Решение Верховного Суда РФ от 6 августа 2008 г. N ГКПИ08-1339
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 октября 2008 г. N КАС08-550 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А.В.А., Ю.А.А. о признании частично недействующими подпункта "б" пункта 9, абзаца второго пункта 18, абзаца четвертого пункта 26, абзаца первого пункта 47 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, Приложения N 4 к этой Инструкции, подпункта "а" пункта 4 Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы от 10 сентября 2007 года N 366/789/197, установил:
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400 утверждена Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (далее - Инструкция от 2 октября 2007 года N 400), содержащая следующие нормы:
- военный комиссариат до 1 ноября запрашивает от органов, включенных в перечень (приложение N 2 к данной Инструкции) списки граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, в соответствии с приложением N 3 к данной Инструкции; от руководителей образовательных учреждений, в которых граждане обучаются, - заполненные анкеты на этих граждан согласно приложению N 4 к данной Инструкции (подпункт "б" пункта 9);
- в случае уклонения гражданина от постановки на воинский учет военный комиссар в установленном порядке извещает орган внутренних дел о необходимости обеспечения его явки на заседание комиссии по постановке граждан на воинский учет (абзац второй пункта 18);
- граждане, предъявившие в ходе изучения жалобы на состояние здоровья (а также при наличии соответствующего заявления их родителей), до начала работы призывной комиссии могут быть в установленном порядке направлены военным комиссаром или лицом, его замещающим, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование (первое предложение абзаца четвертого пункта 26);
- на сборном пункте разрешается иметь резерв призывников (до 3 процентов от числа отправляемых в воинских эшелонах или командах), который используется при необходимости для пополнения воинских эшелонов (команд) в случае заболевания отдельных призывников или невозможности их отправки по другим причинам; призывников, находящихся в резерве, возвращать в военные комиссариаты запрещается (абзац первый пункта 47).
В приложении N 4 к Инструкции от 2 октября 2007 года N 400 приведена форма анкеты на гражданина, пояснения по её заполнению и форма запроса военного комиссара руководителю образовательного учреждения (организации) на сведения о личных качествах граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет.
Приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы от 10 сентября 2007 года N 366/789/197 утверждена Инструкция об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности (далее - Инструкция от 10 сентября 2007 года N 366/789/197), подпунктом "а" пункта 4 которой предусмотрено, что военные комиссары составляют ежегодно (до 15 января) и направляют в горрайорган внутренних дел и в военный комиссариат субъекта Российской Федерации списки граждан, уклонившихся от исполнения воинской обязанности в прошедшем году и не разысканных к началу текущего года.
А.В.А. и Ю.А.А. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании перечисленных нормативных положений частично недействующими, ссылаясь на то, что они являются гражданами Российской Федерации и могут быть призваны для прохождения военной службы в Вооруженные Силы Российской Федерации, оспариваемые положения затрагивают их права и законные интересы, возлагают на них дополнительные обязанности.
Свои требования заявители мотивируют тем, что:
- подпункт "б" пункта 9 Инструкции от 2 октября 2007 года N 400 и приведенная в Приложении N 4 форма анкеты устанавливают обязанность граждан по предоставлению в военный комиссариат посредством руководителей образовательного учреждения, в котором они обучаются, персональных данных для их последующей обработки с использованием средств автоматизации, требуемые сведения не входят в исчерпывающий перечень сведений, установленный пунктом 4 статьи 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и их предоставление без согласия гражданина является нарушением части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных", а также Конвенции о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера (заключена в г. Страсбурге 28 января 1981 г.);
- абзац четвертый пункта 26 этой Инструкции предусматривает направление граждан, предъявивших жалобы на состояние здоровья, на амбулаторное или стационарное обследование не только военным комиссаром, но и лицом, его замещающим, тогда как в силу пункта 19 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года N 123, таким полномочием наделен непосредственно сам военный комиссар, но не лицо, его замещающее;
- абзац первый пункта 47 Инструкции ограничивает право на свободу и личную неприкосновенность призывников, поскольку зачисление их в резерв и оставление на сборном пункте на неопределенный срок фактически представляет собой лишение свободы без судебного решения, что противоречит части 2 статьи 22 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;
- абзац второй пункта 18 названной Инструкции и подпункт "а" пункта 4 от 10 сентября 2007 года N 366/789/197, наделяющие военных комиссаров полномочиями извещать орган внутренних дел о необходимости обеспечения явки гражданина (в случае его уклонения от постановки на воинский учет), составлять и направлять в органы внутренних дел и военный комиссариат соответствующего субъекта Российской Федерации списки граждан, уклонившихся от исполнения воинской обязанности в прошедшем году и не разысканных к началу текущего года, допускают насильственное доставление граждан в военный комиссариат, что возможно только на основании федерального закона, и дают военным комиссарам право по своему усмотрению определять, кто из граждан уклонился от исполнения воинской обязанности, тогда как уклонение от призыва на военную службу является преступлением, признать гражданина виновным в совершении которого вправе только суд.
