Письмо ПФР от 7 мая 1998 г. N ЕВ-16-28/3471
"О расчете сумм страховых взносов в ПФР для индивидуальных
предпринимателей - субъектов малого предпринимательства"
Настоящее письмо фактически прекратило действие.
С 1 января 2003 года применение упрощенной системы налогообложения регулируется Главой 26.2 Налогового кодекса РФ
С 1 января 2002 года порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируется Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ
О расчете доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в 1999 году см. письмо ПФР от 7 июня 1999 г. N ЕВ-16-27/5273
В связи с поступающими обращениями Пенсионный фонд Российской Федерации разъясняет.
Для индивидуальных предпринимателей - субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", обязанность начисления и уплаты страховых взносов в ПФР с доходов, определяемых исходя из стоимости патента, установлена статьей 2 Федерального закона от 05.02.97 N 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год". Действие данной нормы сохранено на 1998 г. Федеральным законом от 08.01.98 N 9-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год".
Исчисление страховых взносов для данной категории плательщиков производится уполномоченными ПФР с доходов, определяемых посредством расчета исходя из стоимости патента с применением шкалы ставок подоходного налога.
Примеры данного расчета за 1996 - 1998 г.г. (приложения 1, 2 к настоящему письму ПФР) приведены с учетом отдельных положений Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ (пункт 2 статьи 5) и приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15.03.96 N 27 "О мероприятиях по реализации Федерального закона от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (абзацы 4, 5, 7 пункта 4), касающихся установления стоимости патента с учетом ставки единого налога на совокупный годовой доход, не превышающей 30%, а также новой шкалы ставок подоходного налога, действующей с 1 января 1998 г. (Федеральный закон от 31.12.97 N 157-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц").
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: Федеральный закон от 31 декабря 1997 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" имеет N 159-ФЗ
При этом для расчетов на 1998 г. указанные примеры следует использовать применительно к стоимости патентов, выданных на 1998 г.
Применение шкалы ставок подоходного налога для расчета доходов с целью исчисления платежей в ПФР (письмо ПФР от 19.12.96 N ЕВ-16-11/9325-ИН) обусловлено нормой пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ, согласно которой при переходе индивидуальных предпринимателей - субъектов малого предпринимательства на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности уплата ими установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, заменяется уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью, т.е. на занятие конкретным видом предпринимательской деятельности выдается конкретный патент.
Это положение отражено также и в предпоследнем абзаце пункта 4 приказа Минфина России от 15.03.96 N 27, согласно которому при занятии гражданами одновременно несколькими видами предпринимательской деятельности патент должен быть оплачен отдельно по каждому виду такой деятельности с соответствующими размерами стоимости каждого из патентов.
Более того, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 05.02.97 N 26-ФЗ в части уплаты страховых взносов исходя из стоимости патента данная норма установлена также по одному виду деятельности, т.е. исходя из стоимости одного патента.
Таким образом, для индивидуальных предпринимателей, занимающихся одновременно несколькими видами деятельности и оплативших стоимость двух и более патентов, расчетов страховых взносов в ПФР должен производиться уполномоченными ПФР отдельно по каждому патенту, а не посредством суммирования стоимости всех патентов.
Если индивидуальный предприниматель одновременно осуществляет различные виды деятельности как по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, так и по установленной ранее системе налогообложения, то уплата страховых взносов в ПФР производится им также отдельно по каждому виду деятельности в установленном порядке, т.е. расчет страховых взносов осуществляется в первом случае - с дохода, определяемого исходя из стоимости патента, а во втором - с декларированного дохода.
Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ определено, что для индивидуальных предпринимателей стоимость патента является фиксированным платежом.
Вместе с тем доходы от видов деятельности, по которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, предусмотрены при декларировании доходов. В частности, в пункте 4.6 раздела IV Декларации о доходах 1997 г. (приложение N 6 к Инструкции Госналогслужбы России от 29 июня 1995 г. N 35 в редакции приказа Госналогслужбы России от 08.12.97 N АП-3-08/230) указываются вид деятельности, сумма валового дохода, количество работающих по договорам гражданско-правового характера и стоимость патента.
Однако, как следует из раздела VII "Расчет облагаемого дохода и суммы налога" Декларации и рекомендаций по ее заполнению, данные, указанные в пункте 4.6, не участвуют в расчете облагаемого дохода.
Таким образом, уплаченная стоимость патента не подлежит перерасчету по фактически полученному доходу и не принимается во внимание при определении доходов для целей исчисления подоходного налога.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что расчет страховых взносов для данной категории плательщиков производится исходя из фиксированной суммы, перерасчет страховых взносов по фактическому доходу, полученному ими в течение календарного года, не производится. Сумма страхового взноса, исчисленная исходя из стоимости патента, является так же, как и стоимость патента, фиксированным платежом.
