Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 9 декабря 2004 г. N КАС04-580
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании 9 декабря 2004 года гражданское дело по заявлению гражданина Т. о признании недействующими в части абзаца второго пункта 1 раздела I Инструкции о порядке формирования списков на получение государственных жилищных сертификатов и их выдачи в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 ноября 1999 года N 534 "О дополнительных мерах по обеспечению реализации президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" в Министерстве обороны Российской Федерации", и абзаца первого пункта 16 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Верховного Суда Российской Федерации от 6 октября 2004 года, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т., объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Главной военной прокуратуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации Б., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
Т. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным требованием, ссылаясь на то, что в последний год военной службы обратился к воинским должностным лицам с просьбой включить его в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата, в чем ему было отказано на основании оспариваемых нормативных правовых актов, в соответствии с которыми он не признается нуждающимся в улучшении жилищных условий как обеспеченный по месту военной службы жильем для постоянного проживания.
В обоснование своих требований заявитель указал на то, что оспариваемые нормы противоречат Федеральному закону "О статусе военнослужащих" и нарушают его право на получение государственного жилищного сертификата от Министерства обороны Российской Федерации в последний год военной службы.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 6 октября 2004 года заявление Т. удовлетворено. Признаны недействующими со дня принятия абзац 1 пункта 16 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом МО РФ от 15 февраля 2000 года N 80, в части слов "не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и" и второй абзац пункта 1 раздела I Инструкции о порядке формирования списков на получение государственных жилищных сертификатов и их выдачи в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 12 ноября 1999 года N 534, в части слов "не обеспеченные жильем".
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит это решение отменить в части признания частично недействующим абзаца 2 пункта 1 раздела 1 Инструкции о порядке формирования списков на получение государственных жилищных сертификатов и их выдачи в Министерстве обороны Российской Федерации, считая, что содержащееся в нем положение "не обеспеченные жильем" соответствует пункту 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и не нарушает прав военнослужащих. Инструкция издана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 1999 года N 351 и не изменяет уже установленные нормы.
В остальной части решение суда не обжаловано.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Как правильно указано в решении суда, право граждан, увольняемых (уволенных) с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями путем получения государственного жилищного сертификата от органов местного самоуправления либо от Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) предусмотрено пунктом 14 статьи 15 и пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 28 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федеральной целевой программой "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 года N 71, измененной на настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 года N 700, которым утверждена подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "27 мая 1998 г."
В соответствии с названными нормами Федерального закона и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации право на получение в последний год военной службы жилищного сертификата имеют военнослужащие, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащие увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационноштатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет (абзац 8 раздела 2 вышеупомянутой подпрограммы).
Вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2002 г. (дело N ВКПИ02-48) и от 16 сентября 2003 г. (дело N ВКПИ03-47) признаны недействующими, как не соответствующие закону, абзацы 6 и 7 раздела 2 вышеназванной Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" и абзац 1 пункта 5 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 168 от 19 марта 2002 года, в части, предусматривавшей, что право на получение сертификата имеют граждане, подлежащие увольнению (уволенные) с военной службы, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Указанными судебными решениями признано, что Правительство Российской Федерации, установив к военнослужащим, увольняющимся с военной службы, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, дополнительное требование в виде отсутствия жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами, ограничило установленное законом право данной категории граждан на участие в Программе для получения безвозмездных субсидий в целях приобретения жилья.
Абзацем вторым пункта 1 Инструкции о порядке формирования списков на получение государственных жилищных сертификатов и их выдачи в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 12 ноября 1999 года N 534, предусмотрено, что для включения в списки кандидатов на получение сертификатов военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 10 лет и более и подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и не обеспеченные жильем (далее именуются - военнослужащие), подают в порядке подчиненности рапорт (приложение N 2 к настоящей Инструкции), а граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков (далее именуются - граждане) - заявление (приложение N 3 к настоящей Инструкции) командиру воинской части, за которой закреплен жилищный фонд по месту жительства в закрытом военном городке.
Из приведенной нормы видно, что она в противоречие с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и вышеназванными постановлениями Правительства Российской Федерации, связывающими право военнослужащих на получение сертификата с основаниями их увольнения с военной службы, продолжительностью службы и признанием в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, вводит дополнительное условие реализации этого права, требуя, чтобы военнослужащие не были обеспечены жильем. Данное требование ограничивает установленное законом право военнослужащих на получение сертификата, учитывая, что обеспеченность жильем, в частности по месту службы, не исключает признания в установленном порядке военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий в избранном ими после увольнения с военной службы месте жительства.
Проанализировав приведенную норму на предмет ее соответствия федеральному закону и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также с учетом преюдициального значения вышеуказанных решений Верховного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что содержащееся в этой норме дополнительное требование к военнослужащим, претендующим на получение сертификата, в части слов: "не обеспеченные жильем" является незаконным и должно быть признано недействующим.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что Инструкция от 12 ноября 1999 года N 534 издана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 1999 года N 351, несостоятельна. Названное постановление утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2002 г. N 168, которое в действующей на настоящее время редакции не содержит нормы, устанавливающей в качестве условия реализации военнослужащими права на получение сертификата их необеспеченность жильем.
То обстоятельство, что Инструкция регламентирует лишь порядок оформления, прохождения по уполномоченным инстанциям и формирования унифицированной отчетности по выдаче и возврату государственных жилищных сертификатов, на что обращается внимание в кассационной жалобе, не может служить основанием для признания законной содержащейся в ней нормы, исключающей возможность включения в списки кандидатов на получение сертификатов военнослужащих, обеспеченных жильем, при увольнении их с военной службы по предусмотренным законом основаниям, выслуживших установленные сроки и признаваемых в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий в избранном после увольнения с военной службы месте жительства. Нельзя согласиться и с доводом кассационной жалобы о том, что оспариваемая фраза воспроизводит положение пункта 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В указанной норме содержится запрет в отношении названной в ней категории военнослужащих, не обеспеченных на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, исключать без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы, а также указывается на то, что они обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Условия выдачи государственных жилищных сертификатов данный пункт не регулирует.
Право на обеспечение военнослужащих жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, закреплено в пункте 14 статьи 15 того же Федерального закона, в котором такого условия выдачи сертификата, как необеспеченность жильем, не содержится.
В пункте 14 также предусмотрено предоставление документов о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительству. Из этого можно сделать вывод о том, что обеспеченность военнослужащих и членов их семьи жильем по прежнему месту жительства не препятствует реализации права на получение жилых помещений, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, по избранному после увольнения с военной службы месту жительства. Нормы материального права судом первой инстанции применены и истолкованы правильно, решение принято с соблюдением норм процессуального права, предусмотренных статьей 362 ГПК РФ оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 6 октября 2004 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 9 декабря 2004 г. N КАС04-580
Текст определения официально опубликован не был