Решение Верховного Суда РФ от 31 октября 2006 г. N ГКПИ06-831
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 февраля 2007 г. N КАС06-56 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М.А.И. о признании недействующими пунктов 41 и 45 Инструкции об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 апреля 2003 г. N 250, установил:
пунктом 41 Инструкции об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 апреля 2003 г. N 250 (далее - Инструкция), предусмотрено, что для оформления перерегистрации иностранный гражданин обязан не позднее чем за 30 дней до истечения одного года со дня выдачи вида на жительство (перерегистрации) обратиться в орган внутренних дел по месту жительства с заявлением по установленной форме (приложение N 7 к настоящей Инструкции) и предъявить действительный документ, удостоверяющий личность и/или вид на жительство.
Согласно пункту 45 Инструкции при отсутствии оснований для аннулирования вида на жительство принимается решение о перерегистрации иностранного гражданина. Решение о перерегистрации иностранного гражданина принимается начальником органа внутренних дел по месту жительства.
В виде на жительство производится отметка о перерегистрации установленной формы (приложение N 8 к настоящей Инструкции), которая проставляется под штампом о регистрации по месту жительства или на следующей свободной странице и заверяется подписью должностного лица и скрепляется печатью органа внутренних дел.
После оформления перерегистрации в учетные карточки вносятся соответствующие изменения.
М.А.И., являющийся лицом без гражданства, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании приведенных пунктов Инструкции, а также пункта 44 Инструкции, ссылаясь на то, что они нарушают его права и противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
В судебном заседании М.А.И. уточнил свои требования и просил признать недействующими пункт 41 Инструкции в части слов "по установленной форме (приложение N 7 к настоящей Инструкции)" и абзац второй пункта 45 Инструкции.
Заявитель пояснил, что имеет вид на жительство в Российской Федерации без ограничения срока действия. Оспариваемые положения Инструкции, регламентируя вопрос о перерегистрации иностранного гражданина, неправомерно возлагают на него обязанность обратиться в орган внутренних дел с заявлением о продлении срока действия вида на жительства (перерегистрации вида на жительство), хотя закон на него такой обязанности не возлагает, предписывая лишь ежегодно проходить перерегистрацию.
Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации М.Г.В., Л. и М.И.О., представитель Министерства юстиции Российской Федерации О. заявление М.А.И. не признали и просили суд отказать в его удовлетворении за необоснованностью.
Выслушав объяснения М.А.И. и представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., просившей требования заявителя удовлетворить в части признания недействующим пункта 41 Инструкции в части слов "(приложение N 7 к настоящей Инструкции)", суд находит заявление М.А.И. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации и отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона вид на жительство представляет собой документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.
В соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 8 Закона вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, а также порядок перерегистрации вида на жительство утверждается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 21 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 794, определено, что перерегистрация вида на жительство осуществляется в порядке, изложенном в пунктах 10-14 данного Положения, при продлении срока его действия, а также при регистрации иностранного гражданина (лица без гражданства) на новом месте жительства на территории иного субъекта Российской Федерации.
В виде на жительство проставляется отметка о его перерегистрации, заверяемая подписью должностного лица и печатью территориального органа внутренних дел.
Из приведенных положений нормативного правового акта Правительства Российской Федерации видно, что перерегистрация вида на жительство должна осуществляться лишь в следующих случаях:
во-первых, при продлении срока действия вида на жительства;
во-вторых, при регистрации иностранного гражданина (лица без гражданства) на новом месте жительства на территории иного субъекта Российской Федерации.
Иных случаев перерегистрации вида на жительство вышеназванное постановление Правительства Российской Федерации не предусматривает.
В силу пункта 4 статьи 21 Закона временно проживающие и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане обязаны ежегодно проходить перерегистрацию в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по месту своего жительства.
Между тем пунктом 41 оспариваемой Инструкции, регулирующим порядок оформления перерегистрации иностранного гражданина на основании статьи 21 Закона, предусмотрена обязанность иностранного гражданина ежегодно обращаться в орган внутренних дел по месту жительства с заявлением о продлении срока действия вида на жительство (перерегистрации вида на жительство). Данный вывод непосредственно следует из текста оспариваемого предписания, в котором закреплена обязанность иностранного гражданина обратиться в орган внутренних дел с заявлением о перерегистрации по установленной форме, представляющей собой приложение N 7 к Инструкции. В этом приложении в свою очередь установлено, что обращение иностранного гражданина в орган внутренних дел заключается в просьбе продлить срок действия вида на жительство или перерегистрировать вид на жительство.
Таким образом, в рамках института перерегистрации иностранных граждан (лиц без гражданства), предусмотренного статьей 21 Закона, на них пунктом 41 Инструкции возложена обязанность ежегодного прохождения процедуры перерегистрации вида на жительства, что противоречит Закону и Положению о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 794 (далее - Положение).
В связи с изложенным пункт 41 Инструкции в части ссылки на приложение N 7 к Инструкции подлежит признанию недействующим.
С доводом представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации о том, что закрепленная в оспариваемом предписании ссылка на приложение N 7 к Инструкции прав заявителя не нарушает, поскольку эта форма заявления иностранного гражданина в орган внутренних дел может быть использована при процедуре его перерегистрации путем зачеркивания ненужных слов, суд согласиться не может, так как указанная форма предусматривает возможность подачи заявления только о продлении срока действия вида на жительства или перерегистрации вида на жительства, без каких-либо иных вариантов. Соответственно, может быть зачеркнут лишь один из двух имеющихся вариантов.
При этом, как следует из приложения N 7 к Инструкции, должностное лицо органа внутренних дел также принимает в отношении иностранного гражданина одно из предусмотренных решений (продлить вид на жительство/оформить перерегистрацию вида на жительство и произвести отметку в документе, удостоверяющем личность/отказать в продлении/аннулировать вид на жительство), среди которых оформление перерегистрации отсутствует.
В остальной части оснований для удовлетворения заявления М.А.И. не имеется.
В соответствии с пунктом 15 Положения порядок прохождения перерегистрации иностранного гражданина (лица без гражданства) устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.
На основании данной нормы Министерство внутренних дел Российской Федерации вправе было закрепить в пункте 41 Инструкции предписание о том, что для оформления перерегистрации иностранный гражданин обязан обратиться в орган внутренних дел по месту жительства с заявлением по установленной форме.
Содержащееся в абзаце втором пункта 45 Инструкции предписание о том, что в виде на жительство производится отметка о перерегистрации установленной формы (приложение N 8 к Инструкции), которая проставляется под штампом о регистрации по месту жительства или на следующей свободной странице и заверяется подписью должностного лица и скрепляется печатью органа внутренних дел, также принято Министерством внутренних дел Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных ему пунктом 15 Положения, и закону либо иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление М.А.И. удовлетворить частично.
Признать недействующим пункт 41 Инструкции об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 апреля 2003 г. N 250, в части слов "(приложение N 7 к настоящей Инструкции)".
В остальной части М.А.И. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 31 октября 2006 г. N ГКПИ06-831
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 февраля 2007 г. N КАС06-56 настоящее решение оставлено без изменения