В целях дальнейшего устойчивого развития молочного скотоводства Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока. Комплексная модернизация 500 молочно-товарных ферм в Республике Башкортостан" на 2012-2016 годы (далее - Программа).
2. Государственному заказчику Программы - Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан:
разработать и представить в установленном порядке в Правительство Республики Башкортостан проекты нормативных правовых актов об установлении порядка и условий предоставления за счет средств бюджета Республики Башкортостан субсидий на реализацию мероприятий Программы;
ежегодно информировать Правительство Республики Башкортостан о ходе реализации Программы.
3. Рекомендовать администрациям муниципальных районов Республики Башкортостан разработать планы мероприятий по реализации Программы на территориях муниципальных районов, предусмотрев меры по оказанию финансовой поддержки участникам Программы.
4. Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан, Министерству промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан, Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре по компетенции обеспечить выполнение мероприятий Программы.
5. Рекомендовать Филиалу федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, открытому акционерному обществу "Башгипроагропром", обществу с ограниченной ответственностью "БашРЭС" оказать содействие в реализации мероприятий Программы.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра сельского хозяйства Республики Башкортостан Исаева Э.Ф.
Премьер-министр Правительства |
А.Ф. Илимбетов |
Республиканская целевая программа
"Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока. Комплексная модернизация 500 молочно-товарных ферм в Республике Башкортостан" на 2012-2016 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 17 апреля 2012 г. N 112)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
"Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока. Комплексная модернизация 500 молочно-товарных ферм в Республике Башкортостан" на 2012-2016 годы |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями); приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 6 ноября 2008 года N 495 "Об утверждении отраслевой целевой Программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009-2012 годы" |
Государственный заказчик Программы |
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан |
Основные разработчики Программы |
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан; Национальный союз производителей молока "Союзмолоко" (по согласованию); некоммерческая организация "Молочный союз Башкортостана" (по согласованию) |
Цель и задачи Программы |
Цели: устойчивое развитие молочного скотоводства на основе создания экономических, технологических и социальных условий производства молока; увеличение объемов производства молока в Республике Башкортостан Задачи: комплексный технологический аудит состояния отрасли; создание прочной кормовой базы путем повышения продуктивности кормовых угодий, улучшения кормового севооборота, оптимизации затрат и снижения себестоимости кормов; комплексная техническая и технологическая модернизация и реконструкция молочно-товарных ферм; улучшение племенной базы молочного скотоводства; увеличение поголовья молочного стада; увеличение производства молока и повышение его качества; кадровое обеспечение отрасли; популяризация среди населения потребления молока и молочных продуктов |
Целевые индикаторы и показатели реализации Программы |
Прирост валового объема производства молока в сельхозпредприятиях, участвующих в реализации Программы, по годам: 2012 год - 52 тыс. тонн; 2013 год - 42 тыс. тонн; 2014 год - 49 тыс. тонн; 2015 год - 74 тыс. тонн; 2016 год - 72 тыс. тонн; (за период реализации Программы соответствующий прирост составит 289 тыс. тонн); доведение выхода телят на 100 коров с 79 голов в 2011 году до 84 голов в 2016 году; доведение удоя на 1 корову в год в сельскохозяйственных организациях Республики Башкортостан в 2016 году до 4500 кг молока; создание 6 сервисных служб по племенной работе; модернизация и реконструкция 500 молочно-товарных ферм за 5 лет; завершение строительства 6 молочных комплексов за 5 лет; повышение производительности труда в сельскохозяйственных организациях на 25% |
Срок реализации Программы |
2012-2016 годы без деления на этапы |
Объем и источники финансирования Программы |
Прогнозируемый объем финансирования Программы составляет 27579,0 млн. рублей, в том числе средства: а) внебюджетных источников - 17812,7 млн. рублей, из них по годам: 2012 год - 3416,0 млн. рублей; 2013 год - 3565,4 млн. рублей; 2014 год - 3590,9 млн. рублей; 2015 год - 3610,4 млн. рублей; 2016 год - 3630,0 млн. рублей; б) бюджета Республики Башкортостан - 8020,3 млн. рублей, из них по годам: 2012 год - 1548,3 млн. рублей; 2013 год - 1607,1 млн. рублей; 2014 год - 1614,6 млн. рублей; 2015 год - 1622,3 млн. рублей; 2016 год - 1628,0 млн. рублей; в) бюджетов муниципальных районов Республики Башкортостан - 1746,0 млн. рублей, из них по годам: 2012 год - 337,5 млн. рублей; 2013 год - 349,8 млн. рублей; 2014 год - 351,4 млн. рублей; 2015 год - 353,0 млн. рублей; 2016 год - 354,3 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты и показатели социальной и экономической эффективности реализации Программы |
а) увеличение валового объема производства молока: по республике - с 1750 тыс. тонн в 2012 году до 2220 тыс. тонн к 2016 году (рост на 26,9%); в сельхозпредприятиях, участвующих в реализации Программы, - с 645 тыс. тонн 2012 году до 882 тыс. тонн к 2016 году (рост на 37%); б) увеличение поголовья коров: по республике - с 473 тыс. голов в 2012 году до 492 тыс. голов к 2016 году (рост на 4%); в сельхозпредприятиях, участвующих в реализации Программы, - с 182 тыс. голов в 2012 году до 198 тыс. голов к 2016 году (рост на 8,8%); в) увеличение продуктивности коров: по республике - с 3675 кг молока в 2012 году до 4500 кг молока к 2016 году (рост на 22,4%); в сельхозпредприятиях, участвующих в реализации Программы, - с 3550 кг молока в 2012 году до 4500 кг молока к 2016 году (рост на 26,8%); г) повышение производительности труда и рациональное использование трудовых ресурсов в сельскохозяйственных предприятиях; д) рост занятости населения сельской местности и его доходов |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Республиканская целевая Программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока. Комплексная модернизация 500 молочно-товарных ферм в Республике Башкортостан" на 2012-2016 годы (далее - Программа) направлена на развитие молочного скотоводства, являющегося основной подотраслью сельскохозяйственного производства, которая стимулирует развитие растениеводства, кормопроизводства, в целом животноводства, а также перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса (далее - АПК) и сельскохозяйственного машиностроения.
Рост объемов производства высококачественного молока улучшит финансовое состояние сельских товаропроизводителей, обеспечит продовольственный рынок молочными продуктами и укрепит продовольственную безопасность Республики Башкортостан и Российской Федерации.
За последние два десятилетия животноводство республики претерпело большие изменения. К началу 2011 года поголовье коров во всех категориях хозяйств сократилось на 17,5% (в сельхозпредприятиях - в 3 раза). Соответственно, снижалось производство молока во всех категориях хозяйств республики. В 2010-2011 годах негативное влияние на объем сельскохозяйственного производства оказали аномальные погодные условия.
