Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 июня 2008 г. N 74-Г08-31
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Республики Саха (Якутия) на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 18 марта 2008 года, которым удовлетворено заявление первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании пункта 2.1 (в части) Положения о Министерстве образования Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.08.2007 г. N 351, недействующим.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Российской Федерации Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 2.1 Положения о Министерстве образования Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.08.2007 г. N 351, в части, предусматривающей разработку и реализацию государственной политики Республики Саха (Якутия) в области образования.
В обоснование требования указал, что указанное полномочие с 1 января 2008 года исключено из полномочий субъектов Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ и установлением иного правового регулирования, в соответствии с которым разработка и реализация государственной политики в области образования стали относиться к компетенции федеральных органов государственной власти.
Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 18 марта 2008 года заявление прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе Правительство Республики Саха (Якутия) просит об отмене решения, как постановленного с нарушением норм материального права, и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене.
Как видно из материалов дела, 16 августа 2007 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление N 351 "Об утверждении Положения о Министерстве образования Республики Саха (Якутия) и его коллегии".
Данное постановление является нормативным правовым актом Республики Саха (Якутия) и опубликовано 29 августа 2007 года в газете "Якутские ведомости", N 4.
В соответствии с пунктом 2.1 оспариваемого Положения основными задачами Министерства являются: определение и реализация государственной политики Республики Саха (Якутия) в области образования, осуществление государственного управления в сфере образования Республики Саха (Якутия), общее руководство отраслью, координация деятельности всех структур системы образования.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Удовлетворяя заявление прокурора о признании пункта 2.1 (в части) Положения о Министерстве образования Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.08.2007 г. N 351, недействующим, суд пришел к выводу о наличии для этого предусмотренного законом основания, указав, что с 1 января 2008 года оспариваемый нормативный правовой акт (в части) вошел в противоречие с федеральным законодательством.
Вывод суда, изложенный в решении, соответствует требованиям закона и материалам дела и оснований для признания его неправильным не имеется.
В соответствии с подпунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы образования.
Статьей 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть пятая).
Законодательное разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области образования закреплено Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (с последующими изменениями).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 28 названного Закона РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2008 года, подлежало ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием формирование и осуществление федеральной политики в области образования.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 29 того же Закона РФ находилось в ведении субъектов Российской Федерации определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования. С 1 января 2008 года редакция указанных правовых норм Закона РФ "Об образовании" изменена на основании статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".
При этом, подпункт 1 пункта 1 статьи 28 в новой редакции предусматривает, что разработка и реализация государственной политики в области образования относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования. А подпункт 1 пункта 1 статьи 29 признан утратившим силу с 1 января 2008 года.
Установленная статьями 28 и 29 настоящего Закона РФ компетенция в области образования федеральных органов государственной власти, федеральных органов управления образованием и органов государственной власти субъектов Российской Федерации не может быть изменена иначе как законом, что закреплено правовой нормой пункта 1 статьи 30 указанного Закона.
Поскольку полномочие по определению и осуществлению государственной политики в области образования у субъектов Российской Федерации изъято федеральным законодателем с 1 января 2008 года, то с этого времени оспариваемый (в части) нормативный правовой акт Республики Саха (Якутия) вошел в противоречие с федеральным законодательством.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренного статьей 253 ГПК РФ основания для признания (в части) оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
Суд проверил и признал несостоятельным довод Правительства Республики Саха (Якутия) о том, что Положение о Министерстве образования Республики Саха (Якутия), утвержденное постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 августа 2007 года N 351 (в ред. от 28.12.2007 N 544) соответствует действующему законодательству, а именно части 4 статьи 1 и части 1 статьи 21 Федерального закона от 06.10.2006 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ). Как правильно указал в решении суд, из содержания названных правовых норм в совокупности с нормативными положениями Закона РФ "Об образовании" следует, что Российская Федерация определяет и осуществляет единую политику в области образования на всей территории Российской Федерации. В статье 1 упомянутого Федерального закона Российская Федерация провозгласила область образования приоритетной. При этом, организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования названа Федеральная целевая программа развития образования, которая разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации. Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования подлежит ежегодному представлению палатам Федерального Собрания Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать, как это предусмотрено пунктом 3 статьи 3 Закона РФ "Об образовании", не противоречащие федеральным законам законы и иные нормативные правовые акты в области образования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного Федерального закона следует читать как " от 06.10.1999" вместо "от 06.10.2006"
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно определены судом, решение постановлено при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, то оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы Правительства Республики Саха (Якутия), изложенные в кассационной жалобе, проверялись судом первой инстанции и обоснованно по мотивам, приведенным в решении, были отвергнуты. Оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда российской Федерации не имеет.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 18 марта 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 июня 2008 г. N 74-Г08-31
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)