй пункта 2).
Приведенные нормы являются основанием для регулирования органами публичной власти Республики Башкортостан в порядке конкретизации отношений по безвозмездной передаче находящихся в их управлении и распоряжении земельных участков в собственность указанной категории граждан, если такие земельные участки соответствуют предъявляемым требованиям по целевому назначению и правовому режиму разрешенного использования.
3. По действующему законодательству ребенком признается лицо до достижения возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее (статья 1 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации, статья 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", статья 1 Закона Республики Башкортостан от 31 декабря 1999 года N 44-з "Об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан").
В целях наилучшего обеспечения интересов ребенка, выполнения семьей общественно значимых функций рождения и воспитания детей и создания ей условий для достижения экономической самостоятельности в удовлетворении материальных и культурных потребностей обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7 Конституции Российской Федерации, статья 11 Конституции Республики Башкортостан).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, направленная в том числе на повышение уровня рождаемости (за счет рождения в семьях второго и последующих детей) как важного условия сохранения и развития многонационального народа России, в настоящее время приобретает особую социальную значимость и является приоритетной задачей демографической политики Российской Федерации, а следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации на конкретно-историческом этапе, а также уровню экономического развития и финансовым возможностям государства... При установлении гарантий государственной поддержки и социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства законодатель вправе использовать дифференцированный подход к определению характера и объема таких гарантий, предоставляемых той или иной категории граждан, с учетом конкретных социально значимых обстоятельств (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2011 года N 28-П).
Гарантии повышенной социальной защиты семей, имеющих детей, включают наделение их правом на дополнительные меры государственной поддержки, под которыми понимаются меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения в максимальных рамках имеющихся у государства ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества (статья 4 Конвенции о правах ребенка, статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей").
В Республике Башкортостан государственная поддержка из числа семей, имеющих детей, оказывается в приоритетном порядке многодетным семьям (пункт 1 статьи 19 Закона Республики Башкортостан от 5 ноября 1993 года N ВС-21/19 "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан"). С учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", в соответствии со статьей 2 Закона Республики Башкортостан от 24 июля 2000 года N 87-з "О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан" многодетной семьей признается семья, имеющая в своем составе трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных и принятых под опеку (попечительство).
Именно обладание статусом многодетной семьи является необходимым условием для осуществления прав, приобретаемых на основании пункта 4 части 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" и решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 29 марта 2012 года N 2/2. Назначение указанных нормативных правовых актов заключается в установлении более высокого уровня гарантий в жилищной сфере в дополнение к мерам по обеспечению такой семьи жилыми помещениями, предусмотренным специальным Законом Республики Башкортостан, его статьей 8.
Аналогичные льготы закреплены в пункте 1 части 3.1 статьи 7 Закона Томской области "О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области", согласно которому земельные участки для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность бесплатно в порядке, предусмотренном статьей 14.2 данного Закона, предоставляются многодетным семьям (число несовершеннолетних детей на момент постановки на учет для получения земельного участка - 3 и более), обжалованном в процедуре конституционного судопроизводства. В Определении от 29 мая 2012 года N 918-О Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что оспариваемое положение пункта 1 части 3.1 статьи 7 Закона Томской области "О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области", принятое в развитие пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации и указывающее один из случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства с последующим их предоставлением в собственность граждан бесплатно, направлено в том числе на реализацию гарантий, закрепленных статьей 36 Конституции Российской Федерации, и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо права и свободы заявительницы.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 3, пунктом "а" части 2 статьи 38, пунктом "б" части 1 статьи 46, частью 2 статьи 74, статьями 77 и 78, частью 1 статьи 82 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы заявителя, поскольку она не отвечает требованиям Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", в соответствии с которыми обращение может быть признано допустимым.
2. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данной жалобе не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного суда Республики Башкортостан от 30 октября 2012 г. N 70-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мардамшина Рустема Ринатовича на нарушение конституционных прав отдельным положением Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" и решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 29 марта 2012 года N 2/2 "Об утверждении Порядка однократного и бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, и гражданам, имеющим ребенка-инвалида"
Текст определения опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 34 (400) от 3 декабря 2012 г., ст. 1607