Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 17 июля 2008 г. N КАС08-340
См. комментарий к настоящему определению
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Х.Н.А. о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 года N 65 (ред. от 01.12.2007 года) "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" по кассационной жалобе Х.Н.А. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2008 года, которым отказано в удовлетворении заявленного требования.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ф.А.И., объяснения представителей Правительства Российской Федерации И.С.В. и Т.Н.С., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
в целях упорядочения мер социальной защиты военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, участвующих в контртеррористических операциях и обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 09.02.2004 г. N 65 установило дополнительные гарантии и компенсации указанной категории военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти.
Постановление официально опубликовано в "Российской газете", N 28, 13.02.2004 г. В настоящее время действует в редакции постановления Правительства РФ от 01.12.2007 г. N 837.
Данным постановлением, исходя из специфики режима служебного времени сотрудников и военнослужащих, проходящих службу и направляемых в командировку на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации, с учетом особенностей выполняемых ими задач, в том числе и необходимости несения службы в сверхурочное время, ночные часы, а также в выходные и праздничные дни, установлены необходимые гарантии и компенсации:
оклады по штатной должности (воинской должности) и по специальному (воинскому) званию с повышением на 50 процентов;
ежемесячная процентная надбавка за выслугу лет, исходя из повышенных в соответствии с настоящим Постановлением окладов денежного содержания;
ежемесячная надбавка за особые условия службы в размере 100 процентов оклада по штатной должности (воинской) должности с учетом повышения, предусмотренного настоящим Постановлением;
- полевые (суточные) в 3-кратном размере установленной нормы;
- зачет выслуги лет для назначения пенсии 1 месяц службы (военной службы) за 1,5 месяца;
- время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в КТО из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца;
обеспечение бесплатным питанием с сохранением на этот период выплаты ежемесячной продовольственной компенсации и ряд других льгот и компенсаций.
Х.Н.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации в той мере, в какой она ограничивает право на дополнительную оплату за сверхурочную работу, за работу в ночное время, за работу в выходные и праздничные дни для лиц, проходящих службу в командировках в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации. При этом заявитель указал, что оспариваемое положение противоречит статьям 149-154 ТК РФ и нарушает его право на компенсацию.
Решением Верховного Суда РФ от 10 апреля 2008 года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Х.Н.А. просит решение суда отменить, поскольку, как указал заявитель, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела, а нормы материального права были истолкованы в ограничительном смысле (т.е. ограничивающими права, предусмотренные трудовым законодательством), что в соответствии со ст. 362 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на определенных лиц, если это установлено федеральным законом. Действие трудового законодательства распространяется на сотрудников органов внутренних дел с особенностями, установленными законодательством.
Х.Н.А. указал, что проходил службу в ГУВД Нижегородской области, при этом со 2 октября 2004 года по 7 апреля 2005 года был командирован в Чеченскую Республику.
Правовую основу службы в органах внутренних дел согласно ст. 4 Закона Российской Федерации "О милиции" от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 составляют: Конституция Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации, нормативные акты МВД Российской Федерации, Положение о службе в органах внутренних дел, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (с изменениями), индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел.
Согласно статье 22 данного закона виды и размеры денежного довольствия сотрудников милиции устанавливаются Правительством Российской Федерации и должны обеспечивать достаточные материальные предпосылки для комплектования кадров милиции на конкурсной основе, учитывать характер и условия службы (в ред. Федерального закона от 31.03.1999 г. N 68-ФЗ). За работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени сотрудникам милиции предоставляется компенсация в порядке, установленном законодательством о труде.
Таким образом, в обычных условиях службы сотрудники милиции за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени получают компенсацию в соответствии со статьями 152-154 ТК РФ.
В силу ст. 17 названного Закона обусловленные особенностями службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод сотрудников милиции устанавливаются федеральными законами и обеспечиваются соответствующими социальными гарантиями.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г. (утратил силу с 1 января 2007 г. в связи с изданием Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"), действовавшего на момент принятия оспариваемого Постановления, правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
Согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона "О противодействии терроризму" социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, установленного федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 2 ст. 20 Федерального закона "О противодействии терроризму"
Аналогичное положение содержалось в п. 2 ст. 19 Федерального закона Российской Федерации "О борьбе с терроризмом".
Одним из субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, является МВД Российской Федерации (ст. 6 закона "О борьбе с терроризмом"), в компетенцию которого в силу ст. 7 этого закона входит борьба с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели.