С 2002 года в молочном скотоводстве Республики Башкортостан преодолена тенденция падения объемов производства молока, однако удельный вес сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства молока остается низким. В период с 1990 по 2010 год их доля снизилась с 65% до 33,7%. Производство молока в данных организациях снизилось в 2 раза, что негативно сказалось на решении проблем, связанных с обеспечением продовольственной безопасности республики.
Меры, принятые в 2006-2007 годах в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" в части ускоренного развития животноводства, а затем в рамках республиканской программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, одобренной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 ноября 2007 года N 348 (с последующими изменениями), существенно не изменили ситуацию в молочном скотоводстве.
Реализация приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" способствовала активизации процесса создания крупных молочных хозяйств с использованием импортного скота молочных пород высокой генетической ценности. Для укомплектования этих хозяйств было завезено около 7 тысяч голов высокопродуктивных коров и нетелей из Австрии, Германии, Голландии, внедрены современные технологические процессы по заготовке кормов, кормлению, содержанию и доению коров.
За 2006-2010 годы в сфере молочного животноводства принято к реализации 32 инвестиционных проекта на 33186 скотомест, из которых реализовано 28 проектов на 26104 скотоместа.
Не удалось реализовать 2 проекта на 2730 скотомест из-за банкротства предприятий: общества с ограниченной ответственностью "Многопрофильное предприятие "Промцентр" в Янаульском районе и общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Мир" в Благоварском районе - и 2 проекта на 4352 скотоместа в Баймакском и Зианчуринском районах Республики Башкортостан.
В республике не выведены на полную проектную мощность такие крупные молочные комплексы, как "Агрогалс" в Аургазинском районе, "Артемида" в Кармаскалинском районе, "Байрамгул" в Учалинском районе, "Родина" в Гафурийском районе, "Мир" в Краснокамском районе, "Услы" в Бижбулякском районе и другие объекты. В значительной мере это вызвано влиянием мирового финансово-экономического кризиса и недостаточным уровнем государственных поддержки и контроля.
Для модернизации отрасли молочного скотоводства Республика Башкортостан располагает всеми необходимыми предпосылками:
достаточными площадями сельскохозяйственных угодий для производства высококачественных кормов;
апробированными в ведущих странах мира и Российской Федерации и внедренными в республике технологиями интенсивного ведения молочного животноводства;
сетью племенных заводов и репродукторов по разведению молочного скота с высоким уровнем продуктивности:
высокопродуктивными породами молочного скота интенсивного типа.
Основными препятствиями устойчивого развития молочного животноводства и успешной реализации потенциала этой подотрасли являются следующие:
недостаточный уровень кормления сельскохозяйственных животных, несбалансированность рационов по основным питательным веществам и энергии;
крайне недостаточное количество силосно-сенажных сооружений, соответствующих технологическим требованиям заготовки и хранения кормов, требованиям защиты окружающей среды;
недостаточная обеспеченность сельхозпредприятий техникой для заготовки и раздачи кормов;
низкий удельный вес молочно-товарных ферм, на которых внедрены современные технологии и оборудование;
малая доля молока высшего качества в его общем объеме по республике, высокая сезонность производства;
низкий выход телят (79 голов) в расчете на 100 коров;
низкий уровень производственно-технологической культуры производства молока;
некомфортные условия труда и социально-экономические условия жизни на селе;
недостаток квалифицированных специалистов и рабочих кадров в сельскохозяйственном производстве.
Также остаются нерешенными проблемы повышения рентабельности молочного скотоводства, такие, как:
распределение выручки в цепочке "сельскохозяйственный производитель - молокоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля", в результате чего на долю молочных ферм приходится 30-35% от розничной цены на молоко вместо 50-55%, получаемых фермерами в основных молокопроизводящих странах мира;
недостаточная государственная поддержка молочного скотоводства.
Объективная необходимость такой поддержки обусловлена несколькими факторами:
высокой значимостью молочного скотоводства, которое является "локомотивом" для всего АПК и других отраслей экономики;
социальной значимостью молока как продукта питания, необходимого для поддержания и укрепления здоровья нации, наиболее доступного по цене;
низкой экономической эффективностью молочного скотоводства по сравнению с птицеводством и свиноводством;
необходимостью строительства новых, реконструкции и модернизации построенных 30-40 лет назад молочно-товарных ферм для внедрения современных технологий производства молока.
Острота обозначенных проблем усугубляется недостатком соответствующих комплексных научных разработок с использованием системного подхода, что сдерживает инновационный процесс развития интенсивного молочного скотоводства, особенно в части повышения эффективности отрасли за счет внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий.
Решение вышеуказанных проблем, особенно проблемы высокого износа основных производственных фондов, целесообразно с применением программно-целевого метода.
Оценка рисков реализации Программы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов реализации Программы, относятся следующие:
а) внешние риски:
недостаточный уровень финансирования Программы со стороны сельскохозяйственных производителей (инвесторов) за счет собственных и заемных средств;
неблагоприятная конъюнктура на рынке товаров и услуг для села (энергоносители, удобрения и т. д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, что может привести к существенному удорожанию молока и трудностям в его реализации;
б) внутренние риски:
производственные и технологические риски, связанные с обеспечением кормами, ветеринарной защитой скота и т.д.
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов молока из-за невыхода на прогнозируемые показатели среднего удоя на корову в год и темпов увеличения поголовья молочного скота.
Таблица 1
Оценка рисков недополучения ожидаемого экономического эффекта реализации Программы в части объемов производства молока
(млн. рублей в ценах 2012 года) | |||||
Виды рисков |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Невыход на плановый объем производства молока, тыс. тонн |
40,8 |
54,2 |
73,3 |
85 |
99,2 |
Общая оценка рисков от невыхода на плановый валовой надой молока, млн. рублей |
96,9 |
140,4 |
269,6 |
324,6 |
384,6 |
При оценке рисков за базовый расчет были приняты следующие параметры:
отклонение от плановой продуктивности дойных коров в динамике 5 лет - 220-390 литров в год;
отклонение от планового поголовья дойного стада (с учетом выхода приплода, ввода в основное стадо и закупа нетелей) - от 2,2 тыс. голов в 2012 году до 6,4 тыс. голов в 2012 году;
объем получения выручки от реализации молока приведен в ценах 2011 года - 11,3 рубля за литр молока;
товарность молока - 80-85%;
объем валового надоя - согласно данным таблицы 14.
Даже при минимальных отклонениях от плановых показателей продуктивности дойных коров и их численности результативность реализации программных мероприятий значительно снижается по сравнению с соответствующими индикаторами. Поэтому целесообразно эти риски исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга выполнения целевых индикаторов. Одним из основных путей сокращения рисков, связанных с реализацией Программы, является ее своевременное финансирование в запланированном объеме.
2. Основные цели и задачи Программы
Целями Программы являются следующие:
устойчивое развитие молочного скотоводства на основе создания экономических, технологических и социальных условий производства молока;
увеличение объемов производства молока в Республике Башкортостан.
