Решение Верховного Суда РФ от 7 июня 2007 г. N ГКПИ07-303
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 августа 2007 г. N КАС07-383 настоящее решение оставлено без изменений
Верховный Суд Российской
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании недействующими пунктов 30, 42, 43, 45 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95, установил:
согласно пункту 30 Правил при проведении медико-социальной экспертизы гражданина в главном бюро акт медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в главное бюро в 3-дневный срок со дня проведения медико-социальной экспертизы в бюро.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина в Федеральном бюро акт медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в Федеральное бюро в 3-дневный срок со дня проведения медико-социальной экспертизы в главном бюро.
Пункты 42, 43, 45 Правил устанавливают порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро.
В соответствии с данным порядком гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.
Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.
Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.
Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 30, 42, 43, 45 Правил.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", подпункту "а" пункта 6, подпункту "б" пункта 7, пункту 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 года N 805 "О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы", а также нарушают его право на обжалование решений федерального государственного учреждения в установленный законом срок.
Заявитель С. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (поручение от 4 мая 2007 г. N ДМ-П12-2089).
Представители Правительства РФ К., Ш. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат действующему законодательству, изданы в пределах компетенции высшего исполнительного органа государственной власти и не нарушают права инвалидов на социальную защищенность.
Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица Правительства РФ К., Ш., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ М., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно статьи 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 1).
Правительство Российской Федерации 20 февраля 2006 года издало Постановление, которым утвердило Правила признания лица инвалидом, определяющее порядок и условия признания лица инвалидом.
Настоящий нормативный правовой акт опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" 27.02.2006, N 9; "Российской газете" 28.02.2006, N 40.
В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
К федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы и главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.
Раздел IV Правил устанавливает порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина, в соответствии с которым медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства.
В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.
В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.
Положения пункта 30 Правил регулируют порядок проведения медикосоциальной экспертизы гражданина в главном бюро.
Данная норма устанавливает срок, в течение которого бюро медикосоциальной экспертизы должно направить акт медико-социальной экспертизы с приложением всех имеющихся документов в главное бюро.
Такой же срок установлен, когда медико-социальная экспертиза гражданина проводится в Федеральном бюро.
Содержащиеся в указанном пункте Правил нормы адресованы учреждениям, проводящим медико-социальную экспертизу (МСЭ), и устанавливают для них сокращенные предельные сроки для направления в вышестоящее экспертное учреждение соответствующего акта с приложенными к нему документами. Определение таких сроков препятствует необоснованному несвоевременному направлению актов и документов в вышестоящий орган, что обеспечивает реализацию принадлежащих гражданам прав, связанных с признанием их инвалидами.
Медико-социальная экспертиза - это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Она осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица.
Медико-социальная экспертиза проводится специалистами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы: бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования.
Длительность проведения вышеназванных обследований для каждого гражданина различна. В связи с этим единых сроков для принятия медикосоциальных решений не имеется.
Вместе с тем, при признании гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.
Пункты 42, 43, 45 Правил устанавливают порядок обжалования гражданами решений федеральных государственных учреждений медикосоциальной экспертизы в порядке подчиненности.
Так, в соответствии с пунктом 42 гражданин может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.
Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.
Согласно пункту 43 главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
Пункт 45 устанавливает, что решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.
Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
Установленный Правительством Российской Федерации порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро не противоречит требованиям Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Настоящий Федеральный закон регулируется правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Предметом регулирования Правил признания лица инвалидом являются отношения, возникающие в области социальной защиты инвалидов.
Положения пунктов 42, 43, 45 Правил являются правовыми мерами, обеспечивающими защиту интересов инвалидов во внесудебном порядке при несогласии с принятыми решениями федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Содержащиеся в данных пунктах Правил положения о том, что гражданин при обжаловании состоявшегося решения подает письменное заявление, не препятствуют реализации гражданином закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
Следовательно, ссылка С. на противоречие оспариваемых норм положениям Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" носит произвольный характер, т.к. этот Федеральный закон имеет иной предмет правового регулирования, чем оспариваемые нормативные положения, которые не могут ему противоречить.
Что касается доводов заявителя о несоответствии оспариваемых положений подпункту "а" пункта 6, подпункту "б" пункта 7, пункту 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 года N 805 "О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы", то они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
При рассмотрении дел в порядке нормоконтроля суд проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части на соответствие федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а не на соответствие нормативному правовому акту такого же уровня.
Оспариваемые нормы регулируют процедуру и условия проверки состоявшихся решений бюро МСЭ, а также проведение повторного освидетельствования гражданина, осуществляемого исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица, обратившегося с жалобой в вышестоящее учреждение МСЭ, определяют сроки вынесения соответствующего решения.
Они являются дополнительной гарантией для лица несогласного с принятым решением обжаловать его в системе федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление С. о признании недействующими пунктов 30, 42, 43, 45 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 7 июня 2007 г. N ГКПИ07-303
Текст решения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 августа 2007 г. N КАС07-383 настоящее решение оставлено без изменений