Определение СК Верховного Суда РФ от 20 февраля 2001 г. N 11-Г01-15
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Горохова Б.А.,
Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в судебном заседании 20 февраля 2001 г. по кассационной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 26 декабря 2000 г. дело по заявлению и.о. прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не порождающими правовых последствий постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 июля 2000 года N 469 "О дополнительных мерах по упорядочению производства и оборота спиртосодержащей продукции на территории Республики Татарстан" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2000 года N 617) и утвержденных пунктом 5 данного постановления "Положения о лицензировании деятельности по производству и обороту спиртосодержащей непищевой продукции на территории Республики Татарстан" и "Порядка квотирования ввоза спиртосодержащей продукции на территории Республики Татарстан и декларировании ее оборота".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения представителя Кабинета Министров Республики Татарстан Гиниатуллина Р.Г. (доверенность от 24.11.2000 г. N 01-18/4677), заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
и.о. прокурора Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании недействительными постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 июля 2000 года N 469 "О дополнительных мерах по упорядочению производства и оборота спиртосодержащей продукции на территории Республики Татарстан" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2000 года N 617) и утвержденных пунктом 5 данного постановления "Положения о лицензировании деятельности по производству и обороту спиртосодержащей непищевой продукции на территории Республики Татарстан" и "Порядок квотирования ввоза спиртосодержащей продукции на территории Республики Татарстан и декларировании ее оборота", ссылаясь на то, что данное постановление и утвержденные им Положение и Порядок противоречат действующему федеральному законодательству.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 26 декабря 2000 г. заявление было удовлетворено.
В кассационной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.
В решении суда содержатся правильные выводы о том, что обжалуемыми нормативными правовыми актами исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации незаконно предусмотрены меры, нарушающие принципы единства экономического пространства Российской Федерации и равенства хозяйствующих субъектов при осуществлении предпринимательской деятельности.
Согласно ст.5 Федерального Закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" к ведению Российской Федерации в области производства оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесены:
- определение видов деятельности, подлежащих лицензированию, порядка выдачи лицензий на производство и оборот спиртосодержащей продукции;
- установление порядка представления деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу п.8 ст.18 этого Федерального закона выдача лицензий на производство, хранение, закупку, поставку, поставки и импорт спиртосодержащей пищевой продукции, осуществляется в порядке, установленном данным Федеральным законом.
В соответствии с п.9 ст.18 данного Федерального закона лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции выдаются в порядке установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этого Федерального закона Правительством Российской Федерации приняты постановление от 6 декабря 1999 года N 1344, которым утверждено "Положение о лицензировании деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции", и постановление от 25 мая 1999 года N 564, утвердившее "Положение о декларировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Суд обоснованно указал в решении на то, что этими подзаконными Постановлениями Правительства РФ субъектам Российской Федерации полномочия по изданию аналогичных нормативно-правовых актов не переданы, в связи с чем, при принятии обжалуемого постановления от 4 июля 2000 за N 469 Кабинет Министров Республики Татарстан превысил свои полномочия.
Надлежащим образом в решении обоснован вывод о том, что постановлением N 469 незаконно ограничены права хозяйствующих субъектов на ввоз, перемещение и продажу спиртосодержащей продукции, произведенной в других регионах Российской Федерации.
Согласно п.6 Постановления Кабинета Министров, запрещается
- производство спиртосодержащей продукции на арендуемых площадях и (или) с использованием арендованного основного технологического оборудования;
- ввоз на территорию Республики Татарстан спиртосодержащей продукции без установленной квоты, а также в объемах, превышающих установленную квоту;
- реализация на территории Республики Татарстан спиртосодержащей продукции, ассортимент ввоза не согласован в установленном порядке.
Поскольку административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, Закон Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушение в сфере производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не должен противоречить федеральным законам.
В соответствии со ст.26 Федерального закона от 22 ноября 1995 N 171-ФЗ наряду с ограничениями, предусмотренными данным Федеральным законом в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, иные ограничения могут устанавливаться только федеральным законом.
В силу п."о" ст.71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законодательством, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (часть 3 ст.55 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст.7 Закона Российской Федерации от 22 марта 1991 года N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе запрещается:
- необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
- устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйственных субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров.
Довод кассационной жалобы Кабинета Министров РТ о том, что квотирование ввоза спиртосодержащей продукции на территории Республики Татарстан и декларирование ее оборота, осуществление которых определяются постановлением Кабинета Министров РТ, было принято в целях уменьшения вредных последствий злоупотребления алкоголем и ужесточения контроля за производством и реализацией спиртосодержащей продукции, не могут быть признаны имеющими правовое значение и были правильно оценены судом при вынесении решения, как неубедительные.
Ссылка в жалобе на то, что меры, указанные в обжалуемом постановлении, направлены на упорядочение деятельности по производству и обороту спиртосодержащей продукции и не ограничивают права организаций в указанной сфере, правильно признана судом необоснованной. Как было указано, в обжалуемом постановление Кабинета Министров Республики Татарстан имеются положения, ограничивающие права хозяйствующих субъектов на ввоз, перемещение и продажу спиртосодержащей продукции, произведенной в других регионах Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно признал обжалуемые нормативные правовые акты Кабинета Министров Республики Татарстан недействительными в полном объеме, поскольку они в целом противоречат федеральному законодательству и в связи с этим применению не подлежат.
Оснований для отмены правильного решения суда по доводам кассационной жалобы Кабинета Министров Республики Татарстан не имеется.
На основании п.1 ст.305, ст.ст.306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 26 декабря 2000 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК Верховного Суда РФ от 20 февраля 2001 г. N 11-Г01-15
Текст определения официально опубликован не был