В судебном заседании А.В.А., представляющий также интересы Ю.А.А., поддержал заявленные требования, обосновывая их вышеприведенными доводами.
Представители Министерства обороны Российской Федерации О.А.А., Ц.А.В., Министерства внутренних дел Российской Федерации С.С.Е., Т.Н.С., Федеральной миграционной службы О.А.Л. и Министерства юстиции Российской Федерации К.В.О., возражая против доводов заявителей, пояснили, что оспариваемые нормы не возлагают на граждан Российской Федерации никаких дополнительных обязанностей, сведения о гражданах сообщаются руководителем соответствующего образовательного учреждения в объеме перечня сведений, определенных пунктом 4 статьи 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", для целей воинского учета, направление призывников на медицинское обследование лицом, замещающим временно отсутствующего военного комиссара, как и их включение в состав резерва на сборном пункте, каких-либо прав и свобод граждан не затрагивает, извещение органов внутренних дел о гражданах, уклоняющихся от постановки на воинский учет, исполнения воинской обязанности, влечет за собой вручение призывникам повесток, а не их принудительную доставку в военный комиссариат.
Выслушав и обсудив доводы заявителей, возражения представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С.Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1); гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2).
Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции от 4 декабря 2007 года), как следует из его преамбулы, осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Данный Федеральный закон регламентирует организацию воинского учета, включая первоначальную постановку граждан на воинский учет и их обязанности по воинскому учету (статьи 8, 9, 10), организацию призыва граждан на военную службу (статья 26), устанавливает обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу (статья 31). При этом пунктом 4 статьи 26 предусмотрено, что порядок призыва граждан на военную службу определяется названным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Инструкция от 2 октября 2007 года N 400 издана Министром обороны Российской Федерации в соответствии с полномочиями, закрепленными в пунктах 7 (подпункты 2, 29-33), 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, в порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации". Инструкция зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 ноября 2007 года, за N 10454, опубликована в "Российской газете" от 19, 22 декабря 2007 года NN 284, 288.
Подпункт "б" пункта 9 этой Инструкции возлагает на военный комиссариат обязанность запрашивать до 1 ноября заполненные анкеты на граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, от руководителей образовательных учреждений, в которых они обучаются. Согласно пояснениям по заполнению анкеты категорически недопустимо предлагать гражданину самому заполнять данный документ.
В этой связи утверждение заявителей о возложении указанной нормой на граждан дополнительной обязанности по заполнению анкеты не соответствует действительности.
Форма анкеты на гражданина, приведенная в Приложении N 4 к Инструкции, не содержит таких сведений, сообщение которых руководителем образовательного учреждения противоречило бы закону и нарушало бы права граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет.
В анкете запрашиваются сведения о личных качествах граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет. Как видно из приведенной в Приложении N 4 формы запроса военного комиссара руководителю образовательного учреждения (организации), заполненные анкеты используются военным комиссариатом для определения пригодности этих граждан к подготовке по военно-учетным специальностям, а также определения вида, рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу при призыве на нее.
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" прямо предусмотрено включение в документы воинского учета сведений о профессиональной пригодности гражданина к подготовке по военно-учетным специальностям и к воинской службе на воинских должностях, что может быть осуществлено только на основе полученных сведений, характеризующих личность гражданина. Необходимость представления таких сведений вытекает и из пункта 6 статьи 9 названного Федерального закона, обязывающего комиссию по постановке граждан на воинский учет провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям.
В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" согласия субъекта персональных данных не требуется в случае, если обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора.
В данном случае запрашиваемые в анкете сведения используются для включения в документы воинского учета данных, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Исходя из этого, нельзя признать обоснованными доводы заявителей о несоблюдении требований части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных" и Конвенции о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера.
