Решение Верховного Суда РФ от 28 января 2008 г. N ГКПИ07-1380
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 апреля 2008 г. N КАС08-138 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям ООО "Игенс" и ООО "Часпромсервис" о признании частично недействующим пункта 7 приказа Федеральной таможенной службы от 19 апреля 2007 года N 489 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней", установил:
пунктом 7 приказа Федеральной таможенной службы от 19 апреля 2007 года N 489 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней" (далее - Приказ) установлено, что таможенные органы, не указанные в пункте 1 данного приказа, не обладают компетенцией по совершению таможенных операций в отношении товаров, указанных в приложении N 2, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 8 этого Приказа. В приложении N 2 к таким товарам отнесены, в частности, часы и их части с содержанием драгоценных металлов и/или драгоценных камней, классифицируемые кодами товарной группы 91 ТН ВЭД России.
ООО "Игенс" и ООО "Часпромсервис" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлениями, объединенными судом в одно производство, о признании пункта 7 Приказа недействующим в части, лишающей таможенные органы на территории Особой экономической зоны в Калининградской области права таможенного оформления товаров из товарной группы 91 (часы с драгоценными металлами и драгоценными камнями), ссылаясь на то, что изданный нормативный правовой акт в указанной части противоречит части 2 статьи 8 и статье 23 Федерального закона от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", устанавливающим особенности применения режима свободной экономической зоны в 10-летний переходный период, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Выслушав объяснения представителей заявителей П. и Е., поддержавших заявленные требования, возражения представителя Федеральной таможенной службы Н., указавшего на то, что ФТС России вправе создавать специализированные таможенные органы для выполнения некоторых функций либо совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров, и представителя Министерства юстиции Российской Федерации К., считавшего изданный Приказ законным, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ф., просившей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 402 Таможенного кодекса РФ компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.
Федеральная таможенная служба, согласно пункту 1 Положения о ней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела.
Федеральная таможенная служба, реализуя предоставленные ей полномочия, издала Приказ от 19 апреля 2007 г. N 489, в пункте 1 которого определены специализированные таможенные органы, чья компетенция ограничивается исключительно совершением таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней.
Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 мая 2007 г. за N 9478, опубликован в "Российской газете" от 26 мая 2007 г., N 111.
Как следует из преамбулы Приказа, он издан в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", Указами Президента Российской Федерации от 30 ноября 2002 г. N 1373 "Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации природных алмазов и бриллиантов" и от 21 июня 2001 г. N 742 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней".
Пунктом 2 статьи 10 упомянутого Федерального закона предусмотрено, что государственное регулирование отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения осуществляется посредством определения Президентом Российской Федерации порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов и драгоценных камней; особого порядка таможенного контроля за ввозом на территорию Российской Федерации и вывозом с территории Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней, а также изделий из них.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 742, на основании которого издан оспариваемый Приказ, утверждено Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.
В силу пункта 1 названного Положения оно не распространяется на ввоз на территории особых экономических зон, свободных таможенных зон и свободных складов, вывоз с территорий этих зон и складов драгоценных металлов, драгоценных камней и товаров, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни; порядок их ввоза и вывоза устанавливается специальными решениями Президента Российской Федерации. Пунктом 45 этого Положения определено, что создание специализированных таможенных постов и специализированных отделов таможенных органов Российской Федерации, которые производят таможенное оформление драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляется Федеральной таможенной службой по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Специальное решение по указанному вопросу на настоящее время Президентом Российской Федерации не принято.
При отсутствии правового регулирования ввоза на территории особых экономических зон и вывоза с территорий этих зон драгоценных металлов, драгоценных камней и товаров, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, у Федеральной таможенной службы не имелось оснований для создания на территориях особых экономических зон специализированных таможенных постов, осуществляющих таможенные операции в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней.
Приказ Федеральной таможенной службы от 19 апреля 2007 г. N 489, как видно из его содержания, не определяет порядок таможенного оформления драгоценных металлов и драгоценных камней на территориях особых экономических зон. Пункт 7 этого Приказа не исключает возможности создания на таких территориях специализированных таможенных постов, чья компетенция может определяться лишь в соответствии со специальными решениями Президента Российской Федерации, регламентирующими ввоз на территории особых экономических зон и вывоз с территорий этих зон драгоценных металлов, драгоценных камней и товаров, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни.
Доводы заявителей о нарушении требований части 2 статьи 8 и статье 23 Федерального закона от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" являются необоснованными. Названные нормы Закона, определяющие особенности применения таможенного режима свободной таможенной зоны в переходный период 10 лет, не касаются вопросов таможенного оформления драгоценных металлов и драгоценных камней, порядка их ввоза и вывоза, а также не подменяют и не изменяют правовое регулирование по этим вопросам, осуществленное вышеназванными федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
Оснований для признания оспариваемой нормы противоречащей федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не имеется, в связи с чем согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ в удовлетворении заявлений надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявлений ООО "Игенс" и ООО "Часпромсервис" отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 28 января 2008 г. N ГКПИ07-1380
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 апреля 2008 г. N КАС08-138 настоящее решение оставлено без изменения