Решение Верховного Суда РФ от 12 июля 2007 г. N ГКПИ07-307
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 сентября 2007 г. N КАС07-466 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л.М.И. о признании частично недействующим пункта 2 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N 1 "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", установил:
постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N 17 утверждено разъяснение от 15 апреля 2003 г. N 1 "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности" (далее - Разъяснение).
Пунктом 2 Разъяснения предусмотрено, что федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя следующие формулировки, предусмотренные законодательством Российской Федерации:
общее заболевание;
инвалид с детства;
профессиональное заболевание;
трудовое увечье;
военная травма;
заболевание получено в период военной службы;
заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;
заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;
заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
заболевание связано с аварией на ПО "Маяк";
заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ПО "Маяк";
заболевание связано с последствиями радиационных воздействий;
заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
Л.М.И., являющийся инвалидом, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 2 Разъяснения в части установления формулировки причины инвалидности гражданам, у которых инвалидность наступила вследствие увечья или заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в Чернобыле, - "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС".
В заявлении указано, что Разъяснение в оспариваемой части противоречит пункту 14 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95, который не содержит оспариваемой формулировки причины инвалидности.
Заявитель ссылается также на то, что военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполняя работы по ликвидации последствий техногенной катастрофы, считаются исполняющими обязанности военной службы. Эти лица, как и другие военнослужащие, получившие увечье при исполнении обязанностей военной службы, имеют право на указание в качестве причины инвалидности военной травмы. В то же время, учитывая, что военная травма связана с катастрофой на Чернобыльской АЭС, полная причина инвалидности данных лиц должна именоваться как "военная травма, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС".
Л.М.И. в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежащим образом, не явился.
Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации К.Е.А. и Ш.В.Н., представитель Министерства юстиции Российской Федерации А.Л.Р. требование заявителя не признали и просили отказать в его удовлетворении за необоснованностью, поскольку оспариваемое предписание Разъяснения соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ф.А.В., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление Л.М.И. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из пункта 12 Разъяснения, причина инвалидности с оспариваемой заявителем формулировкой устанавливается указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно части четвертой статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем первым пункта 14 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95, в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.
Таким образом, пункт 14 названных Правил разграничивает инвалидность, наступившую вследствие военной травмы, и инвалидность, связанную с катастрофой на Чернобыльской АЭС, и предусматривает указание иных причин инвалидности, кроме перечисленных в данном пункте, если это установлено законодательством Российской Федерации.
В силу абзаца пятого подпункта 1 пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон), а также иным действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих Закону, и другими актами законодательства, издаваемыми в соответствии с ними (статья 2 Закона).
Согласно частям шестой, седьмой и девятой статьи 24 Закона под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы.
Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.
Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в части десятой указанной статьи Закона отмечено, что перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации, определяется Правительством Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что Закон, являющийся специальным для граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, предусматривает установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности, а не военной травмы и инвалидности, с последствиями чернобыльской катастрофы.
Аналогичным образом данный вопрос решен и в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации.
Так, подпунктом "г" пункта 41 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123, определено, что военно-врачебная комиссия при установлении причинной связи заболеваний военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС выносит заключение с формулировкой "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС".
При этом названное Положение не содержит норм о том, что военно-врачебные комиссии могут выносить заключения о причинной связи заболеваний с формулировкой "военная травма, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС".
В принятом в силу прямого указания Закона постановлении Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2004 г. N 592 также говорится о перечне заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а не травм или увечий.
При таких обстоятельствах оснований для вывода о том, что оспариваемая заявителем формулировка причины инвалидности, содержащаяся в пункте 2 Разъяснения, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не имеется.
В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
Л.М.И. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 12 июля 2007 г. N ГКПИ07-307
Текст решения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 сентября 2007 г. N КАС07-466 настоящее решение оставлено без изменения