Для достижения намеченных целей необходимо решение следующих задач:
1. Комплексный технологический аудит состояния отрасли, который включает в себя детальный анализ молочного животноводства путем сбора исходных данных о состоянии, резервах и планах сельхозтоваропроизводителей, в том числе личных подсобных хозяйств.
Технологический аудит будет проводиться ежегодно не менее чем в 100 сельхозпредприятиях, отобранных по установленным критериям, в целях разработки рекомендаций по технической и технологической модернизации и подготовки расчетных, проектных, технических, разрешительных документов.
На основании результатов данного аудита выявляются проблемы и предлагаются варианты решения указанных ниже задач.
2. Создание прочной кормовой базы путем повышения продуктивности кормовых угодий, улучшения кормового севооборота, оптимизации затрат и снижения себестоимости кормов. Решение этой задачи направлено на организацию производства полноценных и сбалансированных комбикормов.
1. Комплексная техническая и технологическая модернизация и реконструкция молочно-товарных ферм.
Для решения данной задачи необходимо разработать и реализовать комплекс мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, направленных на:
приобретение техники для заготовки и приготовления кормов, доильного, стойлового оборудования, охладителей молока и оборудования для удаления навоза;
проведение строительно-монтажных работ по реконструкции и модернизации молочно-товарных ферм;
строительство типовых силосно-сенажных сооружений.
Осуществлению вышеперечисленных мероприятий способствует участие администраций муниципальных районов Республики Башкортостан в обеспечении и развитии инфраструктуры и благоустройстве молочно-товарных ферм.
1. Улучшение племенной базы молочного скотоводства.
Для решения данной задачи необходимо разработать и реализовать комплекс мер государственной поддержки, направленных на:
приобретение племенного молодняка (нетелей и телок);
возмещение затрат на организацию и оснащение пунктов по искусственному осеменению;
финансирование мероприятий по созданию сервисных служб по племенной работе.
1. Увеличение поголовья молочного стада.
В рамках Программы планируется увеличение поголовья молочного стада к 2016 году на 27,4% на молочно-товарных фермах, участвующих в реализации Программы, и на 9,3% в целом по Республике Башкортостан, что составит 518,6 тыс. голов (в том числе за счет реализации мероприятий программ развития семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств и государственной поддержки личных подсобных хозяйств).
Для решения данной задачи необходимо оказывать государственную поддержку сельхозтоваропроизводителям в зависимости от качества и роста объемов реализации молока.
1. Общее увеличение валового надоя молока за счет роста поголовья молочного стада и его продуктивности.
2. Кадровое обеспечение отрасли.
Для решения данной задачи предусматриваются:
осуществление подготовки и переподготовки, систематическое повышение квалификации работников различных категорий;
использование материального и морального стимулирования труда животноводов в зависимости от конечных результатов работы и качества производимого и реализуемого на переработку молока;
обеспечение строительства в каждом хозяйстве не менее двух домов для работников молочно-товарных ферм;
оптимизация численности персонала предприятия на основе нормативной трудоемкости по видам сельскохозяйственных работ.
1. Популяризация среди населения потребления молока и молочных продуктов путем широкого применения социальной рекламы, проведения совместных мероприятий с Министерством здравоохранения Республики Башкортостан, Министерством образования Республики Башкортостан и другими ведомствами.
Решение данной задачи позволит улучшить в целом состояние здоровья населения республики.
Ожидаемые результаты и целевые индикаторы реализации Программы
Реализация Программы предусматривает более полное и сбалансированное использование имеющихся материально-технических, финансовых и трудовых ресурсов муниципальных районов и Республики Башкортостан в целом.
Реализация программных мероприятий обеспечит технологическое и техническое обновление молочно-товарных ферм, полную загрузку мощностей перерабатывающей промышленности, повышение конкурентоспособности и создание экспортного потенциала молочной продукции. При этом в расчете на одного жителя республики планируется значительное увеличение объемов производства молока во всех категориях хозяйств. (В расчете производства молока на душу населения принято условно-постоянное количество проживающих в Республике Башкортостан - 4,072 млн. человек по состоянию на 1 января 2011 года).
При этом будет внесен существенный вклад в улучшение социальных условий жизни на селе и развитие сельских территорий.
Основные целевые индикаторы реализации Программы приведены в следующей таблице:
Таблица 2
Основные индикаторы реализации Программы
N |
Целевой индикатор |
Единица измерения |
2011 год (база) |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Итого |
2016 год, % (+/-) к 2012 году |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Валовое производство молока во всех категориях хозяйств, в том числе: |
тыс. тонн |
1695 |
1750 |
1860 |
1970 |
2090 |
2220 |
9890 |
126,9 |
1.1 |
в сельскохозяйственных организациях, участвующих в реализации Программы |
|
541 |
645 |
687 |
736 |
810 |
882 |
3760 |
136,8 |
2 |
Удой молока на 1 корову в год во всех категориях хозяйств, в том числе: |
кг |
3648 |
3680 |
3850 |
4010 |
4170 |
4360 |
х |
118,5 |
2.1 |
в сельхозпредприятиях, участвующих в реализации Программы |
кг |
х |
3550 |
3700 |
3900 |
4200 |
4500 |
х |
126,7 |
3 |
Поголовье коров в сельхозорганизациях, участвующих в реализации Программы |
тыс. голов |
х |
182 |
186 |
189 |
194 |
198 |
х |
108,8 |
4 |
Производство молока на душу населения во всех категориях хозяйств |
кг |
412,6 |
430,0 |
456,8 |
483,8 |
513,3 |
540,3 |
х |
125,7 |
5 |
Реконструкция и модернизация молочно-товарных ферм |
единиц |
х |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
500 |
х |
6 |
Строительство силосных и сенажных сооружений |
тыс. м3 |
х |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
1500 |
х |
7 |
Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород |
тыс. голов |
3,9 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
25,0 |
100,0 |
8 |
Выход телят на 100 коров |
голов |
78 |
81 |
82 |
83 |
84 |
84 |
х |
103,7 |
9 |
Создание сервисных служб по племенной работе |
единиц |
х |
2 |
2 |
1 |
1 |
0 |
6 |
х |
10 |
Производительность труда 1 работника сельхозпредприятия, занятого молочным скотоводством |
тыс. рублей |
526 |
549 |
576 |
605 |
648 |
698 |
х |
125 |
11 |
Обеспечение жильем семей молодых специалистов |
человек |
х |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
1000 |
х |
12 |
Создание рабочих мест в молочном скотоводстве |
единиц |
х |
250 |
250 |
250 |
250 |
300 |
1300 |
х |
Срок реализации Программы
Программа реализуется в период 2012-2016 годов без деления на этапы.
3. Система программных мероприятий
Получателями государственной поддержки в рамках реализации Программы станут сельскохозяйственные организации Республики Башкортостан, которым на основании решения конкурсной комиссии, созданной Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан, будет присвоен статус "Участник Программы" (далее - Участник Программы).
