Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 октября 2013 г. N 480 наименование настоящего постановления изложено в новой редакции
Постановление Правительства Республики Башкортостан
от 5 февраля 2013 г. N 27
"О государственной программе "Государственное регулирование тарифов (цен) в Республике Башкортостан"
28 октября 2013 г., 14 апреля 2014 г.
Правительство Республики Башкортостан постановляет:
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 октября 2013 г. N 480 пункт 1 настоящего постановления изложен в новой редакции
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Государственное регулирование тарифов (цен) в Республике Башкортостан".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Маврина Е.В.
Президент |
Р.З. Хамитов |
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 октября 2013 г. N 480 наименование настоящей Государственной программы изложено в новой редакции
Государственная программа
"Государственное регулирование тарифов (цен) в Республике Башкортостан
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 5 февраля 2013 г. N 27)
28 октября 2013 г., 14 апреля 2014 г.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 апреля 2014 г. N 162 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы |
|
Государственная программа "Государственное регулирование тарифов (цен) в Республике Башкортостан |
Основание для разработки Программы |
|
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 6 декабря 2010 года N 466 "Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов (развития результативного бюджетирования) в Республике Башкортостан до 2012 года" (с последующими изменениями); распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 19 августа 2013 года N 1033-р; |
Государственный заказчик Программы |
|
Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам |
Основной разработчик Программы |
|
Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам |
Цели и задачи Программы |
|
Цели: обеспечение сбалансированности и долгосрочной стабильности регулируемых рынков товаров (работ, услуг) путем установления экономически обоснованных тарифов (цен) в рамках законодательства; проведение необходимых контрольных мероприятий; обеспечение эффективной работы Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам путем улучшения его материально-технической базы и создания благоприятных условий труда его сотрудников |
|
|
Задачи: осуществление государственного регулирования тарифов (цен) на территории Республики Башкортостан в соответствии с законодательством; осуществление государственного контроля за соблюдением тарифов (цен) в регулируемых сферах; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, информации о рассмотрении и утверждении тарифов (цен); обеспечение эффективной работы Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам |
Важнейшие целевые индикаторы эффективности реализации Программы |
|
Объем перекрестного субсидирования в тарифах (ценах) организаций жилищно-коммунального комплекса Республики Башкортостан; объем технологического расхода (потерь) в электрических и тепловых сетях; доля среднего платежа граждан за коммунальные услуги в среднедушевом доходе населения Республики Башкортостан |
Срок и этапы реализации Программы |
|
С 2013 по 2018 год без деления на этапы |
Перечень подпрограмм |
|
1) "Обеспечение сбалансированности и долгосрочной стабильности регулируемых рынков товаров и услуг в Республике Башкортостан"; 2) "Обеспечение реализации государственной программы "Государственное регулирование тарифов (цен) в Республике Башкортостан" |
Объемы и источники финансирования Программы |
|
Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Башкортостан составляет 140661,2 тыс. рублей, из них по годам: 2013 год - 25075,8 тыс. рублей; 2014 год - 23201,4 тыс. рублей; 2015 год - 23096,0 тыс. рублей; 2016 год - 23096,0 тыс. рублей; 2017 год - 23096,0 тыс. рублей; 2018 год - 23096,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
|
Доступность и прозрачность тарифов (цен) для потребителей; соблюдение баланса интересов потребителей и поставщиков регулируемых товаров и услуг |
1. Характеристика сферы государственного регулирования тарифов (цен) в Республике Башкортостан в 2010-2012 годах
и обоснование необходимости решения проблем программно-целевым методом
В соответствии с пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации основы тарифной (ценовой) политики находятся в ведении Российской Федерации. Следовательно, правовую основу реализации тарифной (ценовой) политики на уровне субъектов Российской Федерации составляют, прежде всего, нормативные правовые акты федерального уровня, в которых содержится порядок государственного регулирования тарифов (цен), а также определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению тарифного (ценового) регулирования.
Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам (далее - Госкомитет РБ по тарифам) является республиканским органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (цен) и осуществляет свою деятельность в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 24 сентября 2010 года N УП-567 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам" (с последующими изменениями).
Основу тарифного (ценового) регулирования на федеральном уровне составляют федеральные законы "О теплоснабжении", "Об электроэнергетике", "О газоснабжении в Российской Федерации", "О водоснабжении и водоотведении", "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", "О погребении и похоронном деле", "Об обращении лекарственных средств" и Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (с последующими изменениями).
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами Госкомитет РБ по тарифам осуществляет регулирование:
тарифов (цен) на услуги по передаче электрической энергии;
сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии;
тарифов (цен) на электрическую энергию, поставляемую населению;
платы за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям и платы за подключение к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
тарифов (цен) на тепловую энергию и на услуги по ее передаче;
тарифов (цен) на товары и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса, обеспечивающих холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов;
розничных цен на природный и сжиженный газ, реализуемый населению;
тарифов (цен) на топливо твердое и топливо печное бытовое, реализуемые гражданам;
услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению;
транспортных услуг, оказываемых на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта;
предельных размеров оптовых и розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
В связи с изменениями законодательства в 2011 году Госкомитету РБ по тарифам переданы полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг (ранее это осуществлялось органами местного самоуправления Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан).
Госкомитет РБ по тарифам осуществляет контроль за применением устанавливаемых тарифов (цен) и их предельных уровней, соблюдением организациями жилищно-коммунального комплекса стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности, реализацией инвестиционных программ и использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы (цены), а также за деятельностью гарантирующих поставщиков по обеспечению надежного энергоснабжения населения.
В процессе государственного регулирования тарифов (цен) Госкомитет РБ по тарифам руководствуется параметрами, определяемыми Правительством Российской Федерации в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации, и предельными уровнями тарифов (цен), устанавливаемыми Федеральной службой по тарифам (далее - ФСТ России).
Количество регулируемых организаций, для которых устанавливаются тарифы (цены) на тепловую, электрическую энергию и услуги в сфере деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса, составляет 535 организаций.
Существенное влияние на тарифообразование (ценообразование) оказало решение Правительства Российской Федерации о сдвиге сроков пересмотра тарифов (цен) с 1 января на 1 июля 2012 года. Особенностью данного решения является то, что оно не предусматривает пересмотр регламентной работы по установлению тарифов (цен). В связи с этим тарифы (цены) были переустановлены с 1 января 2012 года с календарной разбивкой: с 1 января - без роста к предыдущему году, с 1 июля - в пределах инфляции; в отношении организаций жилищно-коммунального комплекса установлена дополнительная корректировка с 1 сентября 2012 года.
