Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 27 сентября 2006 г. N 71-Г06-30
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению территориального управления Росимущества по Калининградской области о признании недействующим закона Калининградской области от 07.03.2006 г. N 731 "О перечне имущества, принимаемого в государственную собственность Калининградской области" по кассационным жалобам правительства Калининградской области и Калининградской областной думы на решение Калининградского областного суда от 03 июля 2006 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е., объяснения представителей по доверенностям Калининградской областной думы К. и правительства Калининградской области А., поддержавших доводы кассационных жалоб, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Ф., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Калининградской областной Думой третьего созыва 16 февраля 2006 г. принят Закон N 731 "О перечне имущества, принимаемого в государственную собственность Калининградской области", который 17 марта 2006 года официально опубликован в газете "Комсомольская правда в Калининграде" N 37.
Согласно положениям названного закона в государственную собственность Калининградской области принято имущество, являющееся собственностью Российской Федерации, указанное в Перечне имущества, принимаемого в государственную собственность Калининградской области.
Территориальное управление Росимущества по Калининградской области обратилось в Калининградский областной суд с заявлением о признании этого закона противоречащим федеральному законодательству и недействующим, в обоснование своих требований указало, что в нарушение положений п. 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не был соблюден порядок разграничения государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, а также областная Дума распорядилась имуществом, не находящимся в собственности Калининградской области.
Кроме того, перечень имущества, установленный Приложением к оспариваемому закону, содержит федеральное имущество, не подлежащее передаче в собственность субъектов Российской Федерации, поскольку это имущество, используется федеральными органами государственной власти, федеральными предприятиями и учреждениями для осуществления ими своих полномочий.
Калининградская областная дума и правительство Калининградской области просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Калининградского областного суда от 03 июля 2006 года заявленные территориальным управлением Росимущества по Калининградской области требования удовлетворены.
Закон Калининградской области от 07.03.2006 г. N 731 "О перечне имущества, принимаемого в государственную собственность Калининградской области" признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия.
В кассационных жалобах правительство Калининградской области и Калининградская областная дума просили указанное решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.
Удовлетворяя требования, заявленные территориальным управлением Росимущества по Калининградской области, суд пришел к обоснованному выводу о том, что при принятии оспариваемого закона был нарушен предусмотренный действующим федеральным законодательством порядок передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность субъекта Российской Федерации.
Положениями ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", действовавшего на момент принятия оспариваемого Закона в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ, предусмотрено, что решение о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Суд проверял утверждение Калининградской областной думы и правительства Калининградской области о том, что федеральное имущество принято ими в собственность области в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", в пункте 8 которого допускалось принятие объектов федеральной собственности в собственность субъектов решением законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов, внесших предложение о передаче, в том случае, если в установленный срок (3 месяца со дня регистрации предложения) соответствующее решение не будет принято федеральными органами государственной власти.
Суд, дав анализ действующему законодательству, пришел к выводу о том, что утвержденный данным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации в настоящее время применению не подлежит.
В силу п. 5 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом, а в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" изданные до введения в действие части первой Кодекса нормативные акты Верховного Совета РФ, не являющиеся законами, по вопросам, которые согласно части первой Кодекса могут регулироваться федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.
Порядок разграничения государственной собственности в Российской Федерации установлен ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, введенного в действие с 1 января 2005 года. В соответствии с ним и должен быть разрешен вопрос о передаче федеральных государственных дорожных предприятий в собственность Калининградской области.
Таким образом, оспариваемый закон принят в нарушение предусмотренного федеральным законодательством порядка разграничения государственной собственности, поскольку допускает произвольное отчуждение федерального имущества в собственность субъекта РФ, поэтому он правильно признан судом недействующим.
Недопустимость произвольного отчуждения государственного имущества от одного субъекта публичной власти к другому подтверждена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 8-П по делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с запросом правительства Москвы.
Доводы кассационных жалоб Калининградской областной думы и правительства Калининградской области отмену постановленного судом решения повлечь не могут, так как основаны на неправильном толковании положений действующего федерального законодательства.
В кассационных жалобах областная дума и правительство области продолжают настаивать на том, что правоотношения по разграничению государственной собственности в Российской Федерации регулируются Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года и Распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 года, а федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не устанавливает порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ.
Между тем, судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции о невозможности применения данных нормативных правовых актов с момента введения в действие Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, поскольку Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года и Распоряжение Президента РФ от 18 марта 1992 года действовали до введения в действие части 1 ГК РФ, т.к. в силу ч. 5 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъекта РФ осуществляется в порядке, установленном законом.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Калининградского областного суда от 3 июля 2006 года - оставить без изменения, а кассационные жалобы - правительства Калининградской области и Калининградской областной думы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 г. N 71-Г06-30
Текст определения официально опубликован не был