Состав конкурсной комиссии и порядок ее деятельности утверждаются Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан. Заседания данной комиссии проводятся по мере представления заявок на участие в Программе и необходимых документов, но не реже 1 раза в месяц.
Для получения статуса "Участник Программы" сельскохозяйственные предприятия республики должны соответствовать следующим критериям:
наличие статуса сельхозтоваропроизводителя в соответствии с законодательством;
наличие аудиторского заключения о необходимости реконструкции или модернизации молочно-товарной фермы;
наличие бизнес-плана реконструкции или модернизации молочно-товарной фермы;
наличие поголовья дойного стада не менее 300 голов;
финансирование инвестиционного проекта реконструкции или модернизации молочно-товарной фермы за счет собственных средств сельскохозяйственного предприятия не менее 15% стоимости строительства и комплектации фермы (наличие большей доли собственных средств сельскохозяйственного предприятия является дополнительным положительным фактором при выборе Участника Программы) при условии привлечения кредитных средств.
Потенциальный Участник Программы представляет в конкурсную комиссию следующие документы:
бизнес-план, предусматривающий в обязательном порядке увеличение продуктивности дойных коров не менее чем на 4% ежегодно, численности поголовья дойных коров и, соответственно, валового объема производства молока, а также предусматривающий получение приплода не менее 84 голов телят на 100 коров и комплекс мероприятий по проведению реконструкции или модернизации молочно-товарной фермы согласно заключению технологического аудита;
отчет об обследовании молочно-товарной фермы на пригодность к реконструкции;
правоустанавливающие документы на животноводческие объекты и земельные участки;
при проведении реконструкции молочно-товарной фермы - отчет об изысканиях и проектно-сметную документацию по объекту, выполненную организацией, которая имеет свидетельство о допуске к данному виду работ, выданное саморегулируемой организацией;
предварительное решение банка о возможности кредитования инвестиционного проекта реконструкции или модернизации молочно-товарной фермы (при условии привлечения кредитных ресурсов).
Для достижения целей и решения основных задач Программы разработана система ее мероприятий:
1. Сбор и анализ информации о состоянии, резервах и планах развития сельскохозяйственных предприятий - производителей молока всех категорий хозяйств Республики Башкортостан.
При этом осуществляется обработка данных о состоянии молочного производства, полученных от администраций муниципальных районов Республики Башкортостан, и учет этих сведений при реализации Программы.
2. Проведение технологического аудита молочно-товарных ферм, цели которого - анализ текущего состояния деятельности отдельного сельхозпредприятия и разработка рекомендаций по увеличению объемов и повышению эффективности производства молока.
В рамках Программы технологический аудит ежегодно будет проводиться не менее чем для 100 ферм, отобранных администрациями муниципальных районов Республики Башкортостан согласно утвержденным критериям отбора, в соответствии с заданием Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан научными сотрудниками федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Башкирский государственный аграрный университет, государственного научного учреждения Башкирский научно-исследовательский институт, а также работниками предприятий - поставщиков передовых технологий доения и содержания крупнорогатого скота при участии и под контролем специалистов указанного министерства.
По результатам технологического аудита будут сформированы предложения и рекомендации по:
первоочередным мерам устранения нарушений технологии производства;
технической и технологической реконструкции и модернизации молочно-товарных ферм с представлением чертежей, схем, расчетов, норм;
ожидаемому экономическому эффекту от реализации рекомендаций и долгосрочной перспективе развития сельхозпредприятия.
Рекомендации, данные по результатам технологического аудита, являются основанием для разработки проектно-сметной документации и бизнес-плана, а также для включения соответствующего сельскохозяйственного товаропроизводителя в Программу.
3. Кадровое обеспечение отрасли.
В целях привлечения и закрепления на селе молодежи реализованы меры государственной поддержки в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 25 мая 2009 года N УП-263 "О мерах государственной поддержки кадрового потенциала агропромышленного комплекса Республики Башкортостан".
Программой предусмотрены ежемесячные выплаты и единовременные денежные пособия соответственно:
выпускникам образовательных учреждений высшего профессионального образования - 7000 рублей и 100000 рублей;
выпускникам образовательных учреждений среднего профессионального образования - 4000 рублей и 60000 рублей.
Планируется, что в рамках Программы сельскохозяйственные предприятия совместно со специалистами компаний, проводивших технологический аудит молочно-товарных ферм, и Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан разработают оптимальную структуру кадрового состава молочно-товарных ферм, чем будет обеспечен рост производительности труда и уровня заработной платы в подотрасли.
4. Организация сопровождения инвестиционных проектов реконструкции и модернизации молочно-товарных ферм.
Для выполнения рекомендаций по реконструкции или модернизации молочно-товарных ферм, предложенных по результатам технологического аудита, силами специалистов аудиторской компании, Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, представителей администраций муниципальных районов Республики Башкортостан, научно-исследовательских учреждений в пределах их компетенций организуются обязательное сопровождение и контроль по следующим направлениям:
выполнение рекомендаций прединвестиционного технологического аудита (консалтинговое сопровождение);
выполнение проектно-строительных решений;
технический надзор со стороны заказчиков за ходом и качеством проведения строительно-монтажных работ;
организация подготовки и повышения квалификации кадров для обеспечения надежной эксплуатации современного оборудования и техники;
создание информационной базы и системы автоматизированного управления предприятиями молочной отрасли Республики Башкортостан для обеспечения контроля за выполнением Программы.
