Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 11 октября 2002 г. N 11Г02-23
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Кнышева В.П.
судей Харланова А.В., Нечаева В.И.
рассмотрела в судебном заседании 11 октября 2002 г. гражданское дело по кассационной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 21 августа 2002 г. по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных норм Положения "О Министерстве юстиции Республики Татарстан", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 июля 2001 г. N 425 "Вопросы Министерства юстиции Республики Татарстан".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., объяснения представителя Кабинета Министров Республики Татарстан Чашина А.М, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству абзаца 4, 5, 6 пункта 3.1, абзаца 4 и 5 пункта 4.1, абзаца 19, 13, 14, 15, 16, 20, 21, 22 пункта 3.3 Положения "О Министерстве юстиции Республики Татарстан", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 июля 2001 года N 425 "Вопросы Министерства юстиции Республики Татарстан".
В обоснование заявления прокурор указал на то, что отдельные нормы указанного Положения, определяющие компетенцию республиканского органа государственного управления, противоречат Конституции Российской Федерации, Федеральным законам "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними", "Об общественных объединениях", Положению "О Министерстве юстиции Российской Федерации", утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 954.
Представитель Кабинета Министров и Министерства юстиции Республики Татарстан Чашин A.M. возражал против удовлетворения заявления прокурора Республики Татарстан, ссылаясь на то, что нормы оспариваемого Положения "О Министерстве юстиции Республики Татарстан" воспроизводят предписания о совместном ведении Российской Федерации и Республики Татарстан в сфере юстиции (адвокатура, нотариат), изложенные в Конституции Российской Федерации (пункт "л" части 1 статьи 72), Федеральном законе "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними", Основах законодательства Российской Федерации о нотариате и в иных нормативных правовых актах, принятых как на федеральном, так и на региональном уровне. Указом Президента Республики Татарстан от 3 марта 1998 года "О поэтапном создании в Республике Татарстан системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними" Министерство юстиции Республики Татарстан определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Поскольку оспариваемые прокурором положения нормативным правовым актам Российской Федерации не противоречат, оснований для удовлетворения заявления прокурора, по мнению представителя Кабинета Министров и Министерства юстиции Республики Татарстан, не имеется.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 21 августа 2002 г. заявление прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2001 N 425 "Вопросы Министерства юстиции Республики Татарстан" утверждено Положение о Министерстве юстиции Республики Татарстан.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ определено, что федеральные органы исполнительной власти осуществляют свои полномочия на территории субъекта Российской Федерации непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы. Положения об указанных территориальных органах утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти (пункт 2 статьи 3).
Согласно Положению "О Министерстве юстиции Российской Федерации", утвержденному Указом Президента РФ от 02.08.1999 N 954, федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, является Министерство юстиции Российской Федерации.
Абзац 4 пункта 3.1 и абзац 21 пункта 3.3 Положения "О Министерстве юстиции Республики Татарстан", касающиеся осуществления правового контроля Министерством юстиции Республики Татарстан за деятельностью Государственной регистрационной палаты Республики Татарстан и ее филиалов, как правильно указал суд в решении, противоречат статье 10 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно которой правовой контроль за деятельностью учреждений юстиции по регистрации прав осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.1997 N 1378 уполномоченным федеральным органом является Министерство юстиции Российской Федерации.
Согласно статье 15 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ, регистратор прав на недвижимое имущество и сделок с ним, возглавляющий учреждение юстиции по регистрации прав, назначается на должность и освобождается от нее органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно пункта 46 Положения о Министерстве юстиции Российской Федераций последнее осуществляет функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, соответственно и через свои территориальные органы, каким в Республике Татарстан является Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан. Таким образом, абзац 22 п.3.3 Положения "О Министерстве юстиции Республики Татарстан", предусматривающий, что одной из функций Министерства юстиции Республики Татарстан является назначение на должность и освобождение от должности заместителей председателя Государственной регистрационной палаты Республики Татарстан по представлению председателя Государственной регистрационной палаты Республики Татарстан, как правильно указал суд в решении, не соответствует вышеперечисленным положениям.
Абзацы 4 и 5 пункта 4.1 Положения, как обоснованно указал суд, противоречат статье 38 Федерального закона "Об общественных объединениях", согласно которой контроль за деятельностью общественных объединений и религиозных организаций осуществляет регистрирующий орган, каким является Министерство юстиции Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "О приведении законодательных актов в соответствие с федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц", вступившего в силу 01.07.2002, решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа юстиции в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Противоречат федеральному законодательству и абзац 6 пункта 3.1 и абзац 19 пункта 3.3 Положения, закрепляющие за Министерством юстиции Республики Татарстан функцию контроля за соблюдением коллегиями адвокатов и их членами требований законодательства об адвокатуре. Согласно пункту "л" статьи 72 Конституции РФ вопросы адвокатуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 02.08.1999 N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" контроль за соблюдением законодательства об адвокатуре относит к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации. Кроме того, Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", вступивший в силу 01.07.2002, закрепляет, за федеральным органом юстиции и его территориальными органами функции контроля за соблюдением законодательства при проведении реорганизации коллегий адвокатов и иных адвокатских образований, проверки достоверности представленных документов и сведений при включении в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации.
