Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 октября 2008 г. N 58-Г08-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы гражданки Б.С.В., Законодательной Думы Хабаровского края об отмене решения Хабаровского краевого суда от 9 июня 2008 года, которым удовлетворено заявление прокурора Хабаровского края и частично Белоус Светланы Владимировны о признании недействующими отдельных положений Закона Хабаровского края от 31 октября 2007 года N 147 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по реализации отдельных направлений приоритетного национального проекта "Образование".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации З.Е.С., полагавшей решение законным и обоснованным, а поэтому, не подлежащим отмене, Судебная коллегия установила:
31 октября 2007 года Законодательной Думой Хабаровского края принят Закон Хабаровского края "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по реализации отдельных направлений приоритетного национального проекта "Образование"; а также приложения к этому Закону, в частности:
Методика распределения субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственных полномочий края по выплате вознаграждения за классное руководство (Приложение 1);
Методика распределения субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий по внедрению инновационных образовательных программ (Приложение 2);
Методика распределения субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственных полномочий края по денежному поощрению лучших учителей (Приложение N 3).
Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд с заявлением о признании недействующим Приложения N 1 в части не учитывающей процентную надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сославшись на противоречие статьям 129, 317 Трудового кодекса Российской Федерации, по смыслу которых такого рода надбавка является гарантией в области труда и должна учитываться при определении размера вознаграждения за классное руководство.
С аналогичным заявлением в Хабаровский краевой суд обратилась Б.С.А., которая полагала, что Методика распределения субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственных полномочий края по выплате вознаграждения за классное руководство не учитывает процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также районный коэффициент, установленный субъектом Российской Федерации.
Законодательная Дума Хабаровского края возражала против удовлетворения указанных заявлений. Полагала, что оспариваемые заявителями положения приняты субъектом Российской Федерации в рамках его компетенции по вопросам совместного ведения; уровень гарантий, установленных федеральным законодателем в области труда, не снижен; выплаты за выполнение классного руководства имеют нескольку иную природу отношений и преследуют цель задач приоритетного национального проекта образования, Методика утверждена в целях реализации Постановления N 860 от 12 декабря 2007 года "О порядке предоставления в 2008-2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений", которое не содержит указания на то, что субсидии должны предоставляться с учетом процентных надбавок за стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
По мнению законодательного (представительного) органа Хабаровского края выплата районных коэффициентов, установленных актами субъекта Российской Федерации, в рамках реализации вышепоименованного Постановления Правительства Российской Федерации не предусмотрена, является правом, а не обязанностью субъекта Российской Федерации.
Решением Хабаровского краевого суда от 9 июня 2008 года заявление прокурора Хабаровского края удовлетворено, заявление Б.С.В. удовлетворено в части, Приложение N 1 к Закону Хабаровского края от 31 октября 2007 года N 147 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по реализации отдельных направлений приоритетного национального проекта "Образование" признано недействующим в части, не учитывающей процентную надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В остальной части, заявление Б.С.В. оставлено без удовлетворения.
Б.С.В., Законодательной Думой Хабаровского края поданы кассационные жалобы, в которых поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как основанного на неправильном истолковании норм материального Закона, подлежащего применению по данному делу.
Изучив доводы кассационных жалоб, проверив материалы дела, Судебная коллегия приходит к следующему.
Из текста оспариваемого заявителями Приложение N 1 к Закону Хабаровского края следует, что предмет его правового регулирования имеет целевую направленность, определяет методику распределения межбюджетных трансфертов в форме субвенций местным бюджетам в рамках национального проекта "Образование".
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года N 38-р "О программе социально-экономического развития Российской Федерации на 2006-2008 годы" как одно из осуществляемых системных мероприятий в рамках приоритетного национального проекта "Образование" предусматривается вознаграждение учителей за классное руководство.
Из системного анализа Закона Российской Федерации "Об образовании", Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных) цензов.
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ различного уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций; органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
Участниками образовательного процесса в общеобразовательном учреждении являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающегося. На педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.
Заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922 "Об особенностях порядка исчислении средней заработной платы" относятся и вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством. Финансирование образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений, осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе. Нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной пунктом 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании" устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных норм федерального законодательства в их системной взаимосвязи с положениями статей 1, 2, 7, 18, 71 (пункт "е") и 72 (пункты "е", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации прямо следует, что субъекты Российской Федерации участвуют в реализации функций социального государства, обязанностей по обеспечению государственных гарантий права на общедоступное и бесплатное дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, а также дополнительное образование в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части финансирования расходов на оплату труда классных руководителей - работников общеобразовательных учреждений в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 860, согласно пункту 2 Правил которого субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке законы или иные нормативные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства по выплате вознаграждения. А по смыслу пункта 9 настоящих Правил, данная субсидия субъектам Российской Федерации носит компенсационный характер в связи с произведенными кассовыми расходами бюджета субъекта Российской Федерации на основании отчетов, указанных в пункте 10 настоящих Правил, предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, предусмотренных на указанные цели Федеральному агентству по образованию, и в соответствии с соглашением между Агентством и субъектом Российской Федерации о предоставлении субсидии. При этом, именно высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации несет ответственность за своевременность и полноту финансового обеспечения расходов местных бюджетов на выплату вознаграждения.
При такой ситуации, признавая недействующим Приложение N 1 к Закону в оспариваемой Б.С.В., прокурором Хабаровского края, суд правильно исходил из того, что финансовое обеспечение вознаграждения, установленного для работников общеобразовательных учреждений за осуществление функций классного руководства, осуществляется на условиях долевого финансирования Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, субъект Российской Федерации принял на себя указанные обязательство добровольно, а поэтому, оно должно надлежащим образом исполняться, в том числе с соблюдением гарантий, предусмотренных статьями 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение суда в этой части является законным и обоснованным, а поэтому не подлежит отмене в кассационном порядке.
Что же касается выводов суда относительно выплат районного коэффициента к заработной плате, установленного нормативными актами Хабаровского края, их Судебная коллегия, по вышеуказанным мотивам находит неправильными, а решение в этой части - незаконным и необоснованным, и, как следствие, подлежащим отмене.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:
решение Хабаровского краевого суда от 9 июня 2008 года в части отказа Б.С.В. в удовлетворении заявления отменить. Вынести в этой части новое решение, которым признать с момента вступления в силу настоящего решения пункт 3 Приложения 1 к Закону Хабаровского края от 31 октября 2007 года в той части, в которой он не предусматривает при определении средств на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам учитывать районный коэффициент, установленный законом Хабаровского края от 30 ноября 2005 года N 326 "Об оплате труда работников государственных учреждений Хабаровского края".
В остальной части решение Хабаровского краевого суда от 9 июня 2008 года оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 октября 2008 г. N 58-Г08-10
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)