Таблица 3
Система программных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия Программы |
Исполнитель |
Срок исполнения, годы |
Источник финансирования |
Прогнозируемый объем финансирования, млн. рублей |
Ожидаемый результат реализации мероприятия Программы |
|||||
всего |
в том числе по годам |
||||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
Сбор и анализ информации о состоянии, резервах и планах развития сельхоз предприятий |
Минсельхоз РБ; администрации муниципальных районов РБ (по согласованию) |
2012-2016 |
отсутствует |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
информационное обеспечение комплексной реализации Программы |
2 |
Проведение технологического аудита молочно-товарных ферм |
сельхозорганизации (по согласованию) |
2012-2016 |
собственные средства сельхозпредприятий - Участников Программы |
до 37,5 |
до 7,5 |
до 7,5 |
до 7,5 |
до 7,5 |
до 7,5 |
подготовка заключений о целесообразности реконструкции или модернизации молочно-товарных ферм |
3 |
Кадровое обеспечение отрасли |
Минсельхоз РБ; образовательные учреждения аграрного профиля (по согласованию) |
2012-2016 |
бюджет Республики Башкортостан |
в рамках обязательств в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 25 мая 2009 года N УП-263 "О мерах государственной поддержки кадрового потенциала агропромышленного комплекса Республики Башкортостан" |
привлечение специалистов в отрасль; снижение социальной напряженности на селе |
|||||
4 |
Организация сопровождения реализации инвестиционных проектов реконструкции или модернизации молочно-товарных ферм |
аудиторские компании (по согласованию) |
2012-2016 |
собственные средства сельхозпредприятий - Участников Программы |
согласно заключенным договорам |
обеспечение постоянного контроля за реализацией инвестиционных проектов реконструкции или модернизации молочно-товарных ферм |
|||||
5 |
Субсидирование части затрат в рамках реализации Программы |
Минсельхоз РБ* |
2012-2016 |
бюджет Республики Башкортостан** |
8020,3 |
1548,3 |
1607,1 |
1614,6 |
1622,3 |
1628,0 |
Окупаемость затрат на финансирование Программы |
6 |
Софинансирование расходов, связанных с реализацией Программы |
администрации муниципальных районов РБ (по согласованию) |
2012-2016 |
бюджеты муниципальных районов РБ |
1746,0 |
337,5 |
349,8 |
351,4 |
353,0 |
354,3 |
окупаемость части затрат на реализацию инвестиционных проектов реконструкции или модернизации молочно-товарных ферм |
7 |
Реализация инвестиционных проектов реконструкции или модернизации молочно-товарных ферм |
сельхозорганизации (по согласованию) |
2012-2016 |
кредиты банков; собственные средства сельхозпредприятий - Участников Программы |
17812,7 |
3416,0 |
3565,4 |
3590,9 |
3610,4 |
3630,0 |
увеличение поголовья скота и объемов производства молока |
*С 2013 года в связи с переходом к программной структуре расходов бюджета Республики Башкортостан финансирование программных мероприятий будет включено в общее финансирование республиканской программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2018 годы, утверждаемой постановлением Правительства Республики Башкортостан.
**Указан прогнозируемый объем финансирования при условии увеличения государственной поддержки отраслей АПК по мере исполнения доходной части бюджета Республики Башкортостан.
4. Финансово-ресурсное обеспечение реализации Программы
Финансирование расходов, связанных с реализацией программных мероприятий, будет осуществляться за счет собственных средств сельскохозяйственных предприятий - Участников Программы, целевых кредитов кредитных организаций, других внебюджетных источников, средств местных бюджетов, а также бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых в бюджете Республики Башкортостан на указанные цели. Программа представлена в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации для рассмотрения возможности софинансирования за счет средств федерального бюджета.
Объем средств, необходимых на реализацию Программы, рассчитан с учетом:
фактических цен на племенной скот в 2010 и 2011 годах по импорту и внутри республики;
средних по Республике Башкортостан производственных издержек, связанных с производством молока;
экспертных оценок и фактических значений капитальных вложений, связанных с реконструкцией, модернизацией и оборудованием молочно-товарных ферм и племенных центров по оказанию сервисных услуг;
сметных расчетов и фактических затрат на строительство силосно-сенажных сооружений;
сложившихся цен на сельскохозяйственную технику и оборудование для животноводства;
возможностей сельхозпредприятий по возврату кредитных ресурсов и окупаемости инвестиционных проектов реконструкции или модернизации молочно-товарных ферм не более чем в течение 5 лет.
Субсидии будут предоставляться Участникам Программы по следующим направлениям:
1. Компенсация части затрат на приобретение семян многолетних трав.
Для дальнейшего совершенствования структуры посевов многолетних трав и своевременного обновления травостоев предусмотрено возмещение части затрат на приобретение семян многолетних трав. Средняя стоимость 1 кг таких семян колеблется от 120 до 200 рублей, норма высева составляет от 10 до 80 кг/га.
В 2011 году средняя стоимость семян в расчете на 1 га посева составляла 1846 рублей. Ставка субсидии определяется в размере до 50% от стоимости семян.
Таблица 4
Расчет потребности в субсидиях на компенсацию части затрат на приобретение семян многолетних трав
Годы |
Площадь обновления многолетних трав, тыс. га |
Затраты по приобретению семян, млн. рублей |
Объем субсидий на указанные цели, млн. рублей |
2012 |
20 |
36,9 |
18,5 |
2013 |
25 |
46,2 |
23,1 |
2014 |
30 |
55,4 |
27,7 |
2015 |
35 |
64,6 |
32,3 |
2016 |
40 |
73,8 |
36,9 |
Итого |
150 |
276,9 |
138,5 |
2. Субсидии на приобретение кормовых добавок для производства полнорационных комбикормов.
Большая часть сельхозпредприятий имеет собственное производство комбикормов для крупнорогатого скота (далее - КРС). Для увеличения объемов их производства необходимо предусмотреть субсидирование затрат указанных предприятий на приобретение белково-витаминных минеральных концентратов (далее - БМВК) и премиксов (субсидии рассчитываются исходя из затрат на приобретение кормовых добавок по ставке на одну тонну). Ставка субсидий в целях стимулирования кормления животных качественными комбикормами определена в размере до 30% от их стоимости.
Таблица 5
Расчет потребности в субсидиях на приобретение БМВК и премиксов для приготовления полнорационных комбикормов
Годы |
Объем приобретения, тонн |
Затраты по приобретению, млн. рублей |
Объем субсидий на указанные цели, млн. рублей |
1 |
2 |
3 |
4 |
2012 |
4930 |
98,5 |
25,9 |
2013 |
5830 |
116,7 |
35,0 |
2014 |
6650 |
133,0 |
39,9 |
2015 |
7165 |
143,3 |
43,0 |
2016 |
7685 |
153,7 |
46,1 |
Итого |
32260 |
645.2 |
193,5 |
3. Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования для животноводства (техника для заготовки, приготовления и раздачи кормов, доильное оборудование, охладители молока, оборудование для удаления навоза, стойловое и другое оборудование).
3.1. Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение техники и оборудования для заготовки, приготовления и раздачи кормов.
В сельскохозяйственных организациях - Участниках Программы предусматривается увеличение молочного стада, расширение посевных площадей кормовых культур, увеличение объема заготовки кормов, что требует обновления кормоуборочной техники. Парк приобретаемых машин с учетом обновления списываемой техники для 100 сельскохозяйственных предприятий в год составляет 30% от общего количества закупаемой сельскохозяйственной техники в республике.
Затраты сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение техники для уборки и заготовки грубых и сочных кормов, включая кормоуборочные комбайны и самоходные косилки производства ведущих зарубежных фирм, планируется субсидировать за счет средств бюджета Республики Башкортостан в размере до 40% от цены завода- изготовителя.
Предоставление субсидий на указанные цели предусматривается с 2012 года: в первый год действия Программы - в размере 184,3 млн. рублей, в последующие 4 года - по 233,0 млн. рублей ежегодно.
