Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 сентября 2007 г. N 10082/07
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 11 сентября 2007 г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Полубениной И.И., судей Локтенко Н.И., Медведевой А.М.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению государственного унитарного предприятия опытно-производственное хозяйство "Ударник" Государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт картофельного хозяйства имени А.Г. Лорха" Российской академии сельскохозяйственных наук и Российской академии сельскохозяйственных наук к Правительству Российской Федерации с участием Государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт картофельного хозяйства имени А.Г. Лорха" Российской академии сельскохозяйственных наук, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом о признании недействительным пункта 2.84 распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы в части включения государственного унитарного предприятия опытно-производственного хозяйства "Ударник" Государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт картофельного хозяйства А.Г. Лорха" Российской академии сельскохозяйственных наук в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителей: Давыдов П.П. - директор, Айдиев Р.А. - по доверенности, Иванов Д.А. - по доверенности;
от Правительства Российской Федерации - Григорьянц К.А. - по доверенности;
от ГНУ ВНИИ КХ им. А.Г. Лорха - Коновальцев А.А. - по доверенности;
от Федерального агентства по управлению федеральным имуществом - Григорьянц К.А. - по доверенности.
Судом установлено:
ГУП ОПХ "Ударник" ГНУ ВНИИ КХ им. А.Г. Лорха и Россельхозакадемия обратились с заявлением о признании недействительным п. 2.84 прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р.
Россельхозакадемия заявила ходатайство об уточнении процессуального положения лиц, участвующих в деле, просит считать Правительство Российской Федерации заинтересованным лицом, а иных лиц, ранее указанных заинтересованными, третьими лицами. Суд удовлетворил это ходатайство.
В обоснование заявленных требований заявители сослались на нарушение федеральных законов "О науке и государственной научно-технической политике" и "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Приватизация ГУП ОПХ "Ударник" разрушит эффективно действующую систему: наука - экспериментальная проверка - производство, т.е. будет нарушено требование законодательства о сохранении единства научной и научно-технической деятельности.
ГУП ОПХ "Ударник" является одним из наиболее эффективно работающих хозяйств системы института картофельного хозяйства. В 2006 году валовое производство с/х продукции в хозяйстве достигло 78 млн. рублей, прибыль - 8,8 млн. рублей, реализация семенного картофеля высших репродукций - 2 160 тонн, численность работающих - 409 человек.
По итогам хозяйственной деятельности ОПХ "Ударник" награждалось дипломами Президента Чувашской Республики "За эффективное ведение сельскохозяйственного производства", дипломами и медалями Всероссийского выставочного центра и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "За достижение высоких показателей в селекции и семеноводстве картофеля".
Россельхозакадемия сослалась на то, что она не давала согласия на приватизацию опытного хозяйства. Россельхозакадемией представлена справка, подтверждающая отсутствие финансирования из федерального бюджета указанного хозяйства, включенного в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2008 год.
Правительство Российской Федерации отзыва на заявление не представило, в заседании представитель возражал против удовлетворения требований, указывая на то, что оспариваемое распоряжение издано в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы заявителей, так как письмом от 05.03.2007 N 01-29-10/32 получено согласие Россельхозакадемии на приватизацию опытного хозяйства. Согласно статье 114 Конституции Российской Федерации и статье 14 Федерального закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия по управлению федеральным имуществом, а также осуществляет регулирование экономических процессов. В соответствии со статьями 11, 12 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" Правительство Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную научно-техническую политику в целях обеспечения прогрессивных структурных преобразований в области материального производства. Статьей 7 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества.
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в отзыве просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители иных третьих лиц в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, суд признал, что заявление ГУП ОПХ "Ударник" и Россельхозакадемии подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Частью 6 статьи 42 названного Федерального закона предусмотрено, что в случае, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, с даты вступления в силу настоящего Федерального закона имущество, которое в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, изданными им до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, и федеральными законами определено как запрещенное к приватизации, является имуществом, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Частью 6 статьи 43 названного Федерального закона"
Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 утверждена Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1.33 Государственной программы предприятия и объекты научной и опытно-производственной сферы, входящие в состав Российской Академии наук, Российской Академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования и Российской академии художеств, переданные им в установленном порядке в соответствии с указами Президента Российской Федерации по перечням, утвержденным Советом Министров - Правительством Российской Федерации, относятся к объектам и предприятиям, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Совет Министров РСФСР распоряжением от 28.09.1990 N 1150-р обязал передать в установленном порядке по состоянию на 1 июля 1990 года в ведение Российской академии сельскохозяйственных наук научно-исследовательские учреждения с сетью опытно-производственных хозяйств и предприятий Минсельхозпрода РСФСР согласно приложению. В перечень передаваемых учреждений вошел институт картофельного хозяйства (Московская область) с сетью опытно-производственных хозяйств.