Кроме того, ряд других норм Положения о Министерстве юстиции Республики Татарстан, как правильно указал суд, также не соответствуют федеральному законодательству, поскольку возлагают на Министерство юстиции Республики Татарстан функции, которые согласно пунктам 34, 35, 36, 40 Положения "О Министерстве юстиции Российской Федерации" отнесены к Министерству юстиции Российской Федерации и его территориальным органам, а именно:
- абзац 5 пункта 3.1: "организация руководства нотариальной деятельностью";
- абзац 13 пункта 3.3: "контроль за исполнением профессиональных обязанностей и правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах";
- абзац 14 пункта 3.3: "назначение на должность и освобождение от должности нотариусов, помощников нотариусов и стажеров, работающих в государственных нотариальных конторах, применения к ним мер поощрения и дисциплинарных взысканий";
- абзац 15 пункта 3.3: "совместно с Нотариальной палатой Республики Татарстан определение количества нотариусов в нотариальном округе; учреждение и ликвидация должности нотариусов; изменение территории деятельности нотариуса; контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, занимающимися частной практикой";
- абзац 16 пункта 3.3: "образование квалификационной комиссии по приему экзаменов у лиц, желающих пройти стажировку у нотариуса";
- абзац 20 пункта 3.3: "получение отчетности о работе коллегий адвокатов".
Доводы представителя Кабинета Министров и Министерства юстиции Республики Татарстан о том, что Республика Татарстан в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними" является учредителем Государственной регистрационной палаты Республики Татарстан, а Министерство юстиции Республики Татарстан в силу Указа Президента Республики Татарстан "О поэтапном создании в Республике Татарстан системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними" является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, а потому на основании нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Татарстан Министерство юстиции Республики Татарстан имеет полномочия по осуществлению руководства Государственной регистрационной палатой, в том числе контроля за ее деятельностью, как правильно указал суд, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявления прокурора Республики Татарстан.
При этом суд обоснованно исходил из того, что возложение на субъекты Российской Федерации Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними" обязанности определять порядок создания и структуру учреждения юстиции по регистрации прав, а также принципы их размещения не свидетельствует о наделении их полномочиями по осуществлению руководства Государственной регистрационной палатой и в том числе контроля за ее деятельностью.
Указанный федеральный закон наделяет субъекты Российской Федерации лишь полномочиями по определению порядка создания и по определению структуры учреждений юстиций по регистрации прав, а также принципов их размещения.
С доводами представителя Кабинета Министров и Министерства юстиции Республики Татарстан о том, что абзац 6 пункта 3.1 и абзац 19 пункта 3.3 оспариваемого положения по контролю за соблюдением коллегиями адвокатов и их членами законодательства об адвокатуре не противоречат федеральному законодательству, поскольку эти полномочия соответствовали ранее действовавшему Положению об адвокатуре в РСФСР и вытекают из совместных полномочий России и ее субъектов, определенных пунктом "л" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, суд также правильно не согласился, поскольку указанные нормы оспариваемого положения противоречат нормам Положения "О министерстве юстиции Российской Федерации".
Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", Положение "О Министерстве юстиции Российской Федерации" контроль за соблюдением законодательства об адвокатуре относят к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации.
Правильно не принят во внимание и довод представителя Кабинета Министров и Министерства юстиции Республики Татарстан о том, что Основы законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 наделяют рядом полномочий органы юстиции субъектов Российской Федерации, в том числе и теми, которые оспариваются прокурором Республики Татарстан, поскольку прокурор Республики Татарстан просил признать отдельные нормы оспариваемого положения противоречащими Положению "О Министерстве юстиции Российской Федерации".
Кроме того, Судебная коллегия, соглашаясь с решением суда, исходит из того, что оспариваемое Положение опубликовано в установленном порядке не было. Данное обстоятельство не отрицали в судебном заседании заинтересованные лица.
В силу же ст.15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.
Из содержания Положения "О Министерстве юстиции Республики Татарстан" видно, что оно не только определяет его статус, но и затрагивает интересы нотариусов, адвокатов, других лиц, в связи с чем его положения являются недействующими и не влекут каких-либо правовых последствий (п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 8 от 24 апреля 2002 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации").
С учетом указанных обстоятельств доводы кассационной жалобы не являются основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст.ст.305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 21 августа 2002 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 октября 2002 г. N 11Г02-23
Текст определения официально опубликован не был