Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя В.Г. Стрекозова, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,
рассмотрев по требованию гражданина О.И. Ляпунова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин О.И. Ляпунов оспаривает конституционность Закона Калужской области от 26 ноября 2002 года "О транспортном налоге на территории Калужской области" (в редакции от 10 января 2003 года) в части отсутствия в нем налоговой льготы, освобождающей инвалидов 2 группы от уплаты транспортного налога.
Как следует из представленных материалов, Калужский областной суд отказал О.И. Ляпунову в признании Закона Калужской области "О транспортном налоге на территории Калужской области" не соответствующим федеральному законодательству, в частности Закону Российской Федерации от 9 декабря 1991 года "О налогах на имущество физических лиц", указав, что оспариваемый Закон соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял заявителя о том, что его жалоба не соответствует требованиям названного Закона.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные О.И. Ляпуновым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
По смыслу части первой статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" наличие принятого и сохраняющего свою силу решения Конституционного Суда Российской Федерации по поставленному заявителем вопросу является основанием для отказа в принятии его обращения к рассмотрению. В ранее принятых и сохраняющих свою силу решениях Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (постановления от 21 марта 1997 года по делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы Российской Федерации", от 28 марта 2000 года по делу о проверке конституционности подпункта "к" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", от 19 июня 2002 года по делу о проверке конституционности положений ряда федеральных законов, касающихся социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС).
Таким образом, установление налоговых льгот - как напрямую связанное с внесением изменений и дополнений в акты законодательства - не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статьей# 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Более того, статья 9 Закона Калужской области "О транспортном налоге на территории Калужской области", устанавливающая льготы по уплате транспортного налога, в оспариваемой заявителем редакции от 10 января 2003 года в настоящее время не действует. Законом Калужской области от 26 ноября 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Калужской области "О транспортном налоге на территории Калужской области" закрепленный в названной статье перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты транспортного налога, расширен, и в него включены в том числе инвалиды.
Следовательно, оспариваемые заявителем нормы не могут быть расценены как ограничивающие его конституционные права и свободы, в связи с чем данная жалоба не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ляпунова Олега Иннокентьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации |
В.Г. Стрекозов |
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации |
Ю.М. Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 14 октября 2004 г. N 311-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ляпунова Олега Иннокентьевича на нарушение его конституционных прав положениями Закона Калужской области "О транспортном налоге на территории Калужской области"
Текст Определения официально опубликован не был