1.1. Электроэнергетика
Основой формирования тарифных (ценовых) решений в области электроэнергетики является Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности). Работа по его формированию проводится ФСТ России исходя из предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное регулирование тарифов (цен). Основные показатели Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по Республике Башкортостан приведены в таблице 1 (здесь и далее анализ проводится в разрезе 2010, 2011 и 2012 годов).
Таблица 1
Основные показатели
Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках
Единой энергетической системы России по Республике Башкортостан
N п/п |
Наименование показателя прогнозного баланса, единица измерения |
Количественные значения показателя по годам |
||
2010 |
2011 |
2012 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Выработка электростанциями: |
|
|
|
|
электроэнергии, млн. кВтч |
23793,98 |
21525,75 |
21095,83 |
|
мощности, МВт |
3485,66 |
3963,59 |
4036,68 |
|
тепловой энергии, тыс. Гкал |
20664,26 |
20502,91 |
20600,36 |
2 |
Покупка электроэнергии энергосбытовыми организациями, млн. кВтч |
21875,57 |
22887,59 |
22741,74 |
3 |
Потребление электрической энергии с оптового рынка, млн. кВтч |
1589,25 |
22669,30 |
22480,79 |
4 |
Потребление электроэнергии населением, млн. кВтч |
2700,00 |
2807,00 |
3048,00 |
5 |
Потери электроэнергии в электрических сетях территориальных сетевых организаций, млн. кВтч |
2615,67 |
2604,77 |
2462,27 |
В связи с окончанием переходного периода реформирования электроэнергетики с 2011 года Республика Башкортостан перешла к формированию рыночных цен на электрическую энергию и мощность. Покупка энергии на оптовом рынке и трансляция цен на потребителей республики оказались довольно болезненными процедурами. До 2011 года система ОАО "Башкирэнерго" была самодостаточной. Тарифы (цены) на производство электрической энергии устанавливались Госкомитетом РБ по тарифам и были достаточно низкими. В соответствии с требованиями законодательства все крупные объекты генерации были выведены на оптовый рынок. Рост конечных цен на электроэнергию для потребителей Республики Башкортостан в начале 2011 года составил до 145%, что обусловлено действием рыночных факторов.
С 2011 года Госкомитетом РБ по тарифам не устанавливаются конечные цены на электрическую энергию для прочих потребителей: они складываются из цены, формирующейся на оптовом рынке электроэнергии, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и цены на услуги по передаче электрической энергии. Таким образом, государственному регулированию подлежат следующие составляющие конечной цены на электрическую энергию для прочих потребителей: сбытовая надбавка гарантирующего поставщика и цена на услуги по передаче электрической энергии.
В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" за счет данных регулируемых составляющих путем снижения тарифов (цен) ситуация была исправлена. Рост цен на электроэнергию для потребителей Республики Башкортостан, несмотря на существенное влияние рыночных факторов, в 2011 году приблизился к прогнозным 115%. В целом конечные цены на электроэнергию в Республике Башкортостан являются относительно невысокими в сравнении с ценами в других регионах Российской Федерации.
Кроме того, в электроэнергетике были реализованы положения постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" по долгосрочному регулированию. В отношении электросетевых организаций тарифы были установлены до 2016 года. Несмотря на то что данные тарифы подлежат ежегодной корректировке, регулируемые организации и потребители услуг получили необходимые сигналы для планирования своей деятельности.
Тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, по-прежнему регулируются государством. По отношению к ценам для населения, которое проживает в домах, оборудованных электроплитами, и для сельского населения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1998 года N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" (с последующими изменениями) применяется коэффициент 0,7. Динамика тарифов (цен) на электроэнергию, реализуемую населению, приведена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика тарифов (цен) на электроэнергию, реализуемую населению Республики Башкортостан,
в 2010-2012 годах
(коп./кВтч с НДС) | |||||
N п/п |
Категория потребителей |
Тарифы (цены) на электроэнергию по годам |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
|||
с 1 января |
с 1 июля |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Городское население: |
|
|
|
|
|
население, которое проживает в домах, оборудованных газовыми плитами |
174 |
191 |
191 |
202 |
|
население, которое проживает в домах, оборудованных электроплитами |
121 |
133 |
133 |
141 |
2 |
Сельское население |
121 |
133 |
133 |
141 |
Существенной проблемой тарифообразования (ценообразования) в электроэнергетике продолжает оставаться объем перекрестного субсидирования от тарифов для населения. Динамика объема перекрестного субсидирования непостоянна. В 2010 году объем перекрестного субсидирования составлял 6,44 млрд. рублей. В 2011 году в связи с исчезновением тарифной группы "Базовые потребители" и соответствующим выравниванием тарифов (цен) для всех потребителей объем перекрестного субсидирования снизился до 5,92 млрд. рублей. В то же время ограниченный рост тарифов (цен) для населения относительно промышленных потребителей привел к увеличению объема перекрестного субсидирования до 6,38 млрд. рублей в 2012 году. Данные затраты учтены при установлении тарифов (цен) на услуги по передаче электроэнергии для прочих потребителей.
1.2. Теплоэнергетика
Формирование тарифов (цен) на тепловую энергию и на тепловую энергию, производимую электростанциями в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, осуществляется в рамках предельных уровней, утверждаемых ФСТ России в среднем по субъектам Российской Федерации.
Производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки в Республике Башкортостан осуществляют ОАО "Башкирэнерго", ООО "Ново-Салаватская ТЭЦ" и ООО "Башкирские распределительные тепловые сети".
Основным видом топлива теплоэлектроцентралей республики является природный газ (91,4%). Доля мазута, угля и других видов топлива составляет 6,4%, 1,3% и 2,8% соответственно.
Стоимость тепловой энергии, вырабатываемой электростанциями, значительно ниже, чем стоимость тепловой энергии, вырабатываемой котельными. Так, среднеотпускной тариф на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки, в 2011 году сложился в размере 498,13 руб./Гкал (рост на 14% к уровню 2010 года). При этом для потребителей ОАО "Башкирэнерго", получающих тепловую энергию непосредственно с коллекторов электростанций, в результате продолжающейся ликвидации перекрестного субсидирования рост тарифов (цен) на тепловую энергию с теплоносителем "Пар" составил 105%.