Следует иметь в виду, что в случае, если переход индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения произошел с начала года и ему следует в течение года уплатить годовую стоимость патента, расчет страховых взносов производится из годовой стоимости патента.
Вместе с тем в случае, если индивидуальный предприниматель перешел на упрощенную систему налогообложения со второго (третьего, четвертого) квартала и уплатил стоимость патента за три (два, один) квартала, расчет страховых взносов производится исходя из указаний в патенте его стоимости за три (два, один) квартала. При этом расчет стоимости патента на указанные периоды производится налоговыми органами и является их прерогативой.
Данное положение обусловлено нормой Федерального закона от 05.02.97 N 26-ФЗ, согласно которой уплата страховых взносов производится данной категорией плательщиков исходя из стоимости патента. При этом вышеназванным законодательным актом стоимость патента не определена как годовая.
Статьей 2 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ установлены условия перехода индивидуальных предпринимателей на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Имя являются предельная численность работающих до 15 человек и совокупный размер валовой выручки, который не должен превышать суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача индивидуальным предпринимателем заявления на право применения упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, индивидуальные предприниматели в случае их перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в любой период года (с начала, с середины или в конце года), представляют в налоговые органы декларацию за период, предшествующий переходу, для целей перерасчета авансовых платежей, а также для определения правомерности применения ими упрощенной системы налогообложения в текущем (следующем) календарном году.
В данном случае сведения о фактическом доходе (за период текущего года, предшествующий переходу на упрощенную систему), подтвержденные налоговыми органами, должны быть представлены индивидуальным предпринимателем и в органы ПФР с целью уточнения его взаиморасчетов с ПФР.
При отсутствии возможности представления индивидуальным предпринимателем вышеназванных сведений на момент его обращения в органы ПФР для перерегистрации и определения суммы страховых взносов, исчисленной исходя их стоимости патента (абзац 12 письма ПФР от 19.12.96 N УВ-16-11/9325-ИН), уполномоченным ПФР следует произвести перерасчет страховых взносов (исходя из предполагаемого дохода), полагающихся к уплате за период текущего года, отработанный индивидуальным предпринимателем по ранее принятой системе налогообложения, и обязать его произвести их уплату в ближайший к дате обращения в органы ПФР установленный срок, а также рассчитаться за этот период года по фактически полученному доходу по итогам его декларирования.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "письма ПФР от 19.12.96 N УВ-16-11/9325-ИН" следует читать "письма ПФР от 19.12.96 N ЕВ-16-11/9325-ИН"
Например: предполагаемый доход индивидуального предпринимателя на 1998 г. составляет 30 000 руб., соответственно сумма страховых взносов, исчисленная с применением установленного размера тарифа (28%), - 8400 руб. К уплате 15 июля, 15 августа, 15 ноября полагается по 2800 руб. (8400:3). С 1 апреля 1998 г, он перешел на упрощенную систему. В данном случае (при отсутствии с индивидуального предпринимателя возможности представления сведений о фактическом доходе на момент обращения) следует сумму страховых взносов, исчисленную с предполагаемого дохода на 1998 г. (8400 руб.), разделить на 12 месяцев и умножить на 3 месяца 1998 г., отработанных по ранее принятой системе, с целью получения суммы страховых взносов, полагающихся к уплате за январь, февраль и март 1998 г., которая составит в сумме 2100 руб. (8400 руб.: 12х3). Таким образом, предприниматель обязан уплатить страховые взносы в размере 2100 руб. до 15 июля 1998 г., т.е. до ближайшего к дате обращения установленного срока уплаты. Кроме того, индивидуальному предпринимателю следует до 15 июля 1999 г. рассчитаться по фактическому доходу, полученному в период с января по март 1998 г. от занятия предпринимательской деятельностью по ранее принятой системе.
В случае если индивидуальный предприниматель наряду с упрощенной системой налогообложения продолжает заниматься отдельными видами предпринимательской деятельности по ранее принятой системе налогообложения, вышеназванное уточнение взаиморасчетов с ПФР по фактическому доходу, полученному от занятия этими видами деятельности, производится им в установленном порядке (до 15 июля следующего года).
Кроме того, доводим до сведения региональных отделений, что в случае предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации льгот по уплате стоимости патента, предусмотренных абзацем 3 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ, расчет страховых взносов производится исходя из стоимости, указанной в патенте.
Обращаем внимание, что отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года (п.8 ст.5 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ).
Следует иметь в виду, что расчет доходов для исчисления страховых взносов производится уполномоченными только на основании данных налоговых органов о стоимости конкретного патента.
Что касается сроков уплаты страховых взносов предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, то они соответствуют срокам, определенным абзацем 2 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ для уплаты стоимости патента.