Таблица 6
Расчет потребности в субсидиях на приобретение кормоуборочной техники
N п/п |
Наименование техники |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Итого |
||||||
кол-во |
млн. рублей |
кол-во |
млн. рублей |
кол-во |
млн. рублей |
кол-во |
млн. рублей |
кол-во |
млн. рублей |
кол-во |
млн. рублей |
||
1 |
Кормоуборочные комбайны самоходные |
50 |
90,0 |
60 |
108,0 |
60 |
108,0 |
60 |
108,0 |
60 |
108,0 |
290 |
522,0 |
|
в том числе импортного производства |
12 |
24,0 |
18 |
36,0 |
18 |
36,0 |
18 |
36,0 |
18 |
36,0 |
84 |
168,0 |
2 |
Кормоуборочные комбайны |
15 |
7,5 |
20 |
10,0 |
20 |
10,0 |
20 |
10,0 |
20 |
10,0 |
95 |
47,5 |
|
в том числе импортного производства |
5 |
3,4 |
8 |
5,4 |
8 |
5,4 |
8 |
5,4 |
8 |
5,4 |
37 |
25,0 |
3 |
Самоходные косилки |
30 |
60,0 |
40 |
80,0 |
40 |
80,0 |
40 |
80,0 |
40 |
80,0 |
190 |
380,0 |
|
в том числе импортного производства |
20 |
40,0 |
30 |
60,0 |
30 |
60,0 |
30 |
60,0 |
30 |
60,0 |
140 |
280,0 |
4 |
Косилки навесные, косилки-измельчители |
70 |
5,6 |
80 |
6,4 |
80 |
6,4 |
80 |
6,4 |
80 |
6,4 |
390 |
31,2 |
5 |
Пресс-подборщики |
60 |
7,2 |
85 |
11,1 |
85 |
11,1 |
85 |
11,1 |
85 |
11,1 |
400 |
51,6 |
6 |
Измельчители-смесители-раздатчики кормов |
40 |
14,0 |
50 |
17,5 |
50 |
17,5 |
50 |
17,5 |
50 |
17,5 |
240 |
84 |
|
Итого |
|
184,0 |
|
233,0 |
|
233,0 |
|
233,0 |
|
233,0 |
|
1116,0 |
3.2. Субсидии на возмещение части затрат на приобретение доильного оборудования, охладителей молока, оборудования для удаления навоза, стойлового и другого оборудования.
Реконструкция и модернизация молочно-товарных ферм предусматривает установку на них современного, индустриального, сертифицированного технологического оборудования, которое обеспечит производство высококачественного молока. В рамках Программы предстоит установить доильное оборудование, системы навозоудаления, лежаки-коврики, поилки, стойловое оборудование, танки-охладители и др. С учетом разного состояния молочно-товарных ферм и различных типов содержания скота средняя стоимость оборудования для одной молочно-товарной фермы с поголовьем дойного стада 400 коров составляет 5,2 млн. рублей.
При субсидировании до 50% указанных затрат объем соответствующей государственной поддержки составит 260 млн. рублей в год в расчете на 100 ферм.
Таблица 7
Расчет потребности субсидий на приобретение оборудования для животноводства
Годы |
Количество ферм, единиц |
Ставка субсидии в расчете на 1 ферму, млн. рублей |
Объем субсидий на указанные цели, млн. рублей |
2012 |
100 |
2,6 |
260 |
2013 |
100 |
2,6 |
260 |
2014 |
100 |
2,6 |
260 |
2015 |
100 |
2,6 |
260 |
2016 |
100 |
2,6 |
260 |
Итого |
500 |
2,6 |
1300 |
4. Субсидии на возмещение части затрат на строительно-монтажные работы по реконструкции и модернизации молочно-товарных ферм.
Реконструкция или модернизация молочно-товарных ферм осуществляются в целях улучшения:
условий содержания КРС путем создания должного микроклимата, обеспеченного устройством систем вентиляции, освещения и навозоудаления, световых фонарей, поилок, стойл и лежаков, кормовых столов и другого оборудования в соответствии с зоотехническими и ветеринарными требованиями;
условий труда животноводов в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Финансирование расходов, связанных с реконструкцией или модернизацией молочно-товарных ферм, осуществляется как за счет собственных средств сельскохозяйственных предприятий - Участников Программы, так и за счет заемных средств. Сельхозпредприятия пользуются инвестиционными кредитами сроком возврата не менее чем 7 лет с субсидируемой процентной ставкой.
Реконструкция или модернизация молочно-товарных ферм сопровождаются авторским надзором со стороны представителей организаций, подготовивших сметную документацию на строительно-монтажные работы, а также контролем со стороны представителей организаций - исполнителей технологического аудита и управлений сельского хозяйства администраций муниципальных районов Республики Башкортостан.
По выполнении строительно-монтажных работ составляется акт по формам КС-2 и КС-3, который представляется в Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан для субсидирования части указанных затрат.
Для реконструкции молочно-товарных ферм на 400 голов крупнорогатого скота эти затраты в среднем составляют 16 млн. рублей, субсидируется до 50% затрат - 8 млн. рублей.
Таблица 8
Расчет потребности в субсидиях на возмещение затрат но строительно-монтажным работам, выполняемым в рамках реконструкции и модернизации молочно-товарных ферм
Годы |
Количество ферм, единиц |
Ставка субсидии в расчете на 1 ферму, млн. рублей |
Объем субсидий на указанные цели млн. рублей |
2012 |
100 |
8 |
800 |
2013 |
100 |
8 |
800 |
2014 |
100 |
8 |
800 |
2015 |
100 |
8 |
800 |
2016 |
100 |
8 |
800 |
Итого |
500 |
8 |
3000 |
5. Субсидии на возмещение части затрат на строительно-монтажные работы силосно-сенажных сооружений.
В рамках Программы выполняется субсидирование строительства силосно-сенажных сооружений из расчета 200 сооружений в год (по 1500 м3 каждое) общим объемом 300 тыс. м. Это позволит повысить качество заготовки и хранения силоса, сократить его потери на 20-25%, что обеспечит сохранность кормов в объеме 42-50 тыс. тонн в год и ежегодную экономию средств на дополнительное приобретение сочных кормов в размере 35-40 млн. рублей.
Затраты на строительство 1 м3 силосно-сенажного сооружения составляют 1000 рублей. Субсидируется до 50% затрат.
Таблица 9
Расчет потребности в субсидиях на возмещение затрат на строительно-монтажные работы силосно-сенажных сооружений
Годы |
Общий объем силосно-сенажных сооружений, куб. м |
Ставка субсидий на 1 кубометр, рублей |
Объем субсидий на указанные цели млн. рублей |
2012 |
300 000 |
500 |
150 |
2013 |
300 000 |
500 |
150 |
2014 |
300 000 |
500 |
150 |
2015 |
300 000 |
500 |
150 |
2016 |
300 000 |
500 |
150 |
Итого |
1 500 000 |
500 |
750 |
Участие администраций муниципальных районов Республики Башкортостан в софинансировании реконструкции и модернизации молочно-товарных ферм может осуществляться в размере до 10% от общей суммы инвестиций в виде строительства объектов инфраструктуры (инженерные сети, дороги, благоустройство территорий молочно-товарных ферм, подготовка исходно-разрешительной документации на проектирование и строительство).