Существенное влияние на установление тарифов (цен) на тепловую энергию продолжает оказывать необходимость ликвидации до 1 января 2013 года перекрестного субсидирования между группами потребителей: "Население", "Бюджетные потребители" и "Прочие потребители".
Крупнейшим производителем тепловой энергии на территории Республики Башкортостан до недавнего времени являлось ОАО "Башкирэнерго". В настоящее время в результате реорганизации создано новое предприятие ООО "Башкирская генерирующая компания", которое стало крупнейшим производителем тепловой энергии на территории республики.
Распределение тепловой энергии в 9 крупных городах Республики Башкортостан осуществляет ООО "Башкирские распределительные тепловые сети". Динамика среднеотпускных тарифов (цен) на тепловую энергию приведена в таблице 3.
Таблица 3
Динамика среднеотпускных тарифов (цен) на тепловую энергию в крупных городах Республики Башкортостан
в 2010-2012 годах
(руб./Гкал с НДС) | ||||||
N п/п |
Город |
Динамика тарифов (цен) на тепловую энергию по годам |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
||||
с 1 января |
с 1 июля |
с 1 сентября |
||||
1 |
Агидель |
519,8 |
711,12 |
711,12 |
753,78 |
795,74 |
2 |
Благовещенск |
519,8 |
709,48 |
709,48 |
752,05 |
793,92 |
3 |
Ишимбай |
519,8 |
719,01 |
719,01 |
762,15 |
796,45 |
4 |
Кумертау |
519,8 |
718,08 |
718,08 |
761,16 |
803,53 |
5 |
Нефтекамск |
519,8 |
713,98 |
713,98 |
756,82 |
798,94 |
6 |
Салават |
519,8 |
710,14 |
710,14 |
752,75 |
790,39 |
7 |
Сибай |
519,8 |
705,68 |
705,68 |
748,01 |
789,66 |
8 |
Стерлитамак |
519,8 |
718,02 |
718,02 |
761,10 |
790,02 |
9 |
Уфа |
519,8 |
711,66 |
711,66 |
754,36 |
792,37 |
Фактический среднеотпускной тариф на тепловую энергию в целом по Республике Башкортостан на 2012 год по отношению к тарифу 2011 года в сопоставимых условиях (при неизменных объемах полезного отпуска тепловой энергии) увеличился на 110,4%.
Совокупный полезный отпуск тепловой энергии потребителям республики в 2011 году составил 31247,472 тыс. Гкал. В последнее время наметилась тенденция к снижению этого объема в связи с переходом ряда потребителей на автономное потребление тепловой энергии, установлением приборов учета и реализацией мер по энергосбережению.
Необходимость ликвидации перекрестного субсидирования и соблюдения предельных уровней роста тарифов (цен) привела в последнее время к недофинансированию сферы теплоснабжения. Правительством Республики Башкортостан принимаются меры по нивелированию последствий данных ограничений. В частности, рассматривается вопрос целевого финансирования выполнения ремонтных работ на муниципальных объектах теплоснабжения.
1.3. Жилищно-коммунальные услуги
Государственное регулирование тарифов (цен) в сфере деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (с последующими изменениями).
В августе 2010 года система регулирования указанных тарифов (цен) претерпела ряд серьезных изменений. Полномочия по установлению всех тарифов (цен) на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, а также по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов были переданы субъектам Российской Федерации.
Фактический рост тарифов (цен) на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса в сфере водоснабжения и водоотведения в среднем по республике составил в 2012 году в сравнении с предыдущим годом 111,7%.
Более высокий рост данных тарифов (цен) складывается в муниципальных образованиях Республики Башкортостан, в которых услуги оказывают вновь созданные организации жилищно-коммунального комплекса, в отношении которых ранее не осуществлялось регулирование тарифов (цен). При установлении соответствующих тарифов (цен) для данных организаций Госкомитет РБ по тарифам исходил из экономически обоснованных затрат, необходимых для оказания данных услуг.
Фактический рост тарифов (цен) на услуги по утилизации твердых бытовых отходов в среднем по республике составил в 2012 году в сравнении с предыдущим годом 101,03%.
Согласно приказу Госкомитета РБ по тарифам от 4 апреля 2011 года N 53 "Об установлении показателей критериев доступности для населения платы за коммунальные услуги на территории Республики Башкортостан" такими критериями являются следующие:
доля расходов на оплату коммунальных услуг в совокупном доходе семьи;
доля населения республики с доходами ниже прожиточного минимума;
уровень собираемости с населения республики платежей за коммунальные услуги;
доля получателей субсидий на оплату коммунальных услуг в общей численности населения республики.
Предельные максимальные индексы изменения платы граждан за коммунальные услуги на 2012 год установлены с учетом доступности для граждан совокупной платы за все потребляемые коммунальные услуги, рассчитанной с учетом этого предельного максимального индекса.
Размеры предельных максимальных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги для населения установлены для каждого муниципального образования Республики Башкортостан. Размер предельных максимальных индексов в 2012 году сложился в пределах от 12% до 15% к уровню платы в 2011 году. Размер указанных ограничений в 2010 году составил 25%, а в 2011 году - 15%.
1.4. Газоснабжение населения
На Госкомитет РБ по тарифам возложены полномочия по установлению тарифов (цен) на природный и сжиженный газ, реализуемый населению. Также Госкомитет РБ по тарифам принимает участие в процедуре установления тарифов (цен) на услуги, оказываемые газораспределительными организациями.
Единственным поставщиком природного газа населению на территории Республики Башкортостан является ООО "Газпром межрегионгаз Уфа". Динамика тарифов (цен) на газ приведена в таблице 4.
Таблица 4
Динамика тарифов (цен) на газ для потребителей ООО "Газпром межрегионгаз Уфа"
в 2010-2012 годах
(руб./м3 с учетом НДС) | ||||||
N п/п |
Показатель тарифа (цены) |
Динамика тарифов (цен) на газ по годам |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
||||
с 1 января |
с 1 апреля |
с 1 января |
с 1 июля |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Для расчета по прибору учета потребленного газа |
2,99 |
3,14 |
3,43 |
3,43 |
3,94 |
2 |
На отопление жилых помещений |
2,18 |
2,29 |
2,50 |
2,50 |
2,87 |
3 |
На приготовление пищи и горячее водоснабжение |
4,31 |
4,52 |
4,88 |
4,88 |
5,60 |
До 2011 года деятельность по реализации сжиженного газа населению осуществляло ОАО "Газ-Сервис". Во исполнение директивы ОАО "Газпром" в рамках реализации мероприятий по консолидации активов в сфере транспортировки, хранения и реализации сжиженного газа ОАО "Газ-Сервис" передало имущественный комплекс по реализации и хранению сжиженного газа на территории республики ООО "Сжиженный газ Уфа". Динамика тарифов (цен) на сжиженный газ для потребителей ООО "Сжиженный газ Уфа" приведена в таблице 5.
