Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 мая 2008 г. N 42-Г08-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкии об отмене решения Верховного Суда Республики Калмыкия от 18 марта 2008 года о признании недействующим со дня вступления решения в законную силу Закона Республики Калмыкия от 26 декабря 2006 г. N 320-111-З "О государственном долге Республики Калмыкия".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г., полагавшей решение законным и обоснованным в части, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
исполняющий обязанности прокурора Республики Калмыкия обратился в суд с заявлением о признании Закона Республики Калмыкия от 26 декабря 2006 г. N 320-111-З "О государственном долге Республики Калмыкия" недействующим со дня его принятия, сославшись на то, что данный Закон принят с превышением нормотворческих полномочий субъекта Российской Федерации в области финансового законодательства. Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия с заявлением исполняющего обязанности прокурора Республики Калмыкия не согласился. Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 18 марта 2008 года заявление исполняющего обязанности прокурора Республики Калмыкия удовлетворено.
В кассационной жалобе законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Калмыкия просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 71, статьи 76 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации, по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Согласно статьи 26.13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" каждый субъект Российской Федерация имеет собственный бюджет. Органы государственной власти субъекта РФ обеспечивают соблюдение установленных федеральными законами и нормативными актами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размеру и составу государственного долга субъекта Российской Федерации, исполнению бюджетных и долговых обязательств.
Приведенным положениям корреспондируют положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющие бюджетные полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
К бюджетным полномочиям федеральных органов государственной власти согласно статьи 7 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого закона, относилось установление общих принципов и организации и нее функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений: установление порядка осуществления заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, управления долгом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного долга Российской Федерации.
Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ в статью 7 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2008 г., согласно которым определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга является бюджетным полномочием Российской Федерации.
Правовые основы правового регулирования в сфере государственного долга, в частности, структура государственного долга субъекта Российской Федерации, порядок управления государственным долгом, осуществления государственных заимствований, предельный объем заимствований, предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, программа государственных внутренних заимствований и т.д. регламентированы нормами главы 14 "Государственный и муниципальный долг" Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При этом статьями 99-121 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены общий порядок и механизм осуществления внутренних и внешних заимствований, предоставления государственных гарантий, выпуска государственных и муниципальных бумаг, учета и регистрации долговых обязательств субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в силу вышеприведенных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, определение понятий, содержания, структуры долговых обязательств субъектов Российской Федерации, установление общих принципов и общего порядка осуществления заимствований, предоставления государственных гарантий, учета долговых обязательств, погашения и обслуживания государственного долга субъектов Российской Федерации отнесено к бюджетным полномочиям федеральных органов государственной власти, а на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложено лишь осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и государственными активами субъекта Российской Федерации.
При такой ситуации, вывод суда первой инстанции о том, что законодательный орган Республики Калмыкия, установив основы бюджетных правоотношений в сфере регулирования государственного долга, тем самым вторгся в компетенцию федеральных органов государственной власти, является законным и обоснованным.
Судебная коллегия соглашается и с выводом суда первой инстанции о том, что установление порядка и условий предоставления государственных гарантий, предельного объема государственного долга, верхнего предела государственного внутреннего и государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации, предельных объемов выпуска государственных ценных бумаг должно производиться при принятии закона о бюджете на очередной финансовый год, и облечено в форму нормативного акта представительного органа власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 мая 2008 г. N 42-Г08-7
Текст определения официально опубликован не был