Решение Верховного Суда РФ от 14 февраля 2008 г. N ГКПИ07-1201
Настоящее решение вступило в силу 3 марта 2008 г. (информация опубликована в "Российской газете" от 9 апреля 2008 г. N 76)
Верховный Суд Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ульяновского областного союза потребительских обществ о признании частично недействующим пункта 7 формы N РН0003 Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, являющейся Приложением N 1 к постановлению Правительства РФ от 15 апреля 2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций", установил:
пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" утверждена форма N РНОООЗ Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации (приложение N 1). Постановление опубликовано в "Собрании законодательства РФ", 24.04.2006 г., N 17 (2 ч.), "Российской газете", N 86, 25.04.2006 г.
Из пункта 7 данной формы заявления следует, что учредительные документы некоммерческой организации, в которые вносятся изменения, могут быть представлены в регистрирующий орган либо в новой редакции, либо в форме изменений; предлагается нужный вариант представления изменений отметить знаком "V".
Заявитель обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
В обоснование своего требования указал, что данное положение не соответствует подпункту 2 пункта 5 статьи 13.1 и пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно которым для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются, среди прочих, учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах, государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации.
Заявитель полагает, что оспариваемое положение не отвечает общеправовым требованиям непротиворечивости, ясности, определенности и недвусмысленности и вводит в заблуждение правоприменителей.
В судебное заседание заявитель не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Правительства Российской Федерации Е. возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что пункт 7 формы N РН0003 (приложение N 1 к Постановлению) действующему законодательству РФ не противоречит и прав заявителя не нарушает.
Представитель Федеральной регистрационной службы РФ Ф. признала заявление обоснованным и просила его удовлетворить.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ К., полагавшего удовлетворить заявление, Верховный Суд РФ находит его обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривает несколько видов государственной регистрации: регистрация создания; регистрация изменений, связанных с внесением изменений в учредительные документы; регистрация ликвидации; регистрация иных сведений.
Согласно статье 10 данного Федерального закона федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации и требования к их оформлению установлены специальными законами: Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (п. 5 ст. 13-1) и Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (часть 6 ст. 21).
Подпунктом 2 пункта 5 статьи 13-1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах. Учредительными документами являются: устав, договор или положение (статья 14).
Для государственной регистрации общественного объединения представляется устав в трех экземплярах (пункт 2 части 6 статьи 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях").
Изменения в учредительные документы и в устав регистрируются в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация (п. 1 ст. 23 Федерального закона "О некоммерческих организациях", часть 9 ст. 21 Федерального закона "Об общественных объединениях").
Непредставление необходимых для государственной регистрации документов, предусмотренных данным Федеральным законом, представление их не в полном объеме, либо оформленных в ненадлежащем порядке является в силу пп. 4 п. 1 статьи 23.1 Федерального закона основанием для отказа в государственной регистрации.
По смыслу приведенных правовых норм для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации необходимо представление учредительных документов в новой редакции в трех экземплярах. Представление учредительных документов в форме изменений указанными федеральными законами не предусмотрено, изменения учредительными документами не являются.
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" установлено, что формы документов, используемые при государственной регистрации некоммерческих организаций, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок государственной регистрации, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, утверждаются в порядке, установленном Федеральным законом "О некоммерческих организациях".
Во исполнение полномочия, возложенного пунктом 3 статьи 13.1 Федерального закона Правительством Российской Федерации было издано постановление от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" были установлены формы заявлений для государственной регистрации представляемых в Федеральную регистрационную службу.
Наряду с другими формами заявлений о регистрации, утверждена форма N РН0003 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации". Название заявления в утвержденной форме указывает на вид государственной регистрации.
Из пункта 7 заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации следует, что учредительные документы некоммерческой организации, в которые вносятся изменения, могут быть представлены в регистрирующий ор
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ВС РФ признал недействующим отдельный пункт формы заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации.
Данный пункт предусматривает в случае регистрации изменений в учредительные документы некоммерческой организации возможность представления в регистрирующий орган не новой редакции новых учредительных документов, а отдельно изменений к ним.
Как пояснил ВС РФ, ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах. Учредительными документами являются: устав, договор или положение. Аналогичные требования закреплены и в отношении общественного объединения ФЗ "Об общественных объединениях". По смыслу приведенных правовых норм для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, необходимо представление учредительных документов в новой редакции в трех экземплярах. Представление учредительных документов в форме изменений указанными федеральными законами не предусмотрено, изменения учредительными документами не являются.
Между тем из оспариваемого пункта заявления следует, что учредительные документы некоммерческой организации, в которые вносятся изменения, могут быть представлены в регистрирующий орган либо в новой редакции, либо в форме изменений (предлагается нужный вариант представления изменений отметить знаком "V").
Таким образом, данный пункт заявления противоречит требованиям указанных федеральных законов и нарушает права заявителей, поскольку представление в нарушение федерального законодательства для регистрации учредительных документов только в форме изменений влечет отказ в регистрации в связи с ненадлежащим оформлением представленных для регистрации документов.
Решение Верховного Суда РФ от 14 февраля 2008 г. N ГКПИ07-1201
Текст решения официально опубликован не был
Настоящее решение вступило в силу 3 марта 2008 г. (информация опубликована в "Российской газете" от 9 апреля 2008 г. N 76)