Таблица 5
Динамика тарифов (цен) на сжиженный газ для потребителей ООО "Сжиженный газ Уфа"
в 2010-2012 годах
(рубли/баллон, с НДС) | ||||||
N п/п |
Показатель тарифа (цены) |
Динамика тарифов (цен) на сжиженный газ по годам |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
||||
с 1 января |
с 1 июля |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
При реализации в баллонах емкостью 50 л (20 кг) |
без доставки |
300,00 |
345,00 |
345,00 |
396,50 |
с доставкой |
400,00 |
460,00 |
460,00 |
529,00 |
||
2 |
При реализации в баллонах емкостью 5 л (2 кг) |
без доставки |
49,60 |
57,00 |
57,00 |
65,50 |
с доставкой |
56,80 |
65,00 |
65,00 |
74,50 |
1.5. Регулирование тарифов (цен) в прочих сферах
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" (с последующими изменениями) Госкомитет РБ по тарифам произвел расчеты на основании материалов, представленных 12 оптовыми организациями и 47 аптечными учреждениями, осуществляющими реализацию указанных лекарственных препаратов на территории Республики Башкортостан. Размеры предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства установлены постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 февраля 2010 года N 58.
В настоящее время в Республике Башкортостан в рамках данных предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства осуществляют свою деятельность 30 оптовых и 311 розничных фармакологических организаций.
В 2011 году на Госкомитет РБ по тарифам были возложены полномочия по регулированию тарифов (цен) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта. В настоящее время принято 10 соответствующих решений. Перечень указанных организаций и объемы предоставляемых ими услуг увеличиваются. Данные хозяйствующие субъекты являются важной системообразующей составляющей городов республики, поэтому на регулирование тарифов (цен) в этой сфере обращено пристальное внимание потребителей услуг и общественности.
1.6. Контрольная деятельность в сфере применения тарифов (цен)
В соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 24 сентября 2010 года N УП-567 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам" (с последующими изменениями) контрольная деятельность в сфере применения тарифов (цен) возложена на Госкомитет РБ по тарифам.
Госкомитет РБ по тарифам в рамках законодательства осуществляет следующие функции государственного контроля:
запрос информации по вопросам установления, изменения, введения или отмены тарифов (цен);
проверка хозяйственной деятельности регулируемых организаций в части обоснованности величины установленных тарифов (цен) и правильности их применения;
выдача регулируемым организациям предписаний о прекращении нарушений законодательства;
возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях по фактам нарушений законодательства о ценообразовании, государственном регулировании цен и тарифов, раскрытии информации организациями жилищно-коммунального комплекса, а также по фактам несоблюдения требований, касающихся принятия программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В целях повышения результативности выездных проверок Госкомитет РБ по тарифам проводит предварительный анализ материалов о регулируемой деятельности хозяйствующих субъектов в части правильности установления и применения тарифов (цен) и прогнозных параметров финансово-экономической деятельности организаций, используемых при установлении действующих на период проверки тарифов (цен). Такие меры позволили выявить недостатки, дать правильную оценку реальной ситуации и принять решение о целесообразности выездных поверок.
В целях пресечения нарушений обязательных требований и (или) устранения последствий таких нарушений Госкомитет РБ по тарифам ведет разъяснительную работу по вопросам применения установленных тарифов (цен).
Кроме того, выявленные в результате проверок нарушения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании тарифов (цен) находятся на постоянном контроле;
устранение указанных нарушений осуществляется в рамках тарифного (ценового) регулирования при формировании тарифов (цен) на очередной период регулирования.
1.7. Информационное обеспечение деятельности органа исполнительной власти, осуществляющего государственное
регулирование тарифов (цен) в Республике Башкортостан
В целях обеспечения реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о деятельности Госкомитета РБ по тарифам с 2005 года открыт его официальный Интернет-сайт, на котором своевременно и регулярно размещаются информационные, аналитические и другие материалы.
Копии приказов Госкомитета РБ по тарифам об установлении тарифов (цен) в течение 5 дней со дня их принятия направляются в ФСТ России. Постановления об установлении тарифов (цен) в определенные законодательством сроки публикуются в газете "Республика Башкортостан" и в официальных печатных изданиях муниципальных образований Республики Башкортостан. Кроме того, все постановления размещаются на официальном Интернет-сайте Госкомитета РБ по тарифам, в сети распространения правовой информации "Гарант", "Консультант Плюс".
В целях информационного обмена с ФСТ России и регулируемыми организациями в Госкомитет РБ по тарифам применяется Единая информационно-аналитическая система (далее - ЕИАС) ФСТ России. В настоящее время к ЕИАС подключилось подавляющее большинство регулируемых организаций и муниципальных образований Республики Башкортостан, подключение вновь созданных организаций ведется в рабочем порядке.
Кроме того, регулярно проводятся совещания по вопросам тарифной (ценовой) политики в Республике Башкортостан. Они также неоднократно рассматривались на заседаниях Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, на депутатских слушаниях, в которых принимало участие руководство Госкомитета РБ по тарифам.
В Госкомитете РБ по тарифам организован прием граждан, обеспечены своевременное и полное рассмотрение их устных и письменных обращений, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством срок. Предметами обращений являются жалобы на высокий уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги и просьбы разъяснить требования законодательства в области регулирования тарифов (цен).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 октября 2013 г. N 480 в раздел 2 настоящей Программы внесены изменения
2. Основные цели и задачи Программы
Деятельность существующей системы тарифного (ценового) регулирования направлена на соблюдение сбалансированности интересов производителей и потребителей товаров (работ, услуг), тарифы (цены) на которые подлежат государственному регулированию, согласованности планов и программ (инвестиционных, производственных) организаций, производящих товары (выполняющих работы, оказывающих услуги).
Приоритетной задачей тарифной политики в настоящее время и в среднесрочной перспективе является ограничение темпов роста тарифов (цен) субъектов естественных монополий при сохранении существующих надежности и качества снабжения потребителей товарами и услугами.
Цели и задачи государственной программы "Государственное регулирование тарифов (цен) в Республике Башкортостан" (далее - Программа) обусловлены положениями, содержащимися в указах Президента Российской Федерации от 13 мая 2010 года N 579 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" (с последующими изменениями) и от 21 августа 2012 года N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (с изменением, внесенным Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1688), Основных направлений совершенствования системы государственного регулирования в инфраструктурных секторах, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации (протокол от 17 декабря 2009 года N 40).
В соответствии с вышеназванными документами сформированы стратегические цели Программы:
обеспечение сбалансированности и долгосрочной стабильности регулируемых рынков товаров (работ, услуг) путем установления экономически обоснованных тарифов (цен) в рамках законодательства;
проведение необходимых контрольных мероприятий;
обеспечение эффективной работы Госкомитета РБ по тарифам путем улучшения его материально-технической базы и создания благоприятных условий труда его сотрудников.
В соответствии с основными стратегическими целями определены следующие тактические задачи Программы:
Тактическая задача 1. Осуществление государственного регулирования тарифов (цен) на территории Республики Башкортостан в соответствии с законодательством.
Данная задача отражает необходимость обеспечения качества и обоснованности принимаемых решений по определению (установлению) тарифов (цен) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, организаций жилищно-коммунального комплекса и иных объектов тарифного (ценового) регулирования.
Тактическая задача 2. Осуществление государственного контроля за соблюдением тарифов (цен) в регулируемых сферах.
На основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" одной из задач Госкомитета РБ по тарифам является государственный контроль, направленный на защиту законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений.
Тактическая задача 3. Обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, информации о рассмотрении и утверждении тарифов (цен).
Тарифная (ценовая) политика основывается на принципе доступности информации для потребителей товаров (работ, услуг), тарифы (цены) на которые подлежат государственному регулированию, и на принципе свободного доступа к информации о регулируемой деятельности организаций, тарифы (цены) на товары (работы, услуги) которых подлежат государственному регулированию.
Реализация принципа свободного доступа потребителей к информации о регулируемой деятельности организаций, тарифы (цены) на товары (работы, услуги) которых подлежат государственному регулированию, предполагает обеспечение доступности для населения сведений о составе товаров (работ, услуг) и их стоимости в порядке, установленном законодательством.
Принцип свободного доступа к информации о регулируемой деятельности организаций, осуществляющих услуги по передаче электрической и тепловой энергии, и организаций жилищно-коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение, очистку сточных вод и утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, обязывает указанные организации обеспечить свободный доступ к информации об их регулируемой деятельности (о регулируемых товарах (работах, услугах)) в соответствии со стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, путем ее размещения в средствах массовой информации, в том числе электронных, и предоставления на основании письменных запросов потребителей регулируемых товаров (работ, услуг).
Таким образом, в рамках Программы должна быть решена задача по обеспечению открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, информации о рассмотрении и утверждении тарифов (цен).
В настоящее время информационная работа в области государственного тарифного (ценового) регулирования носит реактивный характер. Явно недостаточное внимание уделяется подготовительной работе, особенно в преддверии повышения тарифов (цен), что в конечном итоге оборачивается возможностью политических спекуляций, социальных всплесков, снижения доверия к государственной власти.
В связи с этим насущной необходимостью является организация соответствующей превентивной информационной работы. В значительной степени этому способствует знание развития ситуации в сфере установления тарифов (цен).
Принимая во внимание непопулярный характер происходящих преобразований, сопровождаемый ростом тарифов (цен), сложность процесса тарифообразования (ценообразования) и множество спекулятивных комментариев, важной задачей представляется реализация принципа регулярности ведения соответствующей информационной работы. Результатом этого должно стать образование насыщенного информационного пространства, максимально заполняющего информационные пробелы в проблемных областях.
Особенностью тарифной (ценовой) политики, проводимой в Республике Башкортостан, является то, что все функции, осуществляемые Госкомитетом РБ по тарифам, находятся в прямой зависимости от законодательства Российской Федерации и предельных уровней тарифов (цен), устанавливаемых ФСТ России. Отступление от данных норм, равно как и неустановление тарифов (цен), невозможно. В связи с этим как отдельная цель Программы и соответствующие ей задача и мероприятие выделено обеспечение эффективной работы Госкомитета РБ по тарифам путем улучшения его материально-технической базы и создания благоприятных условий труда его сотрудников.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 октября 2013 г. N 480 в раздел 3 настоящей Программы внесены изменения
3. Перечень подпрограмм и основных программных мероприятий
В рамках Программы предусматривается реализация двух подпрограмм:
1. "Обеспечение сбалансированности и долгосрочной стабильности регулируемых рынков товаров и услуг в Республике Башкортостан";
2. "Обеспечение реализации государственной программы "Государственное регулирование тарифов (цен) в Республике Башкортостан".
Целями первой подпрограммы являются следующие:
обеспечение сбалансированности и долгосрочной стабильности регулируемых рынков товаров (работ, услуг) путем установления экономически обоснованных тарифов (цен) в рамках законодательства;
проведение необходимых контрольных мероприятий.
В рамках реализации поставленных целей рассматриваются три основные задачи, связанные с непосредственным установлением тарифов (цен), контролем за их применением и обеспечением открытости информации о процессах тарифообразования (ценообразования).
Первая задача - это государственное регулирование тарифов (цен) на территории Республики Башкортостан в соответствии с законодательством.
Решение данной задачи предусматривает реализацию следующих мероприятий:
а) установление тарифов (цен) на услуги по передаче электрической энергии, сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, тарифов (цен) на электрическую энергию, поставляемую населению;
б) установление платы за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям и платы за подключение к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
в) установление тарифов (цен) на тепловую энергию и на услуги по ее передаче;
г) установление тарифов (цен) на товары (работы, услуги) организаций жилищно-коммунального комплекса, обеспечивающих холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, а также утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов;
д) установление розничных цен на топливо твердое, топливо печное бытовое, природный и сжиженный газ, реализуемые населению;
е) установление тарифов (цен) на услуги, предоставляемые согласно гарантированному перечню услуг по погребению;
ж) установление тарифов (цен) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта;
з) установление предельных размеров оптовых и розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
и) установление нормативов потребления коммунальных услуг.
Ожидаемым результатом реализации данных мероприятий является соблюдение законодательства в области тарифообразования (ценообразования) и предоставления коммунальных услуг.
Второй задачей подпрограммы является осуществление государственного контроля за соблюдением тарифов (цен) в регулируемых сферах.
Решение данной задачи предусматривает реализацию следующих мероприятий:
а) проведение проверок хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
б) осуществление контроля за соблюдением организациями жилищно-коммунального комплекса и субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации;
в) осуществление контроля за регулированием и применением тарифов (цен) и их предельных уровней;
г) осуществление контроля за использованием инвестиционных ресурсов, учтенных в регулируемых государством тарифах (ценах).
Ожидаемыми результатами реализации данных мероприятий являются обеспечение соблюдения тарифной (ценовой) дисциплины и повышение прозрачности деятельности регулируемых организаций.
Третьей задачей, предусмотренной указанной подпрограммой, является обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, информации о рассмотрении и утверждении тарифов (цен).
Решение данной задачи предусматривает реализацию следующих мероприятий:
а) регулярное информирование общества, заинтересованных лиц и организаций о деятельности Госкомитета РБ по тарифам, регламентах исполнения государственных функций и принимаемых тарифных (ценовых) решениях;
б) проведение Госкомитетом РБ по тарифам совещаний с участием потребителей, представителей регулируемых организаций, администраций муниципальных образований Республики Башкортостан и общественных организаций;
в) организация работы Интернет-портала регионального сегмента ЕИАС Республики Башкортостан согласно стандартам раскрытия информации регулируемыми организациями.
Ожидаемыми результатами реализации данных мероприятий являются повышение грамотности населения и регулируемых организаций в вопросах тарифообразования (ценообразования), снижение социальной напряженности, связанной с изменениями тарифов (цен), повышение прозрачности деятельности регулируемых организаций.
Текущая деятельность Госкомитета РБ по тарифам отражена в подпрограмме "Обеспечение реализации государственной программы "Государственное регулирование тарифов (цен) в Республике Башкортостан". Ее целью является обеспечение эффективной работы Госкомитета РБ по тарифам путем улучшения его материально-технической базы и создания благоприятных условий труда его сотрудников.
Ожидаемый результат реализации данной подпрограммы - обеспечение эффективной работы Госкомитета РБ по тарифам.
Перечень подпрограмм и основные программные мероприятия приведены в плане реализации Программы согласно приложению N 1 к ней.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 апреля 2014 г. N 162 в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы планируется осуществлять за счет средств бюджета Республики Башкортостан в соответствии с его основными параметрами на 2013-2018 годы.
Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Башкортостан составляет 140661,2 тыс. рублей, из них по годам:
2013 год - 25075,8 тыс. рублей;
2014 год - 23201,4 тыс. рублей;
2015 год - 23096,0 тыс. рублей;
2016 год - 23096,0 тыс. рублей;
2017 год - 23096,0 тыс. рублей;
2018 год - 23096,0 тыс. рублей.
Указанные объемы финансирования определены с учетом реализации программных мероприятий, в том числе направленных на поддержание стабильной деятельности аппарата Госкомитета РБ по тарифам, его материально-технического обеспечения, а также на повышение квалификации кадров, оптимизацию выполнения функций.
Улучшение материально-технического обеспечения и создание благоприятных условий труда заключаются в обеспечении сотрудников Госкомитета РБ по тарифам автоматизированными рабочими местами, предполагающими наличие современных средств связи и коммуникаций, а также периодическими изданиями, информацией из сети Интернет, возможностью использования в работе справочно-правовых систем "Гарант" и "Консультант Плюс", справочной и методической литературой.
Законодательство в области регулирования тарифов (цен), комплексные методики их расчетов и индивидуальные особенности регулируемых организаций предъявляют высокие требования к квалификации специалистов, осуществляющих тарифное (ценовое) регулирование. Помимо экономической направленности, регуляторы должны разбираться в основных процессах, происходящих в регулируемых сферах деятельности. Процедура установления тарифов (цен) в настоящее время также осложнена периодическими существенными изменениями законодательства. В этой связи одной из первостепенных задач Программы является повышение квалификации кадров как путем проведения внутреннего обучения, так и путем участия специалистов в специализированных образовательных программах.
Основные средства общепрограммной деятельности направлены на финансирование содержания аппарата Госкомитета РБ по тарифам для выполнения функций органа государственного регулирования тарифов субъекта Российской Федерации. Финансирование данного вида деятельности за счет средств федерального бюджета и местных бюджетов законодательством не предусмотрено.
5. Механизм реализации Программы
Реализацию Программы осуществляет Госкомитет РБ по тарифам. При этом он взаимодействует с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления Республики Башкортостан, а также с организациями, в том числе общественными и научными, с индивидуальными предпринимателями. Взаимодействие будет осуществляться на основе Положения о Госкомитете РБ по тарифам и нормативных правовых актов федерального и регионального уровней:
с ФСТ России - по вопросам проведения государственной тарифной (ценовой) политики;
с прокуратурой Республики Башкортостан, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Башкортостан - по вопросам осуществления контрольных функций;
с Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан - по вопросам статистического наблюдения основных показателей, используемых при регулировании тарифов (цен);
с Министерством финансов Республики Башкортостан - по вопросу ресурсного обеспечения реализации Программы;
с Министерством экономического развития Республики Башкортостан, Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан - по вопросам координации основных направлений деятельности Госкомитета РБ по тарифам в соответствии со стратегическими целями развития экономики региона.
В ходе регулирования тарифов (цен) согласно законодательству Госкомитетом РБ по тарифам проводится аналитическая работа, связанная с рассмотрением представленных расчетных материалов регулируемых организаций для открытия дел об установлении тарифов (цен). При этом анализируются показатели работы электросетевого комплекса регулируемых организаций, каждой котельной установки и каждой теплосистемы, системы водоснабжения и водоотведения: удельный расход топлива и электроэнергии, потери в электрических и тепловых сетях, расходы организаций по всем видам затрат и другие. В результате устанавливается обоснованность расчетов и затрат регулируемых организаций, выявляются и исключаются необоснованно завышенные затраты.
