Часть 1 ст. 13 ("Поступление на муниципальную службу") Закона Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2007 г. "О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)" изложена в следующей редакции: "1. На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственными языками Республики Саха (Якутия) и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 11 настоящего закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой".
Первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании данной нормы недействующей в части слов "владеющие государственными языками Республики Саха (Якутия)", сославшись на ее противоречие в этой части п. 7 ст. 4, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". Он полагал, что в нарушение требований федерального законодательства названное положение Закона Республики устанавливает условие поступления на государственную службу, ограничивающее право граждан на замещение должностей муниципальной службы.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в судебном заседании с заявлением первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) не согласилось, полагая, что оспариваемое прокурором положение правоограничением не является и предоставляет всем гражданам в равной мере право поступить на муниципальную службу.
Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 22 января 2008 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационном представлении первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) просил решение суда отменить как основанное на неправильном применении норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 9 апреля 2008 г. решение суда отменила, вынесла новое решение, которым удовлетворила заявление прокурора, указав следующее.
Исходя из текста ч. 1 ст. 13 Закона Республики Саха (Якутия) "О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)" в его взаимосвязи с другими нормами данного регионального Закона предмет оспариваемого правового регулирования имеет целевую направленность, а именно: речь ведется о требованиях, с которыми связывается механизм реализации доступа граждан к профессиональной деятельности, осуществляемой на постоянной основе на должностях муниципальной службы в Республике Саха (Якутия), замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Сопоставив оспариваемое положение с аналогичными нормами ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", из текста которой следует, что на муниципальную службу вправе поступить граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации (а не государственными языками соответствующей республики, как это установлено законодателем Республики Саха (Якутия)), Судебная коллегия сделала вывод об установлении субъектом Российской Федерации дополнительных требований, предъявляемых к гражданам на территории Республики Саха (Якутия) при поступлении их на муниципальную службу.
Между тем федеральное законодательство не содержит норм, предоставляющих законодателю субъектов Российской Федерации право каким-либо образом расширять объем такого рода требований либо его дополнять.
В силу ст. 9 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" субъект Российской Федерации может установить лишь дополнительные квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, и только к кандидатам на должность главы местной администрации, в случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту в соответствии с уставом поселения. А по смыслу ч. 1 ст. 16 этого же Закона требование по владению государственным языком и соответствующие квалификационные требования, предъявляемые к гражданам при поступлении на муниципальную службу, категории нетождественные.
Таким образом, вывод суда о соответствии оспариваемой нормы федеральному законодательству основан на неправильном применении норм Закона, подлежащего применению по данному делу.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что установленное субъектом Российской Федерации в оспариваемой части правовое регулирование обусловлено учетом исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы, что согласуется с нормами ч. 7 ст. 4 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Однако суд не учел положений ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", из которой следует, что данный фактор учитывается субъектом Российской Федерации при формировании перечня наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, а не при определении требований, предъявляемых к поступлению граждан на муниципальную службу.
Ошибочна и ссылка суда на ст. 68 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой субъект Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки, употребляемые в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации. Названная норма не наделяет республики правом устанавливать специальные требования к знанию языка в качестве условия поступления на муниципальную службу.
Закрепив за субъектом Российской Федерации данное полномочие, Конституция Российской Федерации вместе с тем предписывает органам государственной власти в процессе реализации их полномочий в этой области действовать с учетом того, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 6); все равны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19); гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60), за исключением случаев, предусмотренных самой Конституцией Российской Федерации, а ограничения прав и свобод могут устанавливаться федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
В ст. 4 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что должен быть обеспечен равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего (п. 2); что должны быть едиными на всей территории Российской Федерации требования к поступлению на муниципальную службу в Российской Федерации (п. 7).
Таким образом, требование о владении государственными языками субъекта Российской Федерации, являясь по существу ограничительным условием при поступлении на муниципальную службу, может быть установлено только федеральным законодателем.
Не основано на законе и суждение суда о том, что предусмотренное правовое регