Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ
от 5 октября 2004 г. N КАС04-499
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 05 октября 2004 года гражданское дело по заявлению ОАО "Иркутскэнерго" о признании недействующим в части п. 14 постановления Совета Министров РСФСР от 04 февраля 1991 года N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" по кассационной жалобе ОАО "Иркутскэнерго" на решение Верховного Суда РФ от 22 июня 2004 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Ф., объяснения представителя Правительства РФ Т., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора М., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:
Открытое акционерное общество "Иркутскэнерго" обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим п. 14 постановления Совета Министров РСФСР от 04 февраля 1991 года N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" в части слов "где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, определенных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06 апреля 1972 г. N 255, на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев". При этом заявитель указал на то, что в оспариваемом акте установлены дополнительные гарантии при увольнении (по сравнению с Трудовым Кодексом РФ) для лиц, которые не относятся к категории работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностям, хотя предоставление таких гарантий возможно только в форме федерального закона. Таким образом, ОАО "Иркутскэнерго" как работодатель, вынужден расторгать трудовые договоры с работниками на условиях, не соответствующих Трудовому кодексу РФ.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ОАО "Иркутскэнерго" просит решение суда отменить, полагая его вынесенным при неправильном применении норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения Верховного Суда РФ.
Статьей 250 КЗоТ РФ (действовавшего во время принятия оспариваемого акта) предусмотрено, что законодательством могут устанавливаться льготы в области труда для работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также для некоторых других категорий работников.
В соответствии со ст. 4 КЗоТ РФ законодательство Российской Федерации о труде состоит из данного Кодекса и иных актов трудового законодательства Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Советом Министров РСФСР 04 февраля 1991 года при осуществлении конституционных полномочий в социальной сфере в целях защиты трудовых прав граждан было принято постановление N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера".
Пунктом 14 этого Постановления Правительства РФ (с изменениями от 29 декабря 1992 года) установлено сохранять за работниками, высвобождаемыми в связи с реорганизацией, ликвидацией объединений, предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также в районах и местностях, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, определенных постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06 апреля 1972 года N 255, на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев непрерывный стаж и среднюю заработную плату по прежнему месту работы.
С 1 февраля 2002 года вступил в силу Трудовой кодекс РФ.
В соответствии со ст. 318 ТК РФ лицам, уволенным из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации сохраняются на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия. Кроме того, согласно ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях могут устанавливаться иными федеральными законами.
В настоящее время правовые отношения по вопросу предоставления гарантий и компенсаций лицам, проживающим в иных (кроме районов Крайнего Севера и приравненных к районам Крайнего Севера местностях) районах с дискомфортными условиями проживания, Трудовым Кодексом РФ не урегулированы.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что обязанность в настоящее время предоставлять гарантии и компенсации лицам, уволенным из организаций и проживающих не только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям (ст. 318 ТК РФ), но и в иных районах с дискомфортными условиями проживания вытекает из ч. 2 ст. 423 Трудового кодекса РФ, предусматривающей, что изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, по вопросам, которые в соответствие с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
То обстоятельство, что предполагается принятие соответствующего федерального закона, который будет определять гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим в районах с дискомфортными условиями проживания, следует из ст. 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" от 19 июня 1996 г. N 78-ФЗ (с последующими изменениями).
В силу вышеприведенной нормы закона до принятия федерального закона о районировании сохраняется существующее деление Севера на районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются впредь до принятия федерального закона, определяющего гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим в районах с дискомфортными условиями проживания.
По изложенным основаниям довод кассационной жалобы о том, что с введением в действие Трудового кодекса РФ, не предусмотревшего право работников, уволенных из организаций, расположенных вне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на сохранение среднего заработка в течение шести месяцев с момента увольнения в соответствии с п. 1 ст. 81 ТК РФ, положение оспариваемого нормативного акта в части предоставления такой льготы указанной категории граждан не должно применяться, необоснован.
Материальный закон применен и истолкован судом правильно, решение постановлено с соблюдением норм процессуального права, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2004 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Иркутскэнерго" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 5 октября 2004 г. N КАС04-499
Текст определения официально опубликован не был