Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указом Главы Республики Башкортостан от 2 октября 2015 г. N УГ-237 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к Указу Главы
Республики Башкортостан
от 10 апреля 2015 г. N УГ-81
Административный регламент
исполнения Управлением по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования
2 октября 2015 г.
1. Общие положения
1.1. Административный регламент исполнения Управлением по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан государственной функции по государственному контролю (надзору) в сфере образования (далее - Административный регламент) определяет сроки и последовательность административных процедур и действий Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации, установленных статьей 7 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Башкортостан (далее - организации) (за исключением организаций, государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью которых относится к полномочиям федеральных органов государственной власти), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на территории Республики Башкортостан.
Наименование государственной функции
1.2. Государственная функция по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования (далее - государственная функция).
Наименование государственного органа, исполняющего государственную функцию
1.3. Исполнение государственной функции осуществляет Управление по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан (далее - Обрнадзор РБ).
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции
1.4. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации;
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ;
Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";
Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан";
Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 1998 года N 224 "Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики";
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 года N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью";
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 года N 215 "Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)";
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг";
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 года N 719 "О государственной информационной системе государственного надзора в сфере образования";
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966 "О лицензировании образовательной деятельности";
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1039 "О государственной аккредитации образовательной деятельности";
приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
приказом Генеральной прокуратуры России от 27 марта 2009 года N 93 "О реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Конституцией Республики Башкортостан;
Законом Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года N 696-з "Об образовании в Республике Башкортостан";
постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 декабря 2011 года N 504 "О разработке и утверждении республиканскими органами исполнительной власти административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг";
постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 января 2013 года N 10 "Об утверждении Положения об Управлении по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан";
иными нормативными правовыми актами (далее - законодательство).
Предмет государственного контроля (надзора)
1.5. Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые Обрнадзором РБ.
Предметом федерального государственного контроля качества образования является оценка соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам предусмотренных законодательством Российской Федерации мер.
Предметом федерального государственного надзора в сфере образования является предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования на территории Республики Башкортостан (далее - органы местного самоуправления Республики Башкортостан), и организациями требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов местного самоуправления Республики Башкортостан и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.
1.6. Государственная функция осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок организаций и органов местного самоуправления Республики Башкортостан.
Плановые и внеплановые проверки проводятся:
без выезда по месту нахождения организации и (или) органа местного самоуправления Республики Башкортостан и (или) по месту фактического осуществления образовательной деятельности (далее - документарные проверки);
с выездом по месту нахождения организации и (или) органа местного самоуправления Республики Башкортостан и (или) по месту фактического осуществления образовательной деятельности (далее - выездные проверки).
Права и обязанности должностных лиц Обрнадзора РБ при осуществлении государственной функции
1.7. При исполнении государственной функции должностные лица Обрнадзора РБ имеют право:
требовать от организации и органа местного самоуправления Республики Башкортостан документы и иные сведения, представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации по вопросам, подлежащим проверке;
выдавать организации и органу местного самоуправления Республики Башкортостан предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
принимать меры по контролю за устранением выявленных нарушений законодательства об образовании и несоответствий содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам;
составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
направлять в вышестоящий орган органа местного самоуправления Республики Башкортостан предложение о рассмотрении вопроса об отстранении от должности руководителя органа местного самоуправления Республики Башкортостан, осуществляющего управление в сфере образования;
посещать организацию и орган местного самоуправления Республики Башкортостан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при предъявлении копии приказа Обрнадзора РБ о проведении проверки и служебного удостоверения должностного лица Обрнадзора РБ (иного документа, подтверждающего полномочия этого должностного лица);
осуществлять наблюдение за ходом образовательного процесса;
проводить оценку знаний и умений обучающихся в различных формах, в том числе в формах тестирования, собеседования, письменного или устного опроса, контрольной работы;
проводить беседы с обучающимися, воспитанниками организации, их родителями (законными представителями), работниками организации по вопросам, подлежащим проверке (беседы с несовершеннолетними обучающимися или воспитанниками организации проводятся в присутствии их родителей (законных представителей));
проводить анализ наличия и достоверности информации, размещенной организацией в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на ее официальном сайте (далее - официальный сайт проверяемой организации).
1.8. При исполнении государственной функции должностные лица Обрнадзора РБ обязаны:
своевременно и в полной мере исполнять полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений организацией, органом местного самоуправления Республики Башкортостан обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации;
соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан, проверка которых проводится;
проводить проверку на основании соответствующего приказа Обрнадзора РБ;
проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку - только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа Обрнадзора РБ и в случае согласования проверки с органом прокуратуры - копии документа о согласовании проведения проверки;
не препятствовать уполномоченному представителю проверяемой организации и органа местного самоуправления Республики Башкортостан присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
предоставлять руководителю организации или органа местного самоуправления Республики Башкортостан или их уполномоченным представителям, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
знакомить уполномоченного представителя проверяемой организации и органа местного самоуправления Республики Башкортостан с результатами проверки;
учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни и здоровья граждан, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов граждан, организаций, органов местного самоуправления Республики Башкортостан;
доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании организацией или органом местного самоуправления Республики Башкортостан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
соблюдать сроки проведения проверки;
не требовать от проверяемой организации или органа местного самоуправления Республики Башкортостан документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
перед началом проведения выездной проверки по просьбе уполномоченного представителя проверяемой организации или органа местного самоуправления Республики Башкортостан ознакомить этого представителя с положениями Административного регламента (любым доступным способом);
осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок (при его наличии);
сообщать начальнику Обрнадзора РБ о личной заинтересованности в ходе проводимой проверки, которая может привести к конфликту интересов.
