Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 октября 2007 г. N 7657/07
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой А.С., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявления государственного учреждения "Шадринский государственный драматический театр" и Финансового управления Курганской области о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28.03.2007 по делу N А34-5791/06 Арбитражного суда Курганской области.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - государственного учреждения "Шадринский государственный драматический театр" - Портнягин А.В.;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Курганской области - Захаров Д.Г., Просеков И.В., Филимонова В.И.
Заслушав и обсудив доклад судьи Завьяловой Т.В. и объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Курганской области (далее - инспекция) от 03.07.2006 N 79, вынесенным по результатам камеральной налоговой проверки государственного учреждения "Шадринский государственный драматический театр" (далее - учреждение) по налогу на прибыль за первый квартал 2006 года, учреждению доначислено 88 909 рублей налога на прибыль и начислено 2 148 рублей 28 копеек пеней.
Основанием к вынесению указанного решения послужил вывод инспекции о занижении учреждением налоговой базы при исчислении налога на прибыль в результате необоснованного включения в состав расходов затрат в сумме 445 450 рублей, поскольку, по мнению инспекции, данные расходы были произведены за счет средств целевого финансирования.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Финансовое управление Курганской области (далее - управление).
Решением суда первой инстанции от 18.12.2006 заявленное требование удовлетворено. При этом суд исходил из того, что статья 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не содержит запрета на включение в налоговую базу по налогу на прибыль тех расходов, которые хотя и финансируются из соответствующего бюджета, но выделяются по отдельной смете на финансирование расходов, связанных с коммерческой деятельностью.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 28.03.2007 отменил решение суда первой инстанции и отказал учреждению в удовлетворении требования, сославшись на нарушение им подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названного постановления суда кассационной инстанции учреждение и управление просят его отменить как нарушающее нормы материального права и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению без изменения по следующим основаниям.
Учреждение, являясь государственным учреждением культуры, осуществляет профессиональную деятельность в области театрального искусства.
Финансирование учреждения производится за счет средств областного бюджета, доходов от основной и иной предусмотренной уставом деятельности, а также за счет добровольных пожертвований (пункт 4.5 устава).
Согласно утвержденной на 2006 год смете доходы учреждения составляли 2 003 905 рублей, расходы - 8 388 005 рублей.
Фактически в первом квартале 2006 года финансирование учреждения из областного бюджета произведено в сумме 1 628 259 рублей, расходы за счет полученных бюджетных средств составили 1 533 626 рублей.
Объектом обложения налогом на прибыль организаций в соответствии со статьей 247 Кодекса признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом для российских предприятий прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Доходы организаций согласно статье 248 Кодекса подразделяются на два вида: от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Исходя из пункта 2 статьи 321.1 Кодекса в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.
Таким образом, полученные учреждением средства в размере 1 628 259 рублей на его содержание и ведение уставной деятельности, а также произведенные за счет данных средств расходы, правомерно не были учтены при исчислении налога на прибыль.
Вместе с тем учреждением в проверяемый период был получен доход от иной деятельности в размере 444 545 рублей, в том числе 424 545 рублей от реализации товаров (работ, услуг) и 20 000 рублей - внереализационный доход. Сумма расходов, связанных с коммерческой деятельностью учреждения, составила 445 450 рублей (строка 110 декларации за первый квартал 2006 года).
В силу положений абзаца третьего пункта 1 статьи 321.1 Кодекса налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
При проведении камеральной налоговой проверки и рассмотрении настоящего спора в суде инспекция не оспаривала фактов получения учреждением дохода от коммерческой деятельности и реального осуществления им расходов в заявленном размере, непосредственно связанных с данной деятельностью.
То обстоятельство, что учреждение, действуя согласно статьям 41 и 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статье 7 Закона Курганской области от 30.12.2005 "Об областном бюджете на 2006 год", перечисляло средства в областной бюджет и затем получало их в качестве дополнительного финансирования, не освобождает его от обязанности по включению в налоговую базу по налогу на прибыль доходов от коммерческой деятельности и не лишает права учесть соответствующие расходы при исчислении налога на прибыль в силу требований главы 25 Кодекса.
Поскольку по итогам деятельности в первом квартале 2006 года учреждение понесло 905 рублей убытков (строка 060 упомянутой декларации), у инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления ему налога на прибыль и начисления соответствующих пеней.
Таким образом, обжалуемый судебный акт нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому исходя из пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28.03.2007 по делу N А34-5791/06 Арбитражного суда Курганской области отменить.
Решение Арбитражного суда Курганской области от 18.12.2006 по указанному делу оставить без изменения.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Президиум ВАС РФ поддержал позицию суда нижестоящей инстанции, пришедшего к выводу о том, что бюджетное учреждение не занизило налоговую базу при исчислении налога на прибыль в результате включения в состав расходов затрат, произведенных за счет средств целевого финансирования.
Исходя из положений НК РФ, в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств. Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
Учитывая, что в спорный период учреждение получило доход от коммерческой деятельности и реально осуществило расходы, непосредственно связанные с данной деятельностью, учет при налогообложении прибыли указанных расходов является правомерным.
Тот факт, что учреждение перечисляло средства в бюджет и затем получало их в качестве дополнительного финансирования, не освобождает его от обязанности по включению в налоговую базу по налогу на прибыль доходов от коммерческой деятельности и не лишает права учесть соответствующие расходы при исчислении налога на прибыль.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 октября 2007 г. N 7657/07
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2008 г., N 4