Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 ноября 2007 г. N 1375/07
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Валявиной Е.Ю., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Козловой А.С., Козловой О.А., Нешатаевой Т.Н., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Таиф-НК" о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 24.07.2006, постановления суда апелляционной инстанции от 03.10.2006 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-11741/2006-СА1-23 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 07.12.2006 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - открытого акционерного общества "Таиф-НК" - Нигматуллин P.M., Окишев А.П.;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан - Будыка И.Н., Игнатьев А.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Сарбаша С.В., а также выступления представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Таиф-НК" (в настоящее время - открытое акционерное общество "Таиф-НК"; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан (далее - инспекция) от 23.03.2006 N 321 в части отказа обществу в возмещении 5 091 759 рублей налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, исчисленных в налоговой декларации по данному налогу за ноябрь 2005 года.
Решением суда первой инстанции от 24.07.2006 в удовлетворении требования отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 03.10.2006 решение суда первой инстанции от 24.07.2006 оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 07.12.2006 указанные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции, постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций общество просит их отменить как нарушающие единообразие в толковании и применении судами норм права.
В отзыве на заявление инспекция просит оставить названные судебные акты без изменения, поскольку они соответствуют действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требования общества по следующим основаниям.
Решением от 23.03.2006 N 321 инспекция отказала обществу в возмещении 5 091 759 рублей налога на добавленную стоимость, указав, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, названных в подпункте 1 этой статьи.
Положение подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации.
Инспекция исходила из того, что налогоплательщики, приобретающие на территории Российской Федерации работы (услуги) по транспортировке экспортируемых товаров, налог на добавленную стоимость по ставке 18 процентов в составе цены за оказание таких работ (услуг) не уплачивают.
На этом основании инспекция сделала вывод: перевозчики были не вправе включать в цену своих услуг сумму налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов, а общество (экспортер) - предъявлять суммы названного налога, уплаченные перевозчикам, к вычету.
Заявляя в арбитражный суд требование о признании недействительным решения инспекции, общество пояснило, что в отношении выполненных работ (оказанных услуг) при реализации товаров на экспорт, но не помещенных под таможенный режим экспорта, налоговая ставка 0 процентов не применяется.
Отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции исходил из того, что при оказании обществу услуг перевозчикам было известно о транспортировке ими нефтепродуктов на экспорт. Следовательно, общество, уплачивая перевозчикам налог на добавленную стоимость по налоговой ставке 18 процентов в составе цены за услуги, изначально знало: данная операция подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов.
Суд апелляционной инстанции счел выводы суда первой инстанции обоснованными и не нашел оснований для отмены его решения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, оставив упомянутые судебные акты в силе, указал: довод общества о непомещении товара под таможенный режим экспорта не может быть принят во внимание, поскольку, уплачивая контрагентам сумму налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов в составе цены за услуги по транспортировке нефтепродуктов на экспорт, общество фактически изначально знало, что данная операция обложению налогом на добавленную стоимость по указанной ставке не подлежит. Кроме того, вычет заявлен обществом в налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов (это свидетельствует о непосредственной связи оказанных ему услуг с экспортом товара).
Между тем названные выводы судов являются ошибочными по следующим основаниям.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, открытое акционерное общество "Российские железные дороги", общество с ограниченной, ответственностью "Промтранс", общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-Транс" оказывали обществу услуги по транспортировке нефтепродуктов и выставили
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Поводом для обращения в суд послужил отказ организации-экспортеру в применении вычетов по НДС, уплаченному перевозчикам, оказавшим услуги по транспортировке товаров на экспорт.
Судебные инстанции признали данный отказ правомерным исходя из того, что налогоплательщик-экспортер, уплачивая перевозчикам НДС по ставке 18 % в составе цены за услуги транспортировки, изначально знал о том, что данные операции облагаются НДС по ставке 0 %. Следовательно, перевозчики были не вправе включать НДС в цену своих услуг, а экспортер не вправе предъявлять к вычету суммы данного налога, уплаченного перевозчикам. При этом не имеет значения тот факт, что помещение товаров под таможенный режим экспорта был осуществлен уже после уплаты сумм налога.
Президиум ВАС РФ признал указанные выводы ошибочными, пояснив следующее.
В соответствие с НК РФ при оказании услуг по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, экспортируемых за пределы территории РФ, применяется ставка НДС 0 %. При этом применение ставки 0 % по налогу при оказании услуг по перевозке указанных товаров НК РФ связывает с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта. Согласно положениям Таможенного кодекса РФ, днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
Таким образом, вышеуказанные операции облагаются НДС по ставке 0 % при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров. Следовательно, экспортер, уплативший перевозчикам НДС по услугам транспортировки товаров до момента их помещения под таможенный режим экспорта, вправе предъявить данные суммы налога к вычету.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 ноября 2007 г. N 1375/07
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2008 г., N 2