1.9. При осуществлении государственной функции должностные лица Обрнадзора РБ не вправе:
проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к полномочиям Обрнадзора РБ;
осуществлять плановые и внеплановые проверки в случае отсутствия при проведении проверки руководителя организации или органа местного самоуправления Республики Башкортостан или их уполномоченного представителя;
требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
превышать установленные сроки проведения проверки;
осуществлять выдачу организации, органу местного самоуправления Республики Башкортостан предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;
требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в Обрнадзор РБ, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
1.10. В случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан по эксплуатации ею (им) зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, оборудования, транспортных средств представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, должностные лица Обрнадзора РБ в оперативном порядке доводят до заинтересованных органов и граждан информацию о наличии такой угрозы.
Права и обязанности организаций и органов местного самоуправления Республики Башкортостан при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования
1.11. Руководитель или уполномоченный им представитель организации и органа местного самоуправления Республики Башкортостан при проведении проверки имеет право:
непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к ее предмету;
получать от Обрнадзора РБ и его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с ее результатами, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Обрнадзора РБ;
обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Обрнадзора РБ, повлекшие за собой нарушение прав организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан к участию в проверке;
в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений представить в Обрнадзор РБ в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений в течение 15 дней с даты получения акта проверки. При этом организация, орган местного самоуправления Республики Башкортостан вправе приложить к таким возражениям подтверждающие их обоснованность документы или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в Обрнадзор РБ.
1.12. При проведении проверок проверяемые организация и орган местного самоуправления Республики Башкортостан обязаны:
обеспечить присутствие своих уполномоченных представителей;
предоставить должностным лицам Обрнадзора РБ, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц Обрнадзора РБ и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые организацией и органом местного самоуправления Республики Башкортостан при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым ими оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
Описание результата исполнения государственной функции
1.13. Результатом исполнения государственной функции является акт проверки с указанием наличия или отсутствия несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, фактов нарушений требований законодательства Российской Федерации об образовании.
Результат исполнения государственной функции направлен на предупреждение, выявление и принятие мер по пресечению и (или) устранению:
нарушений требований законодательства Российской Федерации об образовании;
несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
При выявлении по результатам проверки фактов несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, нарушений требований законодательства Российской Федерации об образовании, результатами исполнения государственной функции являются:
принятие решения о необходимости устранения организацией или органом местного самоуправления Республики Башкортостан выявленных нарушений с указанием срока их устранения;
выдача организации или органу местного самоуправления Республики Башкортостан предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации об образовании;
составление протоколов об административных правонарушениях, связанных с нарушением требований законодательства Российской Федерации об образовании, и принятие мер по предотвращению таких нарушений;
принятие решения о запрете приема в организацию в случае неисполнения выданного предписания, в том числе если представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, отчет не подтверждает исполнение этого предписания в установленный им срок или отчет об исполнении предписания до истечения срока его исполнения не представлен;
принятие решения о приостановлении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности;
принятие решения о приостановлении действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки;
принятие решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности;
принятие решения о лишении государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки;
направление в уполномоченные органы материалов, связанных с нарушениями требований законодательства Российской Федерации об образовании, для решения вопросов о возбуждении административных или уголовных дел по признакам правонарушений и преступлений.
2. Требования к порядку исполнения государственной функции
Порядок информирования об исполнении государственной функции
2.1. Информация об исполнении государственной функции может быть получена путем обращения в Обрнадзор РБ лично, по телефону, в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, посредством использования официального сайта Обрнадзора РБ в сети Интернет (далее - официальный сайт Обрнадзора РБ), федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал).
Если обращение за информацией или консультацией осуществляется в письменной форме, то ответ дается в течение 30 дней со дня регистрации обращения в Обрнадзоре РБ.
2.2. Почтовый адрес Обрнадзора РБ: 450005, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Цюрупы, 100/102.
Телефон/факс: (347) 251-98-84.
Официальный сайт Обрнадзора РБ: https://obmadzorrb.bashkortostan.ru.
Адрес электронной почты Обрнадзора РБ: obrnadzorrb@yandex.ru.
Официальный сайт Единого портала: www.gosuslugi.ru.
Государственная функция исполняется уполномоченным структурным подразделением Обрнадзора РБ - отделом контрольно-надзорной деятельности в сфере образования Обрнадзора РБ (далее - отдел).
Отдел размещается по адресу: 450005, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Цюрупы, 100/102.
Телефоны отдела: (347) 250-89-20, (347) 251-76-14, (347) 251-75-43, (347) 251-76-14, (347) 251-57-92, (347) 251-52-16; факсы: (347) 251-75-43, (347) 251-92-37, (347) 251-57-92, (347) 251-76-14.
2.3. Устное информирование и консультирование по вопросам исполнения государственной функции осуществляются в понедельник, вторник, среду и четверг с 9.00 до 18.00, в пятницу - с 9.00 до 17.00; перерыв - с 13.00 до 14.00.
2.4. Информация об исполнении государственной функции размещается в форме документов на бумажных носителях и в электронной форме на информационных стендах в Обрнадзоре РБ, на официальном сайте Обрнадзора РБ и Едином портале.
2.5. На информационных стендах в Обрнадзоре РБ, на официальном сайте Обрнадзора РБ и Едином портале размещаются следующие информационные материалы:
информация о порядке исполнения государственной функции;
извлечения из нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции.
2.6. При изменении информации об исполнении государственной функции осуществляется соответствующее обновление.
Срок исполнения государственной функции
2.7. Срок проведения выездной и документарной проверки не может превышать 20 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов - для микропредприятия в год.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц Обрнадзора РБ, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен начальником Обрнадзора РБ, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на пятнадцать часов.
Срок проведения выездной и документарной проверок в отношении организации, которая осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому ее филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.
3. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур и административных действий, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур и административных действий в электронной форме
3.1. Исполнение государственной функции предусматривает выполнение следующих административных процедур:
подготовка к проведению проверки;
проведение проверки;
оформление результатов проверки и принятие мер в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, нарушений требований законодательства Российской Федерации об образовании;
контроль за устранением выявленного несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, нарушений законодательства об образовании, включая принятие мер в связи с неисполнением предписаний.
