Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 28 августа 2007 г. N 51-О07-50
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационным жалобам осужденных Б.Ю.М., Б.Ю.Н., адвокатов П., Л.М.Б. на приговор Алтайского краевого суда от 8 июня 2007 года, которым
Б.Ю.М., 29 мая 1955 года рождения, уроженец города Барнаула Алтайского края, несудимый,
осужден к лишению свободы:
по ст. 105 ч. 2 п. "ж" УК РФ на 16 лет;
по ст. 222 ч. 1 УК РФ на 2 года;
по ст. 222 ч. 2 УК РФ на 4 года.
На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено 17 лет лишения свободы, с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Б.Ю.Н., 24 октября 1969 года рождения, уроженец города Новокузнецка Кемеровской области, судимый: 22 февраля 2000 года (с учетом внесенных изменений) по ст. 105 ч. 1 УК РФ к 8 годам лишения свободы, освобожден 17 мая 2005 года условно-досрочно на 2 года 7 месяцев и 15 дней,
осужден к лишению свободы:
по ст. 105 ч. 2 п. "ж" УК РФ на 16 лет;
по ст. 222 ч. 1 УК РФ на 2 года;
по ст. 222 ч. 2 УК РФ на 4 года.
На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначено 17 лет лишения свободы.
На основании ст. 70 УК РФ частично присоединено неотбытое наказание по приговору от 22 февраля 2000 года и окончательно назначено 18 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии особого режима.
Заслушав доклад судьи К., выступление адвоката Д., прокурора М., полагавшей приговор изменить, исключить осуждение по ст. 222 ч. 2 УК РФ, судебная коллегия установила:
При обстоятельствах изложенных в приговоре: Б.Ю.М. и Б.Ю.Н. признаны виновными в убийстве Р.М.М., совершенном группой лиц, по предварительному сговору, на почве личных неприязненных отношений; незаконном приобретении, хранении огнестрельного оружия и боеприпасов к нему; Б.Ю.М. передаче, а Б.Ю.Н. ношении по предварительному сговору огнестрельного оружия и боеприпасов (пистолета "ТТ").
В кассационных жалобах и дополнениях к ним:
адвокат П. (в интересах Б.Ю.М.) просит приговор отменить, указывает, что приговор является несправедливым, выводы суда изложенные в нем не соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела установленным в судебном заседании, вина Б.Ю.М. в убийстве по предварительному сговору группой лиц не доказана, доводы Б.Ю.Н. о том, что убийство Р.М.М. он совершил один, не опровергнуты, судом не устранены противоречия в показаниях свидетеля Лес. и подсудимого Б.Ю.Н., необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства адвоката о проведении следственного эксперимента в суде;
адвокат Л.М.Б. (в интересах Б.Ю.Н.) просит приговор отменить, указывает, что на предварительном следствии Б.Ю.Н. оговорил Б.Ю.М., в действительности, как видно из добытых по делу и проверенных в суде доказательств, убийство Р.М.М. совершил один Б.Ю.Н. и его действия должны быть квалифицированы по ст. 105 ч. 1 УК РФ. По ст.ст. 222 ч. 1, 222 ч. 2 УК РФ Б.Ю.Н. осужден необоснованно, так как пистолет органами следствия не установлен;
осужденный Б.Ю.М. просит приговор отменить как незаконный и необоснованный, однако конкретных оснований в жалобе не приводит;
осужденный Б.Ю.Н. просит приговор изменить, переквалифицировать его действия на ст. 105 ч. 1 УК РФ, поскольку убийство он совершил один путем выстрелов из пистолета "ТТ", по ст.ст. 222 ч. 1, 222 ч. 2 УК РФ уголовное дело прекратить, так как пистолет, из которого был убит Р.М.М., органами следствия не обнаружен и экспертиза не проведена.
В возражениях на кассационные жалобы потерпевшая Р.Е.А. и государственный обвинитель О., не соглашаясь с доводами жалоб, просят приговор оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, возражений на них, судебная коллегия находит, что выводы суда о виновности Б.Ю.М. и Б.Ю.Н. в совершении преступления соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на проверенных в судебном заседании доказательствах.
Так, из показаний свидетеля Лес. суд установил, что 22 сентября 2006 года сначала Б.Ю.М. произвел три выстрела из пистолета в потерпевшего, а затем через небольшой промежуток времени Б.Ю.Н. выстрелил в лежащего Р.М.М. В машине она видела два пистолета, обсуждая происшедшее, Б.Ю.М. говорил, что Р.М.М. оказался живучим, стрелял в него три раза, а он не падал, Б.Ю.Н. отвечал, что он сразу стрелял в голову, ночью они вернулись на место происшествия, где Б.Ю.М. и Б.Ю.Н. закопали труп.
