См. также "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", направленный информационным письмом Президиума ВАС РФ от 21 февраля 2001 г. N 60
Высший Арбитражный Суд информирует, что Государственной Думой принят Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", который подписан Президентом Российской Федерации 21 июля 1997 года, N 123-ФЗ.
Федеральный закон опубликован в "Российской газете" 2 августа 1997 г. N 148.
1. В целях Федерального закона под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц (статья 1).
2. Статьей 3 Федерального закона предусмотрено ограничение сферы его действия.
Действие Федерального закона не распространяется, в частности, на приватизацию имущества Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, находящегося в совместной собственности с физическими и юридическими лицами, земли, природных ресурсов, государственного резерва; на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Установлено, что отчуждение указанного в статье 3 Федерального закона государственного и муниципального имущества, в том числе земельных участков, составляющих единый имущественный комплекс с объектами приватизации, регулируется другими федеральными законами.
3. Вопросам использования специального права "золотой акции" посвящены статьи 4, 5, 15, 31 Федерального закона. Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в органах управления открытых акционерных обществ, в отношении которых используется специальное право "золотая акция", могут, в частности, обратиться в суд с иском к члену Совета директоров (наблюдательного совета) открытого акционерного общества, единоличному исполнительному органу открытого акционерного общества (директору, генеральному директору), члену коллегиального исполнительного органа открытого акционерного общества (правления, дирекции), а равно к управляющей организации (управляющему) о возмещении в соответствии с пунктом 2 статьи 71 Федерального закона "Об акционерных обществах" убытков (пункт 1 статьи 5).
4. Статьей 6 Федерального закона устанавливается порядок представления интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в открытых акционерных обществах, акции которых закреплены в государственной или муниципальной собственности.
Установлено, что представители назначаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 2 статьи 6).
5. Ряд статей Федерального закона регулирует вопросы, относящиеся к федеральному органу по управлению государственным имуществом и его функциям (статья 7); органам по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации, их правам и обязанностям (статья 8); продавцам федерального имущества и их полномочиям (статья 10); продавцам государственного имущества субъектов Российской Федерации и продавцам муниципального имущества (статья 11); средствам платежа при приватизации государственного и муниципального имущества (статья 12).
Нумерация пунктов в письме сохранена согласно источнику опубликования
5. Важные положения, касающиеся полномочий федерального органа по управлению государственным имуществом, содержатся в статье 7 Федерального закона. В частности, установлено, что названный орган координирует деятельность соответствующих федеральных органов в области управления и распоряжения федеральной собственностью; разрабатывает и издает в пределах своей компетенции предусмотренные Федеральным законом, программой приватизации, другими федеральными законами нормативные правовые акты, регулирующие процесс приватизации государственного имущества, осуществляет контроль за выполнением указанных нормативных правовых актов, вносит в них изменения и дополнения, а также дает разъяснения о применении законодательства Российской Федерации о приватизации; от имени Российской Федерации является учредителем открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации, и осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности ( пункт 2 статьи 7).
Федеральный орган по управлению государственным имуществом не вправе делегировать свои полномочия, определенные Федеральным законом, другим федеральным органам, а также физическим и юридическим лицам (пункт 3 статьи 7).
6. Статьей 9 Федерального закона определены покупатели государственного и муниципального имущества. Предусмотрено, в частности, что при приватизации государственного и муниципального имущества государственные и муниципальные унитарные предприятия, казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, а также иные юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, не могут быть покупателями такого имущества. Обязанность доказать свое право на приобретение государственного и муниципального имущества возлагается на покупателей (пункт 2 статьи 9).
Если впоследствии будет установлено, что на момент продажи государственного или муниципального имущества покупатель не имел законных прав на его покупку, сделка приватизации государственного или муниципального имущества признается недействительной в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 9).
7. Федеральным законом установлено, что продажу федерального имущества осуществляют специализированное учреждение и назначенные им представители. Специализированное учреждение может создавать в субъектах Российской Федерации свои отделения (пункты 1, 2 статьи 10). Функции специализированного учреждения определены пунктом 3 статьи 10 Федерального закона.
8. Продавцами государственного имущества субъектов Российской Федерации являются юридические лица, которым в порядке, определенном органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставлены полномочия на организацию и осуществление продажи такого имущества. Порядок деятельности продавцов государственного имущества субъектов Российской Федерации устанавливается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами; а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 11).
9. Органы местного самоуправления самостоятельно назначают продавцов муниципального имущества (пункт 2 статьи 11).
10. Статьей 13 Федерального закона регулируется распределение денежных средств, полученных в результате приватизации государственного и муниципального имущества.
Установлено, что в случае несвоевременного перечисления денежных средств, полученных в результате приватизации государственного имущества, федеральный орган исполнительной власти, в компетенции которого находятся координация и регулирование деятельности по сбору налогов, его территориальные органы и соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право производить списание в бесспорном порядке указанных денежных средств со счетов соответственно продавцов федерального имущества и продавцов государственного имущества субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 13).