В рамках реализации указанных мероприятий Госкомитет РБ по тарифам осуществляет регулирование тарифов (цен) методами индексации, доходности инвестированного капитала или экономически обоснованных расходов (затрат). Регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. В данной связи учитываются:
макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год;
изменение видов и объемов топлива, используемого для производства электрической и тепловой энергии, а также цен на него;
изменение объемов покупаемой гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими и энергосбытовыми организациями, к числу потребителей которых относится население, а также поставляемой потребителям электрической энергии (мощности) и тепловой энергии, в том числе за счет вывода потребителей электрической энергии на соответствующий федеральный (общероссийский) оптовый рынок и перехода потребителей тепловой энергии на собственные источники теплоснабжения;
имевшее место в предыдущие периоды регулирования экономически не обоснованное сдерживание роста регулируемых тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию;
полученные в предыдущем периоде регулирования гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими и энергосбытовыми организациями, к числу потребителей которых относится население, доходы, связанные со снижением стоимости мощности, приобретаемой на оптовом рынке по регулируемым тарифам (ценам) в соответствии с его правилами.
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сферах налогового и бухгалтерского учетов.
В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), внереализационные расходы и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения)).
Средства на капитальные вложения определяются на основе согласованных в установленном порядке инвестиционных программ.
В целях сдерживания роста тарифов (цен) на товары (работы, услуги) организаций жилищно-коммунального комплекса Госкомитет РБ по тарифам устанавливает предельные индексы роста тарифов (цен) по муниципальным образованиям Республики Башкортостан, обеспечивая при этом соблюдение роста тарифов (цен) на уровне, не превышающем значений, установленных ФСТ России. По результатам рассмотрения поступающих расчетных материалов Госкомитет РБ по тарифам в соответствии с требованиями законодательства формирует тарифы (цены) с учетом всех экономически обоснованных затрат, необходимых предприятиям для устойчивого функционирования, в границах предельных индексов роста тарифов (цен).
Механизмами достижения поставленной Программой задачи по государственному контролю является осуществление полномочий, возложенных на Госкомитет РБ по тарифам нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Госкомитет РБ по тарифам:
контролирует применение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями регулируемых государством тарифов (цен), соблюдение ими установленных порядков регулирования тарифов (цен) и ценообразования на основании подпункта 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в части правильности применения тарифов (цен) на основании Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
контролирует соблюдение организациями жилищно-коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, требований стандартов раскрытия информации, утвержденных Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
осуществляет контроль за применением тарифов (цен) в сфере теплоснабжения и проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в части правильности применения этих тарифов (цен) в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении";
осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, контроль за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством тарифы (цены) в сфере теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении";
осуществляет контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации теплоснабжающими и теплосетевыми организациями в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 237 "Об утверждении Правил осуществления контроля за соблюдением организациями коммунального комплекса стандартов раскрытия информации" и от 28 сентября 2010 года N 764 "Об утверждении Правил осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации";
осуществляет государственный контроль в области регулирования тарифов (цен) организаций жилищно-коммунального комплекса в порядке, определяемом частью 1 статьи 17, частью 3 статьи 3.1 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года N 468 "Об утверждении Правил осуществления государственного контроля в области регулирования тарифов и надбавок" (с последующими изменениями);
осуществляет контроль за обоснованностью установления и изменения органами регулирования муниципальных образований Республики Башкортостан тарифов (цен) и надбавок, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", а также применения тарифов (цен) и надбавок, указанных в частях 5, 6 статьи 4 и в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
осуществляет контроль за применением органами регулирования муниципальных образований Республики Башкортостан предельных индексов изменения размера платы граждан на основании пункта 55 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
принимает решения и выдает предписания в пределах своих полномочий, установленных Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
осуществляет контроль за применением регулируемых цен (тарифов) и проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины указанных тарифов (цен) и правильности их применения на основании пункта 3 статьи 24 Федерального закона "Об электроэнергетике";
осуществляет контроль за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы), на основании пункта 3 статьи 24 Федерального закона "Об электроэнергетике";
осуществляет контроль за применением территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Своевременное реагирование на выявленные нарушения и соблюдение установленного процессуального порядка позволят обеспечить тарифную (ценовую) дисциплину и наибольшую эффективность тарифных решений.
Механизмами решения программной задачи обеспечения открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, информации о рассмотрении и утверждении тарифов (цен) являются следующие:
регулярное информирование общества, заинтересованных лиц и организаций о деятельности Госкомитета РБ по тарифам, регламентах исполнения государственных функций и принимаемых Госкомитетом РБ по тарифам тарифных (ценовых) решений с комментариями-обоснованиями к наиболее социально значимым решениям (для этого используются информационные ресурсы общего пользования - средства массовой информации, в том числе электронные);
проведение круглых столов, совещаний с участием представителей регулируемых организаций, потребителей, представителей муниципалитетов и общественных организаций;
организация работы Интернет-портала регионального сегмента ЕИАС Республики Башкортостан согласно стандартам раскрытия информации регулируемыми организациями.
Прозрачность деятельности Госкомитета РБ по тарифам обеспечивается, прежде всего, своевременностью размещения принятых тарифных решений в средствах массовой информации, в том числе электронных.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Деятельность Госкомитета РБ по тарифам в связи с отсутствием прямых рычагов управления финансовыми потоками оказывает косвенное влияние на результаты деятельности регулируемых организаций и потребителей их услуг. Оценка эффективности реализации Программы, как и деятельности Госкомитета РБ по тарифам, может быть проведена на основании анализа ряда показателей, предусмотренных законодательством.
Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" введены показатели эффективности деятельности органов исполнительной власти, одним из которых являются темпы ликвидации перекрестного субсидирования в тарифах (ценах) организаций жилищно-коммунального комплекса.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15 июня 2009 года N 595-р утверждена система основных целей и задач деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан на 2012 год и на период до 2014 года, в соответствии с которой за Госкомитетом РБ по тарифам закреплен показатель "Доля среднего платежа граждан за коммунальные услуги в среднедушевом доходе населения республики".
Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплено требование, касающееся разработки организациями, которые осуществляют регулируемые виды деятельности, программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Одним из важнейших показателей эффективности реализации данных программ является сокращение объема технологического расхода (потерь) коммунальных ресурсов.
Показатели эффективности реализации Программы приведены в приложении N 2 к ней.
Методика оценки эффективности реализации Программы представлена в приложении N 3 к ней.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 апреля 2014 г. N 162 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
"Государственное регулирование тарифов
(цен) в Республике Башкортостан"
План
реализации государственной программы "Государственное регулирование тарифов (цен) в Республике Башкортостан"
28 октября 2013 г., 14 апреля 2014 г.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 октября 2013 г. N 480 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 2
"Государственное регулирование тарифов
(цен) в Республике Башкортостан
Оценка
эффективности реализации государственной программы "Государственное регулирование тарифов (цен) в Республике Башкортостан
28 октября 2013 г.