Вопреки доводам жалоб, показания свидетеля Лес. являются последовательными, непротиворечивыми и объективно подтверждаются другими исследованными в суде доказательствами.
Так, в явке с повинной и в ходе допроса в качестве подозреваемого Б.Ю.Н. подтвердил, что на почве неприязненных отношений Б.Ю.М. предложил наказать Р.М.М. Согласившись на это, Б.Ю.Н. взял хранящийся у него пистолет "ТТ", снаряженный патронами, передал его Б.Ю.М., который положил под сидение своей автомашины. Остановившись в лесу, Б.Ю.М. взял этот пистолет и потребовал от Р.М.М. выйти из машины, когда тот вышел, Б.Ю.М. произвел в него несколько выстрелов, ночью они вернулись на место преступления и закопали труп в землю.
В ходе осмотра места происшествия, в месте, о котором говорила свидетель Лес. обнаружены 4 гильзы и 2 пули, а труп Р.М.М. - в указанном Б.Ю.Н. месте.
Из выводов эксперта криминалистической экспертизы следует, что 2 пули и 4 гильзы, изъятые с места происшествия, являются частями боеприпасов к огнестрельному оружию пистолету "ТТ" калибра 7,62 мм и выстреляны из одного экземпляра оружия.
Показания свидетеля Лес. согласуются и с заключением судебно-медицинской экспертизы трупа о характере и локализации причиненных Р.М.М. телесных повреждений.
На основании этих, а также других приведенных в приговоре доказательств, суд пришел к обоснованному выводу о виновности осужденных и правильно квалифицировал их действия по ст.ст. 105 ч. 2 п. "ж", 222 ч. 1 УК РФ.
Вопреки доводам жалоб, все представленные сторонами доказательства судом всесторонне, полно и объективно исследованы, им дана надлежащая оценка, при этом в приговоре приведены мотивы, по которым одни доказательства признаны достоверными, а другие отвергнуты.
Вина осужденных в части незаконного приобретения и хранения огнестрельного оружия и боеприпасов подтверждена проверенными в суде доказательствами.
Оба осужденных в суде пояснили, что Б.Ю.Н. приобрел в августе 2006 года для самообороны пистолет "ТТ" и патроны к нему, а Б.Ю.М. в сентябре 2006 года - револьвер.
При задержании Б.Ю.М. обнаружен и изъят револьвер с тремя патронами к нему.
По заключению эксперта криминалистической экспертизы данный револьвер изготовлен самодельным способом под патрон калибра 9 мм и является огнестрельным оружием, пригодным для производства выстрелов, а патроны - боеприпасами заводского изготовления пригодными для производства выстрелов.
Доводы в жалобах об отсутствии состава преступления на том основании, что пистолет "ТТ", из которого был убит Р.М.М. органами следствия не найден и экспертиза не проведена тщательно проверены судом, обоснованно признаны несостоятельными, выводы об этом подробно изложены в приговоре.
Вместе с тем, действия осужденных без достаточных оснований квалифицированы по ст. 222 ч. 2 УК РФ.
Как указано в приговоре, осужденные по предварительному сговору решили убить Р.М.М., с этой целью взяли каждый свой пистолет, а на месте преступления использовали один пистолет "ТТ", незаконно хранимый Б.Ю.Н., из которого по очереди расстреляли Р.М.М., сначала в потерпевшего стрелял Б.Ю.М., а затем Б.Ю.Н. добил выстрелом в голову.
Эти обстоятельства свидетельствуют о том, что умысел осужденных был направлен на доведение убийства до конца, а не передачу и хранение оружия группой лиц, по предварительному сговору.
Поэтому уголовное дело по ст. 222 ч. 2 УК РФ подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием в действиях осужденных данного состава преступления.
При назначении наказания суд учел характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности осужденных, все обстоятельства, влияющие на вид и размер наказания, оно является справедливым, однако подлежит смягчению в связи с вносимыми в приговор изменениями в части изменения объема обвинения.
Нарушений уголовно-процессуального закона влекущих отмену приговора, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Алтайского краевого суда от 8 июня 2007 года в отношении Б.Ю.М. и Б.Ю.Н. в части осуждения по ст. 222 ч. 2 УК РФ отменить и дело прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием в деянии состава преступления.
На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 105 ч. 2 п. "ж", 222 ч. 1 УК РФ Б.Ю.М. назначить 16 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 105 ч. 2 п. "ж", 222 ч. 1 УК РФ Б.Ю.Н. назначить 16 лет 6 месяцев лишения свободы.
В соответствии со ст. 70 УК РФ Б.Ю.Н. частично присоединить неотбытое наказание по приговору от 22 февраля 2000 года и окончательно назначить 17 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии особого режима.
В остальном приговор в отношении Б.Ю.М. и Б.Ю.Н. оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 28 августа 2007 г. N 51-О07-50
Текст определения официально опубликован не был