3.2. Блок-схема последовательности действий при исполнении государственной функции приведена в приложении к Административному регламенту.
Подготовка к проведению проверки
3.3. Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок Обрнадзора РБ (далее - план проверок Обрнадзора РБ).
Согласование ежегодного плана проверок организаций осуществляется в следующем порядке:
до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок организаций, Обрнадзор РБ направляет проект плана проверок в прокуратуру Республики Башкортостан;
Обрнадзор РБ рассматривает предложения прокуратуры Республики Башкортостан о проведении совместных проверок и по итогам их рассмотрения до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляет в прокуратуру Республики Башкортостан утвержденный Обрнадзором РБ план проверок.
Согласование ежегодного плана проверок органов местного самоуправления Республики Башкортостан осуществляется в следующем порядке: до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок органов местного самоуправления Республики Башкортостан, Обрнадзор РБ направляет проект плана проверок в прокуратуру Республики Башкортостан.
3.4. Утвержденный Обрнадзором РБ план проверок представляется в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, а также доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте Обрнадзора РБ.
3.5. Проверка в целях осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования может проводиться как отдельно в части федерального государственного надзора в сфере образования и федерального государственного контроля качества образования, так и в объединенном виде, а также в сочетании с лицензионным контролем.
3.6. Проверки могут проводиться в форме документарной или выездной проверок в порядке, установленном в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Проверка проводится в форме выездной проверки в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
убедиться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении Обрнадзора РБ документах организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан, индивидуального предпринимателя;
оценить соответствие деятельности организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан, индивидуального предпринимателя требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в сфере образования, без проведения соответствующего мероприятия по контролю (надзору) в сфере образования.
3.7. Проверка проводится на основании приказа Обрнадзора РБ. Специалист, ответственный за подготовку проверки, готовит проект соответствующего приказа, который рассматривается и подписывается начальником Обрнадзора РБ.
3.8. В приказе Обрнадзора РБ о проведении проверки указываются:
наименование Обрнадзора РБ;
фамилия, имя, отчество, должность должностного лица или должностных лиц Обрнадзора РБ, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций (членов комиссии по проверке);
наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности;
цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;
сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора);
перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
даты начала и окончания проведения проверки.
Приказ Обрнадзора РБ о проведении проверки разрабатывается в соответствии с типовой формой распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с последующими изменениями).
3.9. Проведение документарной и выездной проверок осуществляется комиссией по проверке или по решению начальника (заместителя начальника) Обрнадзора РБ без создания комиссии по проверке одним специалистом Обрнадзора РБ, уполномоченным на ее проведение в качестве проверяющего (далее - проверяющий).
3.10. Члены комиссии по проверке формируются из специалистов Обрнадзора РБ с включением в ее состав при необходимости экспертов и (или) представителей экспертных организаций, аттестованных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании приказа Обрнадзора РБ и в соответствии с заключенными с этими экспертами и (или) представителями гражданско-правовыми договорами.
3.11. При проведении плановой проверки проверяемые организация, орган местного самоуправления Республики Башкортостан уведомляются Обрнадзором РБ не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения этой проверки посредством направления копии соответствующего приказа Обрнадзора РБ заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
3.12. О проведении внеплановой выездной проверки проверяемые организация, орган местного самоуправления Республики Башкортостан уведомляются Обрнадзором РБ не менее чем за 24 часа до начала проведения этой проверки любым доступным способом.
3.13. Результат выполнения обозначенной административной процедуры - подготовка приказа Обрнадзора РБ о проведении проверки и уведомление организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан, индивидуального предпринимателя о начале такой проверки.
Способ фиксации указанного результата - издание приказа Обрнадзора РБ и уведомление организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан о проверке.
Проведение проверки
3.14. Основанием для начала проведения выездной проверки является издание соответствующего приказа Обрнадзора РБ.
До выезда в проверяемую организацию, орган местного самоуправления Республики Башкортостан комиссия по проверке (проверяющий) осуществляет рассмотрение имеющихся в Обрнадзоре РБ документов, сведений, заключений (при их наличии) о деятельности организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан по вопросам, подлежащим проверке.
3.15. По прибытии на место проверки председатель комиссии по проверке (проверяющий) предъявляет руководителю организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан или уполномоченному представителю проверяемой организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан служебное удостоверение и заверенную печатью копию приказа Обрнадзора РБ о проведении проверки, представляет указанному лицу членов комиссии по проверке, информирует его о порядке проведения проверки.
3.16. В ходе выездной проверки комиссия по проверке (проверяющий) проводит следующие мероприятия по контролю (надзору) в сфере образования:
а) при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере образования в отношении органа местного самоуправления Республики Башкортостан:
анализ и экспертизу документов и материалов, характеризующих деятельность органа местного самоуправления Республики Башкортостан, в том числе нормативных правовых и индивидуальных правовых актов по вопросам, подлежащим проверке;
анализ наличия и достоверности информации, размещенной на официальном сайте органа местного самоуправления Республики Башкортостан;
б) при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере образования в отношении организации, индивидуального предпринимателя:
анализ и экспертизу документов и материалов, характеризующих деятельность организации, в том числе локальных и индивидуальных правовых актов по вопросам, подлежащим проверке;
анализ соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере образования при осуществлении образовательного процесса;
анализ наличия и достоверности информации, размещенной на официальном сайте проверяемой организации;
в) при осуществлении федерального государственного контроля качества образования:
анализ и экспертизу документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в том числе учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов);
анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления соответствующей деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса;
оценку соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников организации.
В случае, если в ходе выездной проверки был проведен контроль освоения обучающимися образовательной программы с использованием информационных технологий, Обрнадзор РБ обеспечивает обработку результатов контроля и подготовку заключения по освоению обучающимися образовательной программы. Указанное заключение передается председателю комиссии по проверке (проверяющему) для рассмотрения.