Оспоренным Х.Н.А. постановлением установлены необходимые гарантии и компенсации исходя из специфики режима служебного времени сотрудников и военнослужащих, проходящих службу и направляемых в командировку на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации, с учетом особенностей выполняемых ими задач, в том числе и необходимости несения службы в сверхурочное время, ночные часы, а также в выходные и праздничные дни.
Кроме того, в соответствии со статьей 51 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, указанной категории сотрудников предоставляется дополнительный отпуск за особый характер службы продолжительностью до десяти календарных дней для восстановления профессиональной работоспособности в результате повышенных физических и нервных нагрузок.
Проведя подробный правовой анализ, изложенный в решении, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что выполнение служебных обязанностей сотрудниками милиции, направленными на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации для участия в контртеррористических операциях и обеспечения правопорядка и общественной безопасности, имеет иную правовую природу, нежели несение ими службы на постоянном рабочем месте в соответствующем подразделении органов внутренних дел.
Режим службы сотрудников органов внутренних дел, выполняющих задачи в ходе контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации в составе Объединенной группировки войск (сил), изначально не предполагает соблюдения установленной законом продолжительности рабочего времени.
Для данных сотрудников на период командировки установлен особый режим работы и специальные повышенные по сравнению с трудовым законодательством меры социальной защиты, в том числе по оплате их труда, в связи с чем довод Х.Н.А. о нарушении его прав несостоятелен.
Указанные работники в этот период не находятся в непосредственном подчинении своего постоянного работодателя, и последний не решает в отношении них вопросы, связанные с правилами внутреннего трудового распорядка, режимом рабочего времени, привлечением работников к сверхурочным, ночным работам.
Как пояснили суду представители Правительства РФ, направление сотрудников милиции в командировку для выполнения служебных обязанностей на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации для участия в контртеррористических операциях и обеспечения правопорядка и общественной безопасности строго добровольное. Для данных сотрудников на период откомандирования установлен особый режим работы и специальные повышенные по сравнению с трудовым законодательством меры социальной защиты, в том числе по оплате их труда. Направление в командировку для участия в контртеррористических операциях и обеспечения правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона осуществляется после прохождения соответствующей подготовки, в том числе и правовой, включающей в себя разъяснение характера и порядка предоставления в таких случаях льгот и компенсаций.
Суд первой инстанции правильно признал ошибочными ссылки заявителя на нормы Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку в названном Кодексе не регламентируются условия и порядок откомандирования для участия в контртеррористических операциях и обеспечения правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации лиц, находящихся на федеральной государственной службе, к видам которой Федеральным законом от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации" отнесены военная и правоохранительная служба.
Трудовым кодексом РФ предусмотрены гарантии при направлении работников в служебные командировки, сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение работодателем расходов, связанных со служебной командировкой. При этом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ст.ст. 167, 168 ТК РФ).
Пунктом 107 Инструкции об организации служебных командировок сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 5 октября 2006 г. N 780 определено, что дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам (военнослужащим), направленным в служебные командировки для участия в контртеррористических операциях и обеспечения правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, предоставляются в установленном порядке, т.е. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 (сноска к пункту 107).
Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ. Оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Х.Н.А. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационная коллегия ВС РФ не нашла оснований для признания недействующей нормы, определяющей состав выплат военнослужащим и сотрудникам федеральных органов власти, участвующим в контртеррористических операциях в Северо-Кавказском регионе.
По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит Трудовому кодексу РФ, поскольку не предусматривает дополнительную оплату за сверхурочную работу, за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни для сотрудников милиции, проходящих службу в командировках в Северо-Кавказском регионе.
Как пояснила Коллегия, в обычных условиях службы сотрудники милиции за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени получают компенсацию в соответствии с ТК РФ.
Между тем выполнение служебных обязанностей сотрудниками милиции, направленными в Северо-Кавказский регион для участия в контртеррористических операциях и обеспечения правопорядка и общественной безопасности, имеет иную правовую природу, нежели несение ими службы на постоянном рабочем месте в подразделении ОВД. Режим службы сотрудников ОВД, выполняющих задачи в ходе контртеррористических операций, изначально не предполагает соблюдения установленной законом продолжительности рабочего времени. Для данных сотрудников на период командировки установлен особый режим работы и специальные повышенные меры социальной защиты. В связи с этим оснований для выводов о нарушении прав данных сотрудников не имеется.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 17 июля 2008 г. N КАС08-340
Текст определения официально опубликован не был