Во исполнение названного распоряжения Министерством сельского хозяйства и продовольствия РСФСР и Российской Академией сельскохозяйственных наук издан совместный приказ от 13.11.1990 N 157/17нк о передаче Россельхозакадемии научно-исследовательских учреждений с сетью производственных хозяйств и предприятий согласно приложению. В состав переданных учреждений вошел научно-исследовательский институт картофельного хозяйства со своей сетью опытно-производственных хозяйств, в том числе и ОПХ "Ударник".
Таким образом, имущество ГУП "ОПХ "Ударник" относится к имуществу, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности и не подлежит приватизации.
Согласно уставу ГУП ОПХ "Ударник", утвержденному ВНИИ картофельного хозяйства им. А.Г. Лорха, учредителем хозяйства является Россельхозакадемия, оно является экспериментально-опытным и производственным сельскохозяйственным предприятием. В соответствии с пунктом 2.1. устава основными задачами хозяйства являются: производственная проверка результатов научно-исследовательских разработок. Обеспечение необходимых условий для проведения исследований, предусмотренных тематическим планом ВНИИ КХ, осуществление первичной проверки в производственных условиях прогрессивных технологий, системы машин, новой техники, технических средств, новых форм удобрений, средств защиты растений и других законченных научных разработок, совершенствование селекционно-племенной работы и семеноводства сельскохозяйственных культур, пропаганда достижений сельскохозяйственной науки, техники и передового опыта.
Россельхозакадемия закрепила за предприятием федеральное имущество на праве хозяйственного ведения (договор N II 3.6 от 17.02.2003). Работа опытного хозяйства производится в соответствии с тематическим планом научных исследований ГНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт картофельного хозяйства им. А.Г. Лорха".
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ГУП ОПХ "Ударник" является научной организацией. В силу статьи 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" при реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства и научно-технической деятельности.
Изучив представленные материалы, выслушав представителей сторон, суд признал обоснованным довод заявителей, что приватизация опытно-производственного хозяйства может привести к разрушению технологического единства научной и опытно-производственной деятельности.
Согласно части 3 статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на органы, которые приняли такой акт.
В судебном заседании установлено, что и это обстоятельство сторонами не оспаривается, что Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению прогнозного плана приватизации федерального имущества, по разработке государственной научно-технической политики, также обладает полномочиями по управлению федеральным имуществом.
В разделе I Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы, в качестве одной из основных задач в сфере приватизации федерального имущества в 2008-2010 годах определена приватизация имущества, которое не обеспечивает выполнение государственных функций и полномочий Российской Федерации. С учетом этих требований Правительству Российской Федерации и надлежало доказать правомерность включения заявителя в перечень предприятий, планируемых к приватизации.
Кроме того, Правительство Российской Федерации не доказало соблюдение федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" при включении ГУП ОПХ "Ударник" в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2008 год, а также соблюдение требований Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
При приватизации ГУП ОПХ "Ударник" в виде реорганизации в акционерное общество прекращается право хозяйственного ведения имуществом, что нарушает его права в экономической деятельности. Приватизация заявителя иным образом влечет за собой ликвидацию ГУП ОПХ "Ударник".
Таким образом, оспариваемое распоряжение Правительства Российской Федерации частично не соответствует действующему законодательству и нарушает права ГУП ОПХ "Ударник", в связи с чем подлежит признанию частично недействительным.
Довод Россельхозакадемии о том, что она не давала согласия на приватизацию находящегося в ее ведении федерального государственного предприятия, опровергается представленным письмом Россельхозакадемии от 05.03.2007 N 01-29-10/32.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", статьей 42 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", статьями 167-169 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решил:
признать недействительным пункт 2.84 распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р о включении федерального государственного унитарного предприятия "Опытно-производственное хозяйство "Ударник" в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году, как несоответствующий федеральным законам "О науке и государственной научно-технической политике" и "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Председательствующий судья |
И.И. Полубенина |
Судья |
Н.И. Локтенко |
Судья |
А.М. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ВАС РФ признал недействительным положение распоряжения Правительства РФ от 29.04.2007 г. N 543-р в части включения ФГУП "Опытно-производственное хозяйство "Ударник" в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 г.
Как отметил ВАС РФ, указанное юридическое лицо является научной организацией, а в силу положений Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" при реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства и научно-технической деятельности. В рассматриваемом случае приватизация предприятия может привести к разрушению технологического единства научной и опытно-производственной деятельности.
Таким образом, спорное положение о включении ФГУП "Опытно-производственное хозяйство "Ударник" в перечень предприятий, планируемых к приватизации в 2008 г., не соответствует Федеральному закону "О науке и государственной научно-технической политике".
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 сентября 2007 г. N 10082/07
Текст решения официально опубликован не был