Решение Верховного Суда РФ от 11 марта 2008 г. N ГКПИ07-1643
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 июня 2008 г. N КАС08-258 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д. о признании частично недействующими пункта 4 абзаца 8 раздела II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 865, подпункта "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, установил:
пунктом 4 абзаца 8 раздела II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 865 (далее - Подпрограмма) предусмотрено, что граждане, эвакуированные (переселенные) и добровольно выехавшие из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, за пределы Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеют право на получение субсидий для обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Согласно подпункту "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (далее - Правила выпуска и реализации сертификатов), право на участие в Подпрограмме имеют граждане, эвакуированные (переселенные) и добровольно выехавшие из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, за пределы Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.
Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими приведенных положений Подпрограммы и Правил выпуска и реализации сертификатов в той мере, в какой они исключают распространение порядка реализации права на обеспечение жилой площадью, установленного для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на категорию граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения на территории Украины и Белоруссии, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
В заявлении указал, что на момент аварии на Чернобыльской АЭС проживал в населенном пункте Добруш-6 Гомельской области в зоне отселения. 20 июня 1995 г. он с семьей добровольно переселился в г. Пензу и встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В 2004 г. поставлен на учет на получение жилищного сертификата, в 2007 г. снят с учета на основании оспариваемого постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153.
По мнению заявителя, Подпрограмма и Правила выпуска и реализации сертификатов в оспариваемой части противоречат статьям 13 и 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которыми для всех категорий граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, установлена одна и та же мера социальной поддержки по обеспечению жильем без каких-либо ограничений. Полагает, что граждане, переселившиеся из зоны отселения из других областей, должны иметь право на обеспечение жильем в том же порядке, что и граждане эвакуированные (переселенные) и добровольно выехавшие из зоны отселения за пределы Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей.
В судебном заседании Д. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.
Представители Правительства Российской Федерации П., А. возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что заявитель относится к категории граждан, улучшение жилищных условий которых производится в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 866 "О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц". Оспариваемые нормативные правовые акты на данную категорию граждан не распространяются и прав и законных интересов заявителя не нарушают.
Выслушав объяснения Д., представителей заинтересованного лица Правительства Российской Федерации П., А., изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М., полагавшей отказать заявителю в удовлетворении его требований, суд находит заявление Д. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) (далее - Закон) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, имеют право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 866 "О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц" установлено, что основной формой обеспечения жильем граждан, которые имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона, является предоставление им субсидий на приобретение жилья (пункт 1).
Названным Постановлением утверждены также Правила обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц (пункт 2), которые устанавливают порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц путем предоставления им субсидий на приобретение жилья (пункт 1).
Следовательно, заявитель имеет право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных данными нормативными правовыми актами.
Оспариваемые заявителем Подпрограмма и Правила выпуска, и реализации сертификатов в оспариваемой части регулируют вопросы предоставления жилья отдельным категориям граждан, в том числе гражданам, эвакуированным (переселенным) и добровольно выехавшим из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, за пределы Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей, и не отменяют действие постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 866.
Суд считает, что в рамках предоставленных законом полномочий Правительство Российской Федерации вправе установить порядок обеспечения жилой площадью отдельных категорий граждан из числа тех, перед которыми у государства имеются обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в том числе граждан, эвакуированных (переселенных) и добровольно выехавших за пределы территорий, в наибольшей степени подвергшихся радиоактивному загрязнению (Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей).
В связи с чем доводы заявителя о несоответствии Подпрограммы и Правил выпуска и реализации сертификатов в оспариваемой части статьям 13 и 17 Закона суд считает необоснованными.
Нельзя согласиться с доводом заявителя о том, что вследствие отсутствия у граждан, переселившихся из иных областей, права на участие в Подпрограмме снижен ранее достигнутый уровень их социальной защищенности, так как данные лица в рамках ранее действовавшей подпрограммы "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", входившей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2002 г. N 760 и утратила силу с 1 января 2006 г.), жильем не обеспечивались.
Указанная подпрограмма была включена в паспорт Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 и задачей данной подпрограммы являлось обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа граждан некоторых категорий, в т.ч. эвакуированных (переселенных) и добровольно выехавших из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, за пределы Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей.
Таким образом, еще до перехода с 1 января 2005 года к новому правовому регулированию и обеспечению мерами социальной поддержки, Правительством РФ были определены четыре области, выезд за пределы которых, давал право гражданам на обеспечение жильем в рамках федеральной целевой программы.
Довод заявителя о том, что он был необоснованно исключен из списков на получение жилищной субсидии, не может служить основанием к удовлетворению заявления, а отказ в предоставлении ему субсидии для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета может быть им обжалован в порядке главы 25 ГПК РФ.
Ссылки заявителя на подпункт "в" пункта 3 Правил о составлении сводного списка в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ N 866, суд не может принять во внимание, т.к. этот пункт относится к категории граждан, указанных в подпункте "е" пункта 5 Правил, к которым заявитель не относится.
Оспариваемые правовые нормы не нарушают прав и законных интересов заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Д. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 11 марта 2008 г. N ГКПИ08-1643
Текст решения официально опубликован не был
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 июня 2008 г. N КАС08-258 настоящее решение оставлено без изменения