N п/п |
Показатель эффективности реализации Программы, единица измерения |
Наименование мероприятия |
Фактическое значение показателя на момент разработки Программы |
Изменение значений показателя по годам |
Значение показателя на момент окончания действия Программы |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Объем перекрестного субсидирования в тарифах (ценах) организаций жилищно-коммунального комплекса Республики Башкортостан, млн. рублей, в том числе: |
установление тарифов (цен) на услуги по передаче электрической энергии, сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, тарифов (цен) на электрическую энергию, поставляемую населению; установление платы за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям и платы за подключение к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения; установление тарифов (цен) на тепловую энергию и на услуги по ее передаче; установление тарифов (цен) на товары (работы, услуги) организаций коммунального комплекса, обеспечивающих холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, а также утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов; установление розничных цен на топливо твердое, топливо печное бытовое, природный и сжиженный газ, реализуемые населению; установление тарифов (цен) на услуги, предоставляемые согласно гарантированному перечню услуг по погребению; установление тарифов (цен) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта; установление предельных размеров оптовых и розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; установление нормативов потребления коммунальных услуг; проведение проверок хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности; осуществление контроля за соблюдением организациями жилищно-коммунального комплекса и субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации; осуществление контроля за регулированием и применением тарифов (цен) и их предельных уровней; осуществление контроля за использованием инвестиционных ресурсов, учтенных в регулируемых государством тарифах (ценах); регулярное информирование общества, заинтересованных лиц и организаций о деятельности Госкомитета РБ по тарифам, регламентах исполнения государственных функций и принимаемых тарифных (ценовых) решениях; проведение Госкомитетом РБ по тарифам совещаний с участием потребителей, представителей регулируемых организаций, администраций муниципальных образований Республики Башкортостан и общественных организаций; организация работы Интернет-портала регионального сегмента ЕИАС Республики Башкортостан согласно стандартам раскрытия информации регулируемыми организациями; обеспечение эффективной работы Госкомитета РБ по тарифам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
теплоснабжение; |
22,13 |
14,75 |
7,38 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
водоснабжение; |
37,05 |
24,70 |
12,35 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
водоотведение |
26,64 |
17,76 |
8,88 |
- |
- |
|
- |
- |
|
2 |
Объем технологического расхода (потерь) в электрических и тепловых сетях, %, в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
электроснабжение; |
11,24 |
11,22 |
11,20 |
11,19 |
11,18 |
11,17 |
11,16 |
11,16 |
|
|
теплоснабжение |
11,05 |
11,03 |
11,01 |
11,00 |
10,99 |
10,98 |
10,97 |
10,97 |
|
3 |
Доля среднего платежа граждан за коммунальные услуги в среднедушевом доходе населения Республики Башкортостан, % |
8,33 |
8,32 |
8,31 |
8,30 |
8,29 |
8,28 |
8,27 |
8,27 |
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 октября 2013 г. N 480 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 3
"Государственное регулирование тарифов
(цен) в Республике Башкортостан
Методика
оценки эффективности реализации государственной программы "Государственное регулирование тарифов (цен) в Республике Башкортостан
28 октября 2013 г.
Оценка эффективности реализации государственной программы "Государственное регулирование тарифов (цен) в Республике Башкортостан" (далее - Программа) осуществляется в целях соблюдения основных принципов бюджетной системы Республики Башкортостан: эффективности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств.
Учитывая, что количественные значения показателей эффективности реализации Программы планируются на год, соответствующая оценка предполагается за каждый год выполнения Программы. Результаты этой оценки используются для корректировки целей и задач Программы и плана ее реализации.
Оценка результатов реализации Программы проводится расчетным путем на основе обработки первичных данных, полученных от исполнителей Программы, с учетом реализовавшихся рисков и полученных социально-экономических эффектов.
Система критериев, используемых для оценки эффективности реализации Программы, зависит от количества ее задач и целевых индикаторов и состоит из коэффициентов эффективности (К), которые отражают выполнение плановых объемов освоения средств финансирования Программы и достижение плановых значений целевых индикаторов эффективности ее реализации.
Коэффициенты эффективности реализации Программы представляют собой результативность достижения плановых значений целевых индикаторов Программы, определяемые как отношение этих плановых значений к фактическим значениям. Для расчета результативности достижения плановых значений целевых индикаторов Программы используются прямые индикаторы (положительной динамикой является уменьшение значения индикатора). Расчет коэффициента эффективности реализации Программы производится для каждого ее индикатора.
Расчет коэффициента эффективности реализации Программы Ki по соответствующему показателю результативности, характеризующему достижение i-й цели (задачи) Программы, производится по формуле:
,
где:
- i-й коэффициент эффективности реализации Программы;
- фактическое значение показателя результативности, характеризующего достижение i-й цели (задачи) Программы;
- плановое (уточненное) значение показателя результативности, характеризующего достижение i-й цели (задачи) Программы.
В случае, если плановое и (или) фактическое значения показателя результативности равны нулю, для проведения расчетов принимаются их значения, равные 0,1.
По результатам оценки эффективности реализации Программы ей присваивается соответствующий рейтинг (R) в отчетном году.
Рейтинг эффективности реализации Программы (R) рассчитывается суммированием коэффициентов эффективности (К):
Эффективная Программа - при R > = 5 баллов;
умеренно эффективная Программа - при 4 < = R < 5 баллов;
малоэффективная Программа - при 3 < = R < 4 баллов;
неэффективная Программа - при R < 3 баллов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 5 февраля 2013 г. N 27 "О государственной программе "Государственное регулирование тарифов (цен) в Республике Башкортостан" на 2013 - 2018 годы"
Текст постановления размещен на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан в Internet (www.npa.bashkortostan.ru) 6 февраля 2013 г., опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 6 (408) от 22 февраля 2013 г., ст. 253
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 4 мая 2018 г. N 197
Изменения вступают в силу с 4 мая 2018 г.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 16 мая 2017 г. N 234
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 6 июля 2016 г. N 270
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 21 апреля 2016 г. N 151
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 17 марта 2015 г. N 72
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 г. N 666
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 14 апреля 2014 г. N 162
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 28 октября 2013 г. N 480