За несвоевременное перечисление денежных средств, полученных в результате приватизации государственного и муниципального имущества, соответственно в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты продавцы федерального имущества, продавцы государственного имущества субъектов Российской Федерации и продавцы муниципального имущества уплачивают пени за каждый день просрочки в размере одной трехсотой процентной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату выполнения продавцами имущества денежных обязательств перед соответствующими бюджетами (пункт 5 статьи 13).
11. Глава II Федерального закона определяет порядок и способы проведения приватизации государственного и муниципального имущества.
В частности, статьей 16 Федерального закона установлены способы приватизации государственного и муниципального имущества: продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями; продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам; выкуп арендованного государственного или муниципального имущества; преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ; отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.
12. Статья 21 федерального закона регулирует продажу государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями. Предусмотрено, что при продаже государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе социальные условия могут устанавливаться, если объектом приватизации является предприятие как имущественный комплекс или если объектом приватизации являются акции открытого акционерного общества, составляющие более чем 50 процентов его уставного капитала (пункт 4 статьи 21).
В случае невыполнения победителем коммерческого конкурса инвестиционных и (или) социальных условий, а также ненадлежащего их выполнения, в том числе нарушения промежуточных или окончательных сроков выполнения таких условий и объемов их выполнения, объект приватизации, приобретенный победителем коммерческого конкурса, подлежит безвозмездному отчуждению соответственно в государственную и муниципальную собственность, а органы и лица, указанные в пункте 1 статьи 29 Федерального закона, обязаны в судебном порядке предъявить иски (возбудить дела) о расторжении сделок приватизации государственного или муниципального имущества, возмещении убытков и применении иных последствий в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорами купли-продажи государственного или муниципального имущества (пункт 7 статьи 21).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 июля 2001 г. N 12-П признано, что положение пункта 7 статьи 21 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества" не может служить основанием для изъятия имущества у победителя коммерческого конкурса и его возврата в бесспорном порядке публичному собственнику и не исключает судебную защиту прав сторон в процессе приватизации, в том числе с использованием предусмотренных гражданским законодательством способов и средств защиты участников договора, и как таковое не противоречит Конституции РФ
13. Глава III Федерального закона содержит заключительные положения.
Установлено, что при приватизации государственного или муниципального имущества между продавцом имущества и покупателем заключается договор купли-продажи в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом (пункт 1 статьи 28).
Обязательные условия договора купли-продажи государственного или муниципального имущества предусмотрены пунктом 2 статьи 28 Федерального закона.
Все обязательства покупателя в отношении объекта приватизации должны иметь сроки их выполнения, а также определяемую в соответствии с законом Российской Федерации стоимостную оценку (пункт 2 статьи 28).
14. Вопросы недействительности сделок приватизации государственного или муниципального имущества регулируются статьей 29 Федерального закона.
В случае, если приватизация государственного или муниципального имущества осуществлялась с нарушением положений Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также условий договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества, соответствующие лица, указанные в пункте 1 статьи 29, вправе в судебном порядке предъявить иски (возбудить дела) о расторжении сделок приватизации государственного или муниципального имущества, применении мер ответственности, признании указанных сделок недействительными, применении последствий недействительности ничтожной сделки, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о приватизации и о привлечении к ответственности виновных лиц (пункт 1 статьи 29).
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона предусмотрены основания для признания сделок приватизации государственного или муниципального имущества недействительными.
Споры о признании сделок приватизации государственного или муниципального имущества недействительными рассматриваются в суде, арбитражном суде в порядке и сроки, которые предусмотрены процессуальным законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 29).
15. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о приватизации установлена статьей 30 Федерального закона.
В частности, убытки, причиненные в результате совершения противоправных действий в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о приватизации, подлежат возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 30).
Соответствующие органы по управлению имуществом и продавцы имущества вправе по вопросам, отнесенным к их компетенции, выступать в суде, арбитражном суде от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Соответствующие органы по управлению имуществом, продавцы имущества освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, арбитражный суд по вопросам, отнесенным к их компетенции (пункт 2 статьи 30).
16. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования (пункт 7 статьи 31).
17. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации о вопросах, которые согласно Федеральному закону регулируются другими федеральными законами, действуют до введения в действие соответствующих федеральных законов в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (пункт 4 статьи 31).
18. В связи с принятием Федерального закона признаются утратившими силу нормативные правовые акты, указанные в пункте 5 статьи 31, в том числе Закон Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации".
В связи с вступлением в силу Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" принятое ранее Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.12.93 N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий", а также информационные письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N С-13/ОП-206 от 02.07.93; N С1-7/ОЗ-202 от 07.04.95; N С1-7/ОЗ-378 от 06.07.95; N С5-7/ОЗ-385 от 10.07.95; N 15 от 11.06.97; N С1-7/ОП-434 от 28.07.95 (п.4 письма) предлагается использовать с учетом положений названного Федерального закона.
Заместитель председателя |
О.В. Бойков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 сентября 1997 г. N С5-7/03-600 "О Федеральном законе "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации"
Текст письма опубликован в газете "Финансовая Россия", N 34(57), 1997 г.