Абзац четвертый пункта 26 указанной Инструкции, предусматривающий направление граждан, предъявивших жалобы на состояние здоровья, лицом, замещающим военного комиссара, то есть временно исполняющим его обязанности, соответствует пункту 2 статьи 12 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, допускающему замещение временно отсутствующего военнослужащего, в том числе военного комиссара, другим военнослужащим. Кроме того, для гражданина, предъявившего жалобу на состояние здоровья, не имеет значения, кем из должностных лиц он направлен на амбулаторное или стационарное медицинское обследование, в проведении которого по направлению лица, замещающего военного комиссара, не может быть отказано.
Не нарушает прав и свобод граждан Российской Федерации, в том числе заявителей, и абзац первый пункта 47 Инструкции, разрешающий иметь на сборном пункте резерв призывников до 3 процентов от числа отправляемых в воинских эшелонах и командах. В нем воспроизведено правило, закрепленное в пункте 30 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации в рамках предоставленных ему полномочий постановлением от 11 ноября 2006 года N 663.
По своему содержанию абзац первый пункта 47 Инструкции направлен на организацию работы сборного пункта, выделяемого военному комиссариату субъекта Российской Федерации и предназначенного для обеспечения организованной отправки граждан, призванных на военную службу, к месту прохождения военной службы, формирования воинских эшелонов (команд) и передачи их представителям воинских частей (пункты 24-30 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации).
Данный пункт не определяет правовой статус призывников, зачисленных в резерв, сроки их пребывания на сборном пункте и, вопреки не мотивированному утверждению заявителей, не ограничивает право на свободу и личную неприкосновенность этих призывников, не предусматривает их длительного нахождения на сборном пункте.
Как пояснили представители Министерства обороны Российской Федерации, состав резерва постоянно изменяется, призывники из резерва в первоочередном порядке отправляются со сборного пункта к месту прохождения военной службы, с заменой их вновь прибывающими на сборный пункт призывниками.
Предписание абзаца второго пункта 18 той же Инструкции об извещении органа внутренних дел о необходимости обеспечения явки гражданина (в случае его уклонения от постановки на воинский учет) на заседание комиссии по постановке граждан на воинский учет адресовано военным комиссарам, а не органам внутренних дел.
Названная норма не определяет действия сотрудников органов внутренних дел при получении извещения военного комиссара и меры, которые должны быть ими предприняты по обеспечению прибытия гражданина на заседание указанной комиссии, не наделяет их какими-либо полномочиями и не позволяет действовать вне рамок, установленных федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность органов внутренних дел Российской Федерации.
Доводы, приведенные заявителями в обоснование своей позиции о том, что абзац второй пункта 18 Инструкции предоставляет сотрудникам милиции правомочие по насильственному доставлению лица, уклоняющегося, по мнению военного комиссара, от постановки на воинский учет, на заседание комиссии по постановке граждан на воинский учет, являются надуманными, противоречат содержанию оспариваемой нормы.
Сказанное в равной мере относится к подпункту "а" пункта 4 Инструкции от 10 сентября 2007 года N 366/789/197 (зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 октября 2007 года за N 10315, опубликована в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" от 5 ноября 2007 года, N 45) в части, предусматривающей направление военными комиссарами в горрайорган внутренних дел и в военный комиссариат субъекта Российской Федерации списка граждан, уклонившихся от исполнения воинской обязанности и не разысканных к началу текущего года.
Ссылки заявителей на то, что признать гражданина виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федерации (уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы), может только суд, а военные комиссары не вправе определять, кто из граждан уклонился от исполнения воинской обязанности, не имеют отношения к оспариваемой норме.
Эта норма не наделяет военных комиссаров правом устанавливать наличие или отсутствие в действиях гражданина, подлежащего призыву, состава преступления. Включение лица в списки граждан, уклонившихся от исполнения воинской обязанности в прошедшем году, не означает признание его виновным в совершении преступления и не влечет правовых последствий, предусмотренных уголовным законодательством.
Формирование указанных списков не является произвольным, осуществляется с учетом положений пункта 4 статьи 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно которому гражданин считается уклоняющимся от военной службы в случае его неявки без уважительных причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Привлечение такого лица к уголовной ответственности осуществляется не путем включения в какие бы то ни было списки, а в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителей, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления А.В.А., Ю.А.А. о признании частично недействующими подпункта "б" пункта 9, абзаца второго пункта 18, абзаца четвертого пункта 26, абзаца первого пункта 47 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, Приложения N 4 к этой Инструкции, подпункта "а" пункта 4 Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы от 10 сентября 2007 года N 366/789/197, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 6 августа 2008 г. N ГКПИ08-1339
Текст решения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 октября 2008 г. N КАС08-550 настоящее решение оставлено без изменения