Формы участия администраций муниципальных районов Республики Башкортостан в софинансировании определяются соглашениями сторон, участвующих в реализации инвестиционного проекта, с учетом возможностей местных бюджетов (предоставление залога, материальных ресурсов, снижение ставки налога, арендных платежей, расценок на предоставление муниципальных услуг или их отсрочка на согласованный период времени) и утверждаются решениями советов этих районов.
6. Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение племенного молодняка (нетелей и телок) рассчитываются исходя из затрат на приобретение нетелей средней живой массой 1 головы 500 кг, стоимости живой массы отечественного скота 160 рублей за 1 кг и ставки субсидирования до 40 рублей за 1 кг живой массы (импортная селекция: стоимость 1 кг живой массы - 220 рублей, ставка субсидирования - до 70 рублей за 1 кг живой массы).
Планируется покупка нетелей и телок с племенных предприятий с потенциалом продуктивности родительского стада не менее 5500 кг надоя молока в год.
Таблица 10
Расчет потребности в субсидиях на компенсацию части затрат на приобретение племенных нетелей и телок
Годы |
Приобретаемое поголовье, тыс. голов |
Объем субсидий на указанные цели, млн. рублей |
2012 |
5 |
100 |
2013 |
5 |
100 |
2014 |
5 |
100 |
2015 |
5 |
100 |
2016 |
5 |
100 |
Итого |
25 |
500 |
7. Возмещение затрат на организацию пунктов искусственного осеменения и сервисных служб по племенной работе.
В рамках Программы планируется ежегодно организовывать по 50 пунктов искусственного осеменения в хозяйствах и 6 сервисных служб по племенной работе в каждой природно-климатической зоне. Затраты на указанные цели предусматриваются в размере до 40 тысяч рублей на организацию 1 пункта искусственного осеменения. На организацию одной сервисной службы по племенной работе потребуется до 2 млн. рублей. За время действия Программы общая сумма субсидий на возмещение вышеуказанных затрат составит 22 млн. рублей.
Таблица 11
Затраты на организацию пунктов искусственного осеменения и сервисных служб по племенной работе
Показатель |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Всего за 2012 - 2016 годы |
Возмещение затрат на организацию пунктов искусственного осеменения, млн. рублей |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
10,0 |
Возмещение затрат на организацию сервисных служб по племенной работе, млн. рублей |
4,0 |
4,0 |
2,0 |
2,0 |
- |
12,0 |
Всего возмещение затрат, млн. рублей |
6,0 |
6,0 |
4,0 |
4,0 |
2,0 |
22,0 |
Помимо средств бюджета Республики Башкортостан, на реализацию программных мероприятий планируется привлечение средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями) и с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15 августа 2011 года N 270 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1042".
Таблица 12
Финансовое обеспечение реализации Программы
|
|
(млн. рублей) |
|||||
N п/п |
Источники и направления финансирования |
Объем финансирования (в ценах 2011 года) |
|||||
всего |
в том числе по годам |
||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Всего, в том числе: |
27579,0 |
5301,8 |
5522,3 |
5556,9 |
5585,7 |
5612,3 |
2 |
Средства бюджетов муниципальных районов Республики Башкортостан |
1746,0 |
337,5 |
349,8 |
351,4 |
353,0 |
354,3 |
3 |
Средства бюджета Республики Башкортостан (субсидии), из них: |
8020,3 |
1548,3 |
1607,1 |
1614,6 |
1622,3 |
1628,0 |
3.1 |
Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования для животноводства (техника для заготовки, приготовления и раздачи кормов, доильное оборудование, охладители молока, оборудование для удаления навоза, стойловое и другое оборудование) |
2416,3 |
444,3 |
493,0 |
493,0 |
493,0 |
493,0 |
3.2 |
Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение племенного молодняка (нетелей и телок) |
500,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
3.3 |
Возмещение затрат на организацию пунктов искусственного осеменения |
10,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
3.4 |
Возмещение затрат на организацию сервисных служб по племенной работе |
12,0 |
4,0 |
4,0 |
2,0 |
2,0 |
- |
3.5 |
Компенсация части затрат на приобретение семян многолетних трав |
138,5 |
18,5 |
23,1 |
27,7 |
32,3 |
36,9 |
3.6 |
Субсидии на приобретение кормовых добавок для производства полнорационных комбикормов |
193,5 |
29,5 |
35 |
39,9 |
43,0 |
46,1 |
3.7 |
Субсидии на возмещение части затрат на строительно-монтажные работы по реконструкции и модернизации молочно-товарных ферм |
4000,0 |
800,0 |
800,0 |
800,0 |
800,0 |
800,0 |
3.8 |
Субсидии на возмещение части затрат на строительно-монтажные работы силосно-сенажных сооружений |
750,0 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
4 |
Средства внебюджетных источников (кредитов банков, собственные средства Участников Программы), из них на: |
17812,7 |
3416,0 |
3565,4 |
3590,9 |
3610,4 |
3630,0 |
4.1 |
приобретение кормоуборочной техники и оборудования для заготовки, приготовления и раздачи кормов |
2790,8 |
460,8 |
582,5 |
582,5 |
582,5 |
582,5 |
4.2 |
покупку племенного молодняка (нетелей и телок) |
2000,0 |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
4.3 |
организацию пунктов искусственного осеменения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4.4 |
организацию сервисных служб по племенной работе |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4.5 |
приобретение семян многолетних трав |
277,0 |
36,9 |
46,2 |
55,4 |
64,6 |
73,8 |
Таблица 13
Распределение объемов финансирования Программы по исполнителям ее мероприятий
|
|
|
(млн. рублей) |
|||||
N п/п |
Исполнитель |
Источник финансирования |
Объем финансирования |
|||||
всего |
в том числе по годам |
|||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
||||
1 |
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан |
бюджет Республики Башкортостан |
8020,3 |
1548,3 |
1607,1 |
1614,6 |
1622,3 |
1628,0 |
2 |
Администрации муниципальных районов Республики Башкортостан |
бюджеты муниципальных районов РБ |
1746,0 |
337,5 |
349,8 |
351,4 |
353,0 |
354,3 |
3 |
Участники Программы |
собственные и заемные средства |
17812,7 |
3416,0 |
3565,4 |
3590,9 |
3610,4 |
3630,0 |
Всего |
27579,0 |
5301,8 |
5522,3 |
5556,9 |
5585,7 |
5612,3 |
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Социально-экономическая эффективность реализации Программы
Реализация Программы будет способствовать достижению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости, модернизации сельскохозяйственных предприятий и успешного развития молочного скотоводства в республике.
Предполагается, что будет решена задача стабилизации маточного поголовья молочного скота. Увеличение численности коров обеспечит ежегодная покупка племенных нетелей и телок и ввод в основное стадо собственных нетелей.
Реализация Программы создаст в Республике Башкортостан условия для устойчивого развития молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока: до 2016 года планируется довести валовой объем производства молока до 2220 тыс. тонн (до 540,3 кг в год на душу населения), что обеспечит полное снабжение населения молоком и молочными продуктами собственного производства.
