Решение Верховного Суда РФ от 9 января 2008 г. N ГКПИ07-1372
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 марта 2008 г. N КАС08-68 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" о признании недействующими пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 года N 375 и пункта 4 утвержденного этим постановлением Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, установил:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. N 375 (далее - Постановление) утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию (далее - Положение).
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, не включаются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).
Согласно пункту 3 Постановления оно вступает в силу с даты официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г. (Опубликовано в "Российской газете" от 19 июня 2007 г., N 128).
ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими со дня принятия пункта 3 Постановления в части, распространяющей действие нормативного правового акта на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г., и пункта 4 Положения, устанавливающего запрет на включение в состав среднего заработка сумм компенсаций и других подобных выплат.
По мнению заявителя, в нарушение требований закона пунктом 4 Положения ограничен состав выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка для выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а пунктом 3 Постановления данному нормативному правовому акту, ухудшающему положение работников, имеющих право на получение пособий, незаконно придана обратная сила. Вследствие этого, как указывает заявитель, были нарушены его права, поскольку им при исчислении среднемесячного заработка включались суммы компенсаций за отопление и жидкое топливо, выплачиваемых в соответствии с коллективным договором, переплата с 1 января 2007 г. по май 2007 г. составила 1 703 890 рублей, выплаченных работникам в качестве пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, произведенные выплаты не могут быть удержаны с работников, а на основании пункта 3 Постановления их нельзя предъявить к зачету в органы Фонда социального страхования.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, представляющее интересы Правительства Российской Федерации по поручению от 19 ноября 2007 г., в письменном отзыве не признало заявленные требования, указывая на то, что Положение воспроизводит и развивает нормы Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", вступившего в силу с 1 января 2007 г., по ранее действовавшему законодательству выплаты, не относящиеся к оплате труда работника, также не включались в заработок работника при исчислении пособий, Положение в этой части новых норм не устанавливает, придание нормативному правовому акту обратной силы является гарантией реализации прав работников на получение пособий с 1 января 2007 г. и их прав не нарушает.
Выслушав объяснения представителей ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" В., Г., Т., поддержавших доводы заявления, возражения представителя Правительства Российской Федерации Н., проверив оспариваемые нормативные положения на их соответствие федеральному закону, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", вступившего в силу с 1 января 2007 г., в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2); особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации (часть 7).
Правительство Российской Федерации, исходя из предоставленных ему полномочий, Постановлением от 15 июня 2007 г. N 375 утвердило Положение, пункт 4 которого оспаривается заявителем, определив особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, и распространило его действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г., то есть с даты вступления в силу указанного Федерального закона, на основании которого выплачиваются эти пособия.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, не включаются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда. В скобках приведен примерный перечень таких выплат.
Данная норма полностью соответствует части 2 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ, которая не предусматривает включение в заработок выплат социального характера и иных выплат, не относящихся к оплате труда. В силу этой законодательной нормы выплата может быть включена в заработок для расчета пособий только при наличии совокупности двух обязательных условий, если она: 1) предусмотрена системой оплаты труда; 2) учитывается при определении налоговой базы по единому социальному налогу.
Частью второй статьи 139 Трудового кодекса РФ также установлено, что для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Из анализа статьи 129 этого Кодекса видно, что заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Социальные выплаты, упомянутые в той же статье Кодекса, не отнесены к оплате труда.
Что касается компенсационных выплат, включаемых в оплату труда, то понятие таких компенсаций раскрыто в части второй статьи 164 Трудового кодекса РФ. Ими признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых и иных обязанностей, предусмотренных этим Кодексом и другими федеральными законами.
Пункт 4 Положения не исключает возможности включения в заработок для исчисления пособий таких компенсационных выплат, которые одновременно относятся к оплате труда и учитываются при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса РФ. Например, за работу с особыми условиями труда, в ночное время, выходные и праздничные дни, сверхурочную работу (статья 129 Трудового кодекса РФ, статьи 237, 255 Налогового кодекса РФ, подпункт "и" пункта 2 Положения).
Ошибочное включение заявителем в расчет заработка для назначения пособий компенсаций за отопление и жидкое топливо, выплачиваемых работникам, не обусловлено принятием нового Положения, а является следствием неправильного толкования статьи 14 вышеуказанного Федерального закона и норм Трудового кодекса РФ.
По своему содержанию пункт 4 Положения не устанавливает новых норм, определяющих условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а лишь разъясняет правило статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ о включении в заработок для исчисления пособий выплат, предусмотренных системой оплаты труда. Выплаты, не относящиеся к оплате труда работника, не учитывались для расчета среднего заработка и по законодательству, действовавшему до 1 января 2007 г. (пункт 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 213, пункт 69 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. N 13-6, в редакции от 15 апреля 1992 г., с изменениями от 2 марта 2006 г.).
Норма, сохраняющая прежний порядок определения заработка для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, не может рассматриваться как ухудшающая положение работников. Поэтому распространение действия нормативного правового акта, содержащего данную норму, на правоотношения, возникшие с даты вступления в силу Федерального закона, во исполнение которого издан этот акт, не затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Средний заработок для исчисления пособия рассчитывается за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам (пункт 6 Положения), то есть в расчетный период после 1 января 2007 г. включались календарные месяцы, предшествующие принятию Положения.
Исходя из изложенного, Правительство Российской Федерации, основываясь на положениях части восьмой статьи 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", правомочно было распространить действие изданного им нормативного правового акта на отношения, возникшие с даты вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ, то есть с 1 января 2007 г.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 9 января 2008 г. N ГКПИ07-1372
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 марта 2008 г. N КАС08-68 настоящее решение оставлено без изменения