3.17. По завершении выездной проверки председатель комиссии по проверке (проверяющий) производит запись о проведенной проверке в журнале учета проверок, имеющемся в проверяемых организации, органе местного самоуправления Республики Башкортостан.
Если в ходе выездной проверки выявлено отсутствие в проверяемых организации, органе местного самоуправления Республики Башкортостан журнала учета проверок, в акте проверки делается запись об этом.
3.18. Основанием для начала проведения документарной проверки является издание соответствующего приказа Обрнадзора РБ.
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документах, используемых при осуществлении их деятельности и связанных с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
3.19. Если для проведения документарной проверки необходимо получение определенной информации от проверяемых организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан, специалист, ответственный за подготовку проведения проверки, готовит мотивированный запрос (письмо) Обрнадзора РБ о представлении такой информации.
Письмо Обрнадзора РБ направляется в адрес проверяемых организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан почтой или иным доступным способом, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа начальника Обрнадзора РБ о проведении документарной проверки.
Проверяемые организация, орган местного самоуправления Республики Башкортостан в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса обязаны направить в Обрнадзор РБ запрашиваемые документы и материалы.
Указанные в запросе документы и материалы представляются в виде копий, заверенных подписью и печатью (при ее наличии) уполномоченного представителя проверяемых организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан.
Проверяемые организация, орган местного самоуправления Республики Башкортостан вправе представить указанные документы и материалы в электронной форме. Также проверяемые организация, орган местного самоуправления Республики Башкортостан представляют к документам и материалам проверки журнал учета проверок.
Нотариального удостоверения копий документов и материалов не требуется.
Документы и материалы, представленные проверяемыми организацией, органом местного самоуправления Республики Башкортостан, передаются председателю комиссии по проверке (проверяющему).
3.20. При проведении документарной проверки комиссия по проверке (проверяющий) проводит рассмотрение:
имеющейся в Обрнадзоре РБ информации о деятельности проверяемых организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан, индивидуального предпринимателя по вопросам, подлежащим проверке;
документов по вопросам, подлежащим проверке, представленных проверяемыми организацией, органом местного самоуправления Республики Башкортостан, индивидуальным предпринимателем по запросу Обрнадзора РБ (в том числе в электронной форме);
информации, размещенной на официальных сайтах проверяемых организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан, индивидуального предпринимателя.
3.21. В ходе документарной проверки комиссия по проверке (проверяющий) проводит следующие мероприятия по контролю (надзору) в сфере образования:
а) при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования в отношении органа местного самоуправления Республики Башкортостан:
анализ и экспертизу документов и материалов, характеризующих деятельность органа местного самоуправления Республики Башкортостан, в том числе нормативных правовых актов по вопросам, подлежащим проверке;
анализ наличия и достоверности информации, размещенной на официальном сайте организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан;
б) при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования в отношении организации:
анализ и экспертизу документов и материалов, характеризующих деятельность организации, в том числе локальных нормативных правовых актов по вопросам, подлежащим проверке;
анализ наличия и достоверности информации, размещенной на официальном сайте организации;
в) при осуществлении федерального государственного контроля качества образования:
анализ и экспертизу документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в том числе учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов);
оценку соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников организации.
Перед проведением внеплановой проверки издается соответствующий приказ Обрнадзора РБ.
Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
истечение срока исполнения организацией, органом местного самоуправления Республики Башкортостан ранее выданного Обрнадзором РБ предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере образования;
поступление в Обрнадзор РБ обращений и заявлений граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
приказ Обрнадзора РБ, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках контроля (надзора) за исполнением законодательства Российской Федерации в сфере образования по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
выявление Обрнадзором РБ нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере образования при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;
выявление Обрнадзором РБ нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, в том числе требований федеральных государственных образовательных стандартов, на основе данных мониторинга в системе образования
3.22. Результат выполнения обозначенной административной процедуры - проведение проверки в соответствии с приказом Обрнадзора РБ и указанными в нем основаниями для ее проведения.
Способ фиксации указанного результата - оформление акта о проведенной проверке, а в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации об образовании - оформления предписания, в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам -приостановление государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и установление срока устранения выявленного несоответствия, внесение записи о проведенной проверке в журнал учета проверок проверяемых организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан.
Оформление результатов проверки и принятие мер в случае выявления фактов нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере образования
3.23. По итогам проверки непосредственно после ее завершения должностными лицами Обрнадзора РБ, проводившими проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах в соответствии с типовой формой акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с последующими изменениями).
3.24. В акте проверки указываются следующие сведения:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование Обрнадзора РБ, исполняющего государственную функцию;
3) дата и номер приказа Обрнадзора РБ;
4) фамилии, имена, отчества (последнее - при наличии) и должности специалистов Обрнадзора РБ, проводивших проверку;
5) наименование организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан в отношении которой (которого) проведена проверка, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) и должность уполномоченного представителя организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан, присутствовавшего при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе:
а) о выявлении нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан об образовании;
б) о выявлении соответствия или несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, включая требования к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему, условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; результатам освоения основных образовательных программ;
в) о невыявлении нарушений законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан об образовании, несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
г) об установлении факта исполнения или неисполнения предписания;
д) о лицах, допустивших нарушение;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки уполномоченного представителя организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан, присутствовавшего при проведении проверки, о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи (в случае, если составление акта проверки осуществляется непосредственно в организации, органе местного самоуправления Республики Башкортостан или по месту проведения проверки в отношении индивидуального предпринимателя);
9) сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
10) подписи специалистов Обрнадзора РБ, уполномоченных на проведение проверки.
3.25. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан, под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Обрнадзора РБ.
3.26. В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Обрнадзора РБ.
3.27. Если в результате проведения проверки выявляются факты нарушений требований законодательства Российской Федерации об образовании, председатель комиссии по проверке (проверяющий) после проверки составляет предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации об образовании.