Таблица 14
Расчет экономической эффективности реализации Программы
N п/п |
Индикатор экономической эффективности реализации Программы |
Динамика значений показателя по годам |
2016 год, % к 2012 году |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Поголовье коров, тыс. голов |
182,0 |
186,0 |
189,0 |
194,0 |
198,0 |
127,4 |
2 |
Удой на 1 корову в год, кг |
3550,0 |
3700,0 |
3900,0 |
4200,0 |
4500,0 |
133,5 |
3 |
Валовой объем производства молока, тыс. тонн |
645,0 |
687,0 |
736,0 |
810,0 |
882,0 |
136,7 |
4 |
Валовой продукт отрасли, млн. рублей |
7263,8 |
8515,0 |
10065,4 |
12012,4 |
14563,3 |
в 2 раза |
5 |
Валовой доход отрасли, млн. рублей |
2179,0 |
2555,0 |
3020,0 |
3604,0 |
4369,0 |
в 2 раза |
При расчете прогнозных значений индикаторов экономической эффективности реализации Программы приняты среднереализационные цены на молоко 2011 года с учетом индекса-дефлятора по годам 1,04-1,05.
Валовой доход отрасли определяется как сумма фонда оплаты труда с отчислениями и чистой прибыли. В молочном скотоводстве среднегодовые фактические показатели валового дохода в динамике ряда лет составляют 30-35% от объема валового продукта. В Программе прогнозный показатель нормы прибыли производства молока определен на уровне 15-18%, удельный вес оплаты труда в себестоимости - 17-20%. Таким образом, валовой доход отрасли составляет 30-35%) от объема валовой продукции, что соответствует сложившимся фактическим среднегодовым значениям данного показателя.
Таблица 15
Расчет эффективности расходования бюджетных средств на финансирование расходов, связанных с реализацией Программы
Показатель |
Динамика значений показателя по годам |
Всего за 5 лет |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Выручка от реализации молока (ТП), млн. рублей |
6174,0 |
7238,0 |
8556,0 |
10211,0 |
12379,0 |
4455,0 |
Ежегодный прирост выручки от реализации молока (?ТП), млн. рублей |
386,7 |
1064,0 |
1318,0 |
1655,0 |
2168,0 |
6592,0 |
Финансирование расходов, связанных с реализацией Программы, - всего (Ф), млн. рублей |
5301,8 |
5522,3 |
5556,9 |
5585,7 |
5612,3 |
27579,0 |
Показатели эффективности реализации Программы (Эобщ.), % |
7,3 |
19,3 |
23,7 |
29,6 |
38,6 |
23,7 (в среднем) |
Прирост налогов по отрасли, % |
38,4 |
58,3 |
44,3 |
58,8 |
40,4 |
240,2 |
В таблице 15 приведены расчеты с учетом товарности молока на уровне 85%. Общая эффективность расходования бюджетных средств определяется среднеарифметическим показателем отношения ежегодного прироста выручки от реализации продукции к объему финансирования за период реализации Программы в процентах. Как видно из таблицы 15, значение коэффициента Эобщ. составляет 23,7%, что определяет достаточно высокую степень возмещения общих затрат, связанных с реализацией Программы, через прирост реализации продукции - в среднем немногим более 4 лет (100 : 23,7 = 4,2).
Оценку эффективности реализации Программы целесообразно проводить на основе динамики количественных значений целевых индикаторов: объемов производства молока, численности стада молочного скота, удельного веса племенного скота в общем поголовье КРС, выхода телят на 100 голов коров - и других показателей, характеризующих развитие отрасли. Количественные значения этих индикаторов предлагается сопоставлять с объемами финансирования Программы из федерального бюджета.
Для определения экономической эффективности реализации Программы использован количественный метод оценки в соответствии с методическими рекомендациями Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, касающимися подготовки экономически значимых региональных программ в области молочного скотоводства.
Оценка эффективности реализации Программы определяется на основании данных статистической отчетности по формам: ГП-5 "Сведения о введенных, реконструированных и модернизированных объектах, созданных скотоместах для молочного животноводства", НРМОЛ "Сведения о надоях и реализации молока", представляемых через автоматизированную систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства "Агростат" и утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14 июля 2010 года N 246 "Об организации представления и обработки отчетности о ходе реализации Государственной программы".
Таблица 16
Оценка социально-экономической реализации Программы
N п/п |
Показатель оценки эффективности, единица измерения |
Наименование мероприятия Программы |
Фактическое значение показателя на момент разработки Программы |
Изменение значения показателя по годам |
Значение показателя на момент окончания реализации Программы |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||||
1 |
Прирост поголовья дойных коров, тыс. голов |
увеличение поголовья дойных коров за счет их приобретения и ввода первотелок |
-11,7 |
35,0 |
4,0 |
3,0 |
5,0 |
4,0 |
16,0 |
2 |
Прирост объема производства молока, тыс. тонн |
рост объема производства молока за счет роста численности дойных коров и их продуктивности |
-87,8 |
104,0 |
42,0 |
49,0 |
74,0 |
72,0 |
160,0 |
3 |
Создание рабочих мест, человек |
обеспечение увеличения численности специалистов и кадров рабочих профессий в отрасли |
не более 150 |
600 |
600 |
600 |
600 |
600 |
не менее 3000 |
4 |
Объем средств за счет внебюджетных источников финансирования на капитальные вложения, млн. рублей |
реконструкция и модернизация молочно-товарных ферм, приобретение сельскохозяйственной техники, животноводческого оборудования и скота |
1966,4 |
3281,0 |
3402,5 |
3402,5 |
3402,5 |
3402,5 |
16891,0 |
5 |
Количество реконструированных и модернизированных молочно-товарных ферм |
конструкция и модернизация молочно-товарных ферм |
0 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
не менее 500 |
6. Система управления реализацией Программы
Ответственным за реализацию Программы в целом, достижение ее целей и решение задач является Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан.
Для осуществления организации исполнения, координации взаимодействия и контроля за выполнением Программы в министерстве будет создано структурное подразделение под руководством заместителя министра.
Координацию деятельности структурных подразделений министерства, учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы, соответствующий мониторинг осуществляет отдел экономического анализа, планирования и по работе с инвесторами.
Ежегодно Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан готовит и представляет в Правительство Республики Башкортостан отчет о выполнении мероприятий Программы и достижении плановых значений ее целевых индикаторов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 17 апреля 2012 г. N 112 "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока. Комплексная модернизация 500 молочно-товарных ферм в Республике Башкортостан" на 2012-2016 годы"
Текст постановления размещен на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан в Internet (www.npa.bashkortostan.ru) 20 апреля 2012 г., опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 14 (380) от 13 мая 2012 г., ст. 706
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 8 июля 2014 г. N 301
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 26 февраля 2014 г. N 76
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 16 июля 2012 г. N 236