Решение Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. N ГКПИ08-49
Именем Российской Федерации
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N КАС08-301 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям ООО "ПРОМСТРОЙСЕРВИС" и ОАО "КубаньСтройИнвест" о признании недействующим абзаца 2 пункта 4 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2005 г. N 645, установил:
в соответствии с пунктом 4 Правил отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.
Датой представления отчетности считается дата поступления отчетности в уполномоченный орган.
ООО "ПРОМСТРОЙСЕРВИС" и ОАО "КубаньСтройИнвест" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлениями о признании недействующим пункта 4 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в части, определяющей датой представления отчетности дату поступления отчетности в уполномоченный орган (абзац 2 пункта 4 Правил).
Как указывают заявители, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону "О бухгалтерском учете", Гражданскому кодексу Российской Федерации, изданы с превышением полномочий Правительства Российской Федерации и возлагают на хозяйствующий субъект дополнительные обязанности.
В суде представитель заявителей ООО "ПРОМСРОЙСЕРВИС" и ОАО "КубаньСтройИнвест" П.Е.Э. поддержал заявленные требования и пояснил, что Правительство Российской Федерации превысило свои полномочия, определив дату поступления отчетности в уполномоченный орган, а не дату направления отчетности.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной службе по финансовым рынкам (поручение от 13 марта 2008 г. N ВЗ-П9-1478).
Представители заинтересованного лица Правительства РФ М.А.В., С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не нарушают прав хозяйствующих субъектов.
Выслушав объяснения представителя ООО "ПРОМСРОЙСЕРВИС" и ОАО "КубаньСтройИнвест" П.Е.Э., представителей заинтересованного лица Правительства РФ М.А.В., С., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ М.Л.Ф., полагавшей, что заявления подлежат удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (статья 251 ГПК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2005 г. N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства" утверждены Правила представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Настоящий нормативный правовой акт опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 45, 07.11.2005, "Российской газете" N 250, 09.11.2005.
Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Настоящий Федеральный закон устанавливает государственное регулирование, контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Контролирующий орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам по формам и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 3 часть 5 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ).
Соответственно на застройщике лежит обязанность представить такую отчетность по формам и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему Федеральным законом полномочия в сфере установления форм и порядка представления застройщиками ежеквартальной отчетности, утвердило Правила представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2005 г. N 645).
Срок является одним из юридических фактов, с которыми Гражданский кодекс Российской Федерации, другие законы и иные правовые акты связывают возникновение как гражданских прав и обязанностей, так и иных обязательств.
Гражданское законодательство устанавливает порядок совершения действий в последний день срока. Согласно части 2 статьи 194 Гражданского кодекса РФ письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок. Под письменными заявлениями и извещениями данная норма понимает любые письменные материалы, в том числе отчеты, которые участники гражданских, административных, финансовых и иных правоотношений должны сообщить друг другу.
Данное право юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей может быть ограничено на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 2 статьи 1 ГК РФ).
Положения пункта 4 Правил обязывают застройщика в течение 30 дней по окончании квартала представить в уполномоченный орган отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств, при этом датой представления отчетности считается дата поступления отчетности в уполномоченный орган.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 Правил в состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1-4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Бухгалтерская отчетность входит в состав ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в качестве обязательного элемента, без чего отчетность не может быть принята, а контролирующие органы считать ее достоверной. Ежеквартальная отчетность застройщика относится к финансовому регулированию и имеет публично-правовой характер.
Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском отчете" определяет бухгалтерскую отчетность как единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (статья 2).
Настоящий Федеральный закон, устанавливая сроки представления бухгалтерской отчетности, определил также способы представления бухгалтерской отчетности, которая может быть представлена пользователю организацией непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
При этом днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.
В состав отчетности, которую представляет застройщик уполномоченному органу, как указывалось выше, включена бухгалтерская отчетность, для которой Федеральным законом "О бухгалтерском учете" установлены сроки и порядок ее представления более благоприятные, чем это предусмотрено пунктом 4 Правил. Следовательно, положения пункта 4 Правил, в части, определяющей датой представления отчетности дату ее поступления в уполномоченный орган, противоречат действующему законодательству и нарушают права застройщиков в сфере предпринимательской деятельности. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность для застройщика в случае непредставления в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения (статья 14.28).
В силу части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части.
Суд признает оспариваемое положение нормативного правового акта недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявления ООО "ПРОМСРОЙСЕРВИС" и ОАО "КубаньСтройИнвест" удовлетворить:
признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 2 пункта 4 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2005 г. N 645, в части, определяющей датой представления отчетности дату поступления отчетности в уполномоченный орган.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. N ГКПИ08-49
Текст решения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, октябрь 2009 г., N 10 (в извлечении)
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N КАС08-301 настоящее решение оставлено без изменения