Таким образом, указанная категория плательщиков вносит страховые взносы в ПФР ежеквартально. Распределение платежей внутри квартала осуществляется в порядке, установленном органом государственной власти субъектов Российской Федерации.
Уплата страховых взносов производится предпринимателем на основании уведомления и платежного извещения (письмо ПФР от 04.09.97 N ЕВ-16-11/6508-ИН), выданных ему органом ПФР, исчислившим эту сумму, и содержащих сведения о стоимости патента, рассчитанных доходе и сумме страховых взносов, а также о сроках уплаты.
Копии уведомления и патента подшиваются в личные дела плательщиков.
Следует иметь в виду, что уведомление и платежное извещение должны быть вручены предпринимателю за 15 дней до наступления первого (в зависимости от даты обращения) срока уплаты, а при отсутствии возможности их вручения за 15 дней уплата страховых взносов производится предпринимателем в оставшиеся сроки. При этом распределение платежей в данном случае производится следующим образом. В первый срок уплачиваются страховые взносы, полагающиеся к уплате в пропущенный срок, а также определенные для следующего срока. Оставшаяся часть страховых взносов уплачивается равными долями в оставшиеся сроки, в зависимости от их количества. Например: стоимость патента, приобретенного на 1998 год, составляет 5000 руб. (в масштабе цен 1998 г.). Установленные сроки уплаты стоимости патента: 15 февраля, 15 мая, 15 августа и 15 ноября. Сумма страховых взносов, рассчитанная исходя из указанной стоимости патента, составляет 10 453 рублей. Квартальная сумма страховых взносов, подлежащая к уплате в указанные сроки, составляет 2613 руб. В случае если предприниматель обратился в орган ПФР после первого установленного для уплаты стоимости патента срока (15 февраля), уплата рассчитанной суммы страховых взносов производится в следующем порядке. К уплате: 15 мая - 5226 руб. (2613 руб. + 2613 руб.), 15 августа - 2613 руб., 15 ноября - 2614 руб.
В случае привлечения предпринимателей к уплате либо добровольного их обращения для проведения взаиморасчетов с ПФР за предшествующие годы уплата страховых взносов может быть произведена равными долями в два срока: через месяц после вручения плательщику уведомления и через месяц после первого установленного срока уплаты.
За несвоевременную уплату страховых взносов в ПФР в установленные сроки индивидуальным предпринимателям - субъектам малого предпринимательства начисляются пени с суммы недоимки за каждый день просрочки в размере 0,5%. В таком же размере производится начисление пеней при несвоевременных расчетах индивидуальных предпринимателей за наемных работников.
Применительно к вышеназванному примеру (со сроками уплаты к 15 мая, 15 августа, 15 ноября) за несвоевременную уплату страховых взносов в указанные сроки пени начисляются соответственно с 16 мая, 16 августа, 16 ноября.
По вопросам регистрации и ответственности за несвоевременную регистрацию индивидуальных предпринимателей - субъектов малого предпринимательства следует руководствоваться положениями письма от 25.08.97 N ЕВ-16-11/6275-ИН.
При этом определение размера финансовой санкции за их несвоевременную регистрацию в органах ПФР производится уполномоченными ПФР исходя из исчисленной из стоимости патента суммы страховых взносов с учетом установленного для данной санкции процента (10%).
Учитывая изложенное, письмо ПФР от 19.12.96 N ЕВ-16-11/9325-ИН применяется в части, не противоречащей настоящему письму.
Приложение: примеры расчета на 2 стр.
Заместитель Председателя Правления
Пенсионного фонда РФ |
Е.Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмом разъясняется порядок уплаты взносов в ПФР для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих различные виды деятельности как по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, так и по установленной ранее системе налогообложения. Приводятся примеры расчета доходов индивидуальных предпринимателей-субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, исходя из стоимости патента, по действующим нормативам на 1996-1997 г., и примеры расчета доходов индивидуальных предпринимателей-субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, исходя из стоимости патента, по действующим нормативам на 1998 г.
Письмо ПФР от 7 мая 1998 г. N ЕВ-16-28/3471 "О расчете сумм страховых взносов в ПФР для индивидуальных предпринимателей - субъектов малого предпринимательства"
Текст письма опубликован в газете "Финансовая Россия" от 28 мая - 3 июня 1998 г., N 20, в "Финансовой газете", июнь 1998 г., N 23, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера", от 28 мая 1998 г., N 11, в журнале "Экспресс-Закон", июнь 1998 г., N 26
Настоящее письмо фактически прекратило действие.
С 1 января 2003 года применение упрощенной системы налогообложения регулируется Главой 26.2 Налогового кодекса РФ
С 1 января 2002 года порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируется Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