В предписании указываются:
порядковый номер предписания;
дата и место составления и выдачи предписания;
дата и номер приказа Обрнадзора РБ о проведении проверки;
фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) и должность лица, выдавшего предписание;
полное наименование проверяемой организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан, должность присутствовавшего при проведении проверки уполномоченного представителя проверяемых организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан;
полное наименование и место нахождения (адрес) проверяемой организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан, которой (которому) выдано предписание;
сведения об установленном (установленных) факте (фактах) нарушения (нарушений) требований законодательства Российской Федерации об образовании и лицензировании образовательной деятельности;
нормативный (нормативные) правовой (правовые) акт (акты) и нормативно-технический (нормативно-технические) документ (документы), требования которого (которых) нарушены;
срок исполнения предписания, в течение которого организация (орган местного самоуправления Республики Башкортостан), которой (которому) выдано предписание, должна (должен) представить в Обрнадзор РБ отчет об его исполнении;
сведения об ознакомлении с предписанием или об отказе в этом руководителя, иного должностного лица либо уполномоченного представителя проверяемых организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан;
печать и подпись должностного лица Обрнадзора РБ, выдавшего предписание.
3.28. Срок устранения нарушений, указанный в предписании и (или) приказе, не может превышать 6 месяцев с момента его выдачи.
3.29. Проект предписания, подготовленный комиссией по проверке (проверяющим) по итогам проведения выездной проверки, направляется факсом или по электронной почте в Обрнадзор РБ для согласования с начальником отдела и (или) заместителем начальника Обрнадзора РБ.
3.30. Предписание после его согласования подписывается должностным лицом, уполномоченным приказом Обрнадзора РБ составлять предписания, участвовавшим в проверке. Предписание передается под роспись уполномоченному представителю проверяемых организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан.
3.31. В случае, если подготовка проекта предписания по итогам выездной проверки осуществляется в Обрнадзоре РБ (при необходимости получения заключения специальных расследований, экспертиз), предписание составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения проверки. В этом случае, а также при проведении документарной проверки предписание направляется по почте в проверяемые организацию, орган местного самоуправления Республики Башкортостан с уведомлением о вручении или передается под расписку руководителю или уполномоченному им представителю проверяемой организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан.
Если в результате проведения проверки выявляются факты несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, председатель комиссии по проверке (проверяющий) после проверки готовит проект приказа Обрнадзора РБ о приостановлении действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и установлении срока устранения выявленного несоответствия не более 6 месяцев.
3.32. Если в результате проверки выявлены факты нарушений требований законодательства Российской Федерации об образовании, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченными должностными лицами Обрнадзора РБ составляются протоколы об административных правонарушениях.
3.33. Порядок и сроки привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности устанавливаются законодательством Российской Федерации.
3.34. В случае выявления факта (фактов) нарушения (нарушений) требований законодательства Российской Федерации об образовании по вопросам, входящим в компетенцию иного федерального органа исполнительной власти или государственного органа Республики Башкортостан, в данный орган направляется соответствующая информация, а в проверяемые организацию, орган местного самоуправления Республики Башкортостан - письмо Обрнадзора РБ о направлении информации в соответствующий государственной орган.
При принятии начальником Обрнадзора РБ или уполномоченным им должностным лицом решения о направлении информации в орган местного самоуправления Республики Башкортостан, правоохранительный орган, органы прокуратуры по месту нахождения организации, прокуратуру Республики Башкортостан специалист, ответственный за обработку результатов проверки, готовит проекты соответствующих писем Обрнадзора РБ. Указанные проекты писем рассматриваются, подписываются начальником Обрнадзора РБ или уполномоченным им должностным лицом и направляются заказным почтовым отправлением и (или) по каналам электронной связи в соответствующие органы и организации.
3.35. Результат выполнения обозначенной административной процедуры - составление акта проверки, предписания об устранении выявленного (выявленных) факта (фактов) нарушения (нарушений) требований законодательства Российской Федерации об образовании (в случае его (их) выявления при проведении проверки), протокол (протоколы) об административном правонарушении (административных правонарушениях), приказ о приостановлении действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и установление срока устранения выявленного несоответствия.
Проект приказа Обрнадзора РБ рассматривается и подписывается начальником Обрнадзора РБ.
Специалист, ответственный за контроль за устранением несоответствия, направляет в организацию почтовым отправлением копию приказа Обрнадзора РБ о приостановлении действия государственной аккредитации.
Способ фиксации указанного результата - подписание акта проверки, предписания об устранении выявленного (выявленных) факта (фактов) нарушения (нарушений) требований законодательства Российской Федерации в сфере образования (в случае его (их) выявления при проведении проверки), протокола (протоколов) об административном правонарушении (административных правонарушениях), выдача или направление почтовой связью копии приказа о приостановлении действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и установление срока устранения выявленного несоответствия образовательной организации.
Контроль за устранением выявленного несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, нарушений законодательства об образовании, включая принятие мер в связи с неисполнением предписаний
3.36. Основаниями для начала административной процедуры по контролю за исполнением предписаний является выдача организации, органу местного самоуправления Республики Башкортостан предписания об устранении выявленного (выявленных) нарушения (нарушений) требований законодательства Российской Федерации об образовании, издание приказа о приостановлении действия государственной аккредитации и установлении срока устранения несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.
Организация, орган местного самоуправления Республики Башкортостан, которой (которому) было направлено предписание об устранении выявленного нарушения (нарушений) требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, должны исполнить его в установленный срок и представить в Обрнадзор РБ отчет о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований (далее - отчет об исполнении предписания).
Организация, в отношении которой было приостановлено действие государственной аккредитации, должна устранить несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам до установленного приказом срока и представить в Обрнадзор РБ уведомление об устранении выявленного несоответствия с приложением копий документов, подтверждающих исполнение указанного несоответствия (далее - уведомление об устранении несоответствия).
3.37. Отчет об исполнении предписания, уведомление об устранении несоответствия, поступившие в Обрнадзор РБ, в течение 3 рабочих дней регистрируются и передаются специалисту, ответственному за контроль за исполнением предписаний и (или) устранением несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, который рассматривает указанные отчет и (или) уведомление.
В течение 30 дней после получения уведомления об устранении несоответствия Обрнадзор РБ проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия. Действие государственной аккредитации возобновляется по решению Обрнадзора РБ со дня, следующего за днем подписания акта, устанавливающего факт устранения выявленного несоответствия.
Проект приказа Обрнадзора РБ о возобновлении действия государственной аккредитации рассматривается и подписывается начальником Обрнадзора РБ.
Специалист, ответственный за контроль за устранением несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, направляет в организацию почтовым отправлением копию приказа Обрнадзора РБ о возобновлении действия государственной аккредитации. Копия приказа Обрнадзора РБ также направляется учредителю организации, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования в муниципальном образовании, на территории которого находится организация, осуществляющая образовательную деятельность, а также в органы прокуратуры Российской Федерации.
В целях рассмотрения отчета об исполнении предписания, а также в случае, если отчет не поступил в Обрнадзор РБ в установленный срок, специалист Обрнадзора РБ, ответственный за контроль за исполнением предписаний, готовит проект приказа о проведении внеплановой проверки исполнения предписания, осуществляются подготовка и проведение проверки, оформление ее результатов.
Если для проведения документарной проверки необходимо получение определенной информации от проверяемых организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан, специалист, ответственный за подготовку проведения проверки, готовит мотивированный запрос (письмо) Обрнадзора РБ о представлении такой информации.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя организации, органа местного самоуправления Республики Башкортостан, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Обрнадзора РБ.
Если в результате внеплановой проверки не подтверждается факт исполнения предписания:
должностное лицо Обрнадзора РБ, проводившее проверку, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения сроком не более чем на 3 месяца;
должностное лицо Обрнадзора РБ, проводившее проверку, возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
специалист, ответственный за контроль за исполнением предписания, после завершения проверки готовит проект приказа Обрнадзора РБ о запрете приема в организацию полностью или частично.
Проект приказа Обрнадзора РБ рассматривается и подписывается начальником Обрнадзора РБ.
Специалист, ответственный за контроль за исполнением предписания, направляет в организацию почтовым отправлением копию приказа Обрнадзора РБ о запрете приема в организацию полностью или частично. Копия приказа Обрнадзора РБ направляется также учредителю организации.
3.38. До истечения срока исполнения выданного повторно предписания Обрнадзор РБ должен быть уведомлен организацией, органом местного самоуправления Республики Башкортостан об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания.
В течение 30 дней после получения такого уведомления Обрнадзор РБ проводит проверку содержащейся в нем информации. Прием в организацию возобновляется по решению Обрнадзора РБ со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания, или со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При принятии начальником Обрнадзора РБ решения о возобновлении приема в образовательную организацию специалист, ответственный за контроль за исполнением предписания, готовит проект приказа Обрнадзора РБ, который рассматривается и подписывается начальником Обрнадзора РБ.
Копия приказа Обрнадзора РБ направляется в организацию почтовым отправлением. Копия приказа Обрнадзора РБ направляется также учредителю организации.
В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок первого предписания и в случае неустранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный срок исполнения выданного повторно предписания Обрнадзор РБ приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии. Действие лицензии на осуществление образовательной деятельности приостанавливается до дня вступления в законную силу решения суда.
При принятии решения начальником Обрнадзора РБ о приостановлении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности полностью или частично (в отношении отдельных видов образования, уровней образования, профессий, специальностей, направлений подготовки и (или) подвидов дополнительного образования, адресов мест осуществления образовательной деятельности) до вступления в законную силу решения суда специалист, ответственный за осуществление процедуры приостановления действия лицензии, готовит проект приказа Обрнадзора РБ, который рассматривается и подписывается начальником Обрнадзора РБ.
Копия приказа Обрнадзора РБ направляется в организацию почтовым отправлением.
Специалист, ответственный за ведение реестра, в день принятия Обрнадзором РБ решения о приостановлении действия лицензии вносит соответствующие сведения в реестр лицензий.
В случае вынесения судом решения о привлечении органа местного самоуправления Республики Башкортостан, должностных лиц этого органа к административной ответственности за неисполнение в установленный срок первого предписания и в случае неустранения этим органом нарушений требований законодательства об образовании в установленный срок исполнения выданного повторно предписания Обрнадзор РБ направляет в вышестоящий орган местного самоуправления предложение о рассмотрении вопроса об отстранении от должности руководителя органа местного самоуправления Республики Башкортостан.
В случае, если в установленный срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, специалист, ответственный за контроль за устранением несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, издает проект приказа о лишении организации, осуществляющей образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.
Проект приказа Обрнадзора РБ рассматривается и подписывается начальником Обрнадзора РБ.
Специалист, ответственный за контроль за устранением несоответствия, направляет в организацию почтовым отправлением копию приказа Обрнадзора РБ о лишении государственной аккредитации. Копия приказа Обрнадзора РБ также направляется учредителю организации, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования в муниципальном образовании, на территории которого находится организация, осуществляющая образовательную деятельность, а также в органы прокуратуры Российской Федерации.
3.39. Результаты выполнения обозначенной административной процедуры:
подготовка приказа Обрнадзора РБ о проведении внеплановой проверки;
составление акта проверки;
составление протокола (протоколов) об административном правонарушении (административных правонарушениях) (в случае неисполнения предписания, в том числе если представленный организацией, органом местного самоуправления Республики Башкортостан отчет не подтверждает исполнения предписания в установленный срок или отчет о исполнении предписания до истечения установленного срока не представлен в Обрнадзор РБ) и приказа Обрнадзора РБ о запрете приема в организацию;
подготовка и выдача повторного предписания об устранении выявленного нарушения (выявленных нарушений);
подготовка решения об устранении организацией, органом местного самоуправления Республики Башкортостан выявленного (выявленных) факта (фактов) нарушения (нарушений) требований законодательства Российской Федерации в сфере образования с указанием срока его (их) устранения;
подготовка решения Обрнадзора РБ о приостановлении действия лицензии;
подготовка приказа Обрнадзора РБ о запрете на прием в организацию;
подготовка решения Обрнадзора РБ об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии;
подготовка решения Обрнадзора РБ о лишении государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки;
подготовка направляемых в уполномоченные органы материалов, связанных с фактом (фактами) нарушения (нарушений) требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, для решения вопросов о возбуждении административных или уголовных дел по признакам правонарушений и преступлений;
подготовка решения о направлении в вышестоящий орган органа местного самоуправления Республики Башкортостан предложения о рассмотрении вопроса об отстранении от должности руководителя органа местного самоуправления Республики Башкортостан.
Способы фиксации указанного результата:
приказ Обрнадзора РБ о проведении внеплановой проверки;
акт проверки;
протокол (протоколы) об административном правонарушении (административных правонарушениях) (в случае неисполнения предписания, в том числе если представленный организацией отчет не подтверждает исполнения предписания в установленный им срок или если отчет об исполнении предписания до истечения срока его исполнения не представлен в Обрнадзор РБ);
повторное предписание об устранении выявленного нарушения (выявленных правонарушений);
письмо об устранении организацией, органом местного самоуправления Республики Башкортостан выявленного (выявленных) факта (фактов) нарушения (нарушений) требований законодательства Российской Федерации в сфере образования с указанием срока его (их) устранения;
приказ о запрете на прием в образовательную организацию;
приказ о приостановлении действия лицензии;
исковое заявление в суд об аннулировании лицензии;
приказ о лишении государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки;
письмо в уполномоченные органы материалов, связанных с фактом (фактами) нарушения (нарушений) требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, для решения вопросов о возбуждении административных или уголовных дел по признакам правонарушений и преступлений;
письмо в вышестоящий орган органа местного самоуправления Республики Башкортостан с предложением о рассмотрении вопроса об отстранении от должности руководителя органа местного самоуправления Республики Башкортостан.
4. Порядок и формы контроля за исполнением должностными лицами Обрнадзора РБ государственной функции
Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами Обрнадзора РБ положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также осуществления контроля за принятием решений должностными лицами Обрнадзора РБ
4.1. Текущий контроль за соблюдением и исполнением должностными лицами Обрнадзора РБ положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, осуществляется путем проведения соответствующих проверок.
4.2. Должностные лица Обрнадзора РБ, участвующие в исполнении государственной функции, несут персональную ответственность за полноту и качество ее исполнения, соблюдение и исполнение положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих требования к исполнению государственной функции.
Ответственность должностных лиц Обрнадзора РБ, участвующих в исполнении государственной функции, устанавливается в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
4.3. Текущий контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции, соблюдением и исполнением должностными лицами Обрнадзора РБ, участвующими в исполнении государственной функции, положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих требования к исполнению государственной функции (далее - текущий контроль), осуществляется должностными лицами Обрнадзора РБ, ответственными за организацию исполнения государственной функции.
Перечень должностных лиц, ответственных за организацию исполнения государственной функции, устанавливается нормативными правовыми актами Обрнадзора РБ.
Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной функции, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством исполнения государственной функции
4.4. Контроль за соблюдением установленных Административным регламентом административных процедур осуществляется заместителем начальника Обрнадзора РБ, курирующим отдел.
4.5. Текущий контроль за соблюдением установленного порядка проведения проверок осуществляется начальником отдела как в плановом порядке, так и путем проведения внеплановых контрольных мероприятий.
4.6. Текущий контроль осуществляется путем проведения должностными лицами Обрнадзора РБ, ответственными за организацию исполнения государственной функции, проверок полноты и качества исполнения государственной функции, соблюдения и исполнения положений Административного регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также путем выявления и обеспечения устранения выявленных нарушений, рассмотрения обращений, принятия решений и подготовки ответов на обращения заявителей, содержащих жалобы на действия (бездействие) должностных лиц Обрнадзора РБ, участвующих в исполнении государственной функции.
Для проведения внепланового контроля исполнения государственной функции приказом Обрнадзора РБ формируется комиссия, в состав которой включаются должностные лица Обрнадзора РБ.
Результаты плановой и внеплановой проверок полноты и качества исполнения государственной функции оформляются в виде актов, в которых отмечаются выявленные недостатки и указываются предложения по их устранению.
Акт подписывается всеми членами комиссии.
4.7. По результатам осуществления текущего контроля за полнотой и качеством исполнения государственной функции принимаются меры, направленные на устранение выявленных нарушений и их причин, соблюдение законности и правопорядка при исполнении государственной функции.
Периодичность осуществления текущего контроля за исполнением и соблюдением должностными лицами Обрнадзора РБ положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также контроля за принятием решений должностными лицами Обрнадзора РБ устанавливается начальником Обрнадзора РБ.
Ответственность должностных лиц Обрнадзора РБ за решения и действия (бездействие), принимаемые и осуществляемые этими лицами в ходе исполнения государственной функции
4.8. Должностные лица Обрнадзора РБ, ответственные за организацию исполнения государственной функции, несут персональную ответственность за организацию работы по исполнению государственной функции в соответствии с Административным регламентом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к исполнению государственной функции, за обеспечение полноты и качества исполнения государственной функции.
4.9. Ответственность должностных лиц Обрнадзора РБ, исполняющих государственную функцию, определяется в соответствии с их должностными регламентами, а также с требованиями законодательства Российской Федерации.
Должностные лица Обрнадзора РБ в случаях ненадлежащего исполнения возложенных на них функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут персональную ответственность согласно законодательству Российской Федерации.
Положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за исполнением должностными лицами Обрнадзора РБ государственной функции, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций
4.10. Устанавливаются следующие требования к порядку и формам проведения текущего контроля за исполнением должностными лицами Обрнадзора РБ государственной функции:
1) независимость;
2) профессиональная компетентность;
3) должная тщательность.
Заместитель начальника Обрнадзора РБ, курирующий отдел и осуществляющий контроль за исполнением государственной функции, должен принимать меры по предотвращению конфликта интересов при исполнении государственной функции.
Профессиональная компетентность заместителя начальника Обрнадзора РБ, осуществляющего контроль за исполнением государственной функции, состоит в том, что он при осуществлении такого контроля обладает необходимыми профессиональными знаниями и навыками.
Должная тщательность действий заместителя начальника Обрнадзора РБ, осуществляющего контроль за исполнением государственной функции, состоит в своевременном и точном исполнении обязанностей, предусмотренных настоящим разделом Административного регламента.
4.11. Контроль за исполнением должностными лицами Обрнадзора РБ государственной функции со стороны граждан, их объединений и организаций является самостоятельной формой контроля и осуществляется путем направления их обращений в Обрнадзор РБ, а также путем обжалования решений и действий (бездействия), принятых и осуществленных должностными лицами Обрнадзора РБ в ходе проведения проверок.
4.12. В ходе текущего контроля за исполнением должностными лицами Обрнадзора РБ государственной функции проводятся комплексные и тематические проверки. При проведении комплексной проверки рассматривается исполнение должностными лицами Обрнадзора РБ государственной функции в целом, при проведении тематической проверки - осуществление определенной административной процедуры.
По результатам проведенных проверок в случае выявления фактов нарушений прав физических и (или) юридических лиц решениями и действиями (бездействием), принятыми и осуществленными должностными лицами Обрнадзора РБ, участвующими в исполнении государственной функции, виновные лица привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия), принятых и осуществленных должностными лицами Обрнадзора РБ в ходе исполнения государственной функции
5.1. Заинтересованные лица вправе обжаловать решения и действия (бездействие), принятые и осуществленные должностными лицами Обрнадзора РБ в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.
Предмет досудебного (внесудебного) обжалования
5.2. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются решения и действия (бездействие), принятые и осуществленные должностными лицами Обрнадзора РБ при исполнении ими государственной функции.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы заявителя и случаев, в которых ответ на жалобу не дается
5.3. Основания для приостановления рассмотрения жалобы заявителя отсутствуют.
В случае, если в письменном обращении заявителя не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
При получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, Обрнадзор РБ оставляет обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщает гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение 7 дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления Республики Башкортостан или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, начальник Обрнадзора РБ либо уполномоченное на то должностное лицо Обрнадзора РБ принимает решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в Обрнадзор РБ. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования
5.4. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является регистрация обращения (жалобы) на решения и действия (бездействие) должностных лиц Обрнадзора РБ при исполнении ими государственной функции.
Права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы
5.5. Каждое заинтересованное лицо имеет право получить, а должностные лица Обрнадзора РБ обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет ограничений на информацию, установленных законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба заинтересованного лица в досудебном (внесудебном) порядке
5.6. Обращение (жалоба) на решения и действия (бездействие), принятые и осуществленные в ходе исполнения должностными лицами Обрнадзора РБ при исполнении ими государственной функции, могут быть обжалованы:
вышестоящему должностному лицу Обрнадзора РБ;
начальнику Обрнадзора РБ;
вышестоящим органам исполнительной власти Республики Башкортостан.
5.7. Обращение подается в письменной форме и должно содержать:
при подаче обращения физическим лицом - его фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии);
при подаче обращения юридическим лицом его наименование;
почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ и (или) уведомление о переадресации обращения;
наименование государственного органа, в который направляется письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
суть обращения;
при подаче обращения физическим лицом - личную подпись физического лица; при подаче обращения юридическим лицом - подпись руководителя (заместителя руководителя) юридического лица;
дату обращения.
Личный прием физических лиц и представителей юридических лиц проводится уполномоченными должностными лицами Обрнадзора РБ. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия физического лица или представителя юридического лица может быть дан устно в ходе личного приема. В остальных случаях даются письменные ответы по существу поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в установленном порядке.
К обращению могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенную в обращении информацию.
Срок рассмотрения письменного обращения (жалобы) заявителя
5.8. Срок рассмотрения письменного обращения (жалобы) заявителя составляет 30 дней со дня его (ее) регистрации в Обрнадзоре РБ или в вышестоящем органе исполнительной власти Республики Башкортостан. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса в орган исполнительной власти Республики Башкортостан или его должностному лицу срок рассмотрения письменного обращения (жалобы) может быть продлен, но не более чем на 30 дней. О продлении срока рассмотрения письменного обращения (жалобы) автор уведомляется письменно с указанием причин продления.
5.9. Физические и юридические лица вправе обжаловать решения и действия (бездействие), принятые и осуществленные должностными лицами Обрнадзора РБ в ходе исполнения ими государственной функции, в судебном порядке.
Результат досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), принятых и осуществленных должностными лицами Обрнадзора РБ в ходе исполнения ими государственной функции
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.11. Результатом досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), принятых и осуществленных должностными лицами Обрнадзора РБ в ходе исполнения ими государственной функции, является направление ответа заинтересованному лицу о решении Обрнадзора РБ, принятом в отношении поступившего (поступившей) письменного (письменной) обращения (жалобы).
Если в результате рассмотрения письменное (письменная) обращение (жалоба) признано (признана) обоснованным (обоснованной), то принимается решение о восстановлении нарушенных прав заинтересованного лица и применении мер ответственности к должностным лицам Обрнадзора РБ, допустившим нарушения в ходе исполнения ими государственной функции.
Если в результате рассмотрения письменное (письменная) обращение (жалоба) признано (признана) необоснованным (необоснованной), то принимается решение о возвращении письменного (письменной) обращения (жалобы) с указанием причин возврата.
Сообщение о принятом решении направляется заинтересованному лицу в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения, но не позднее 30 дней со дня регистрации письменного (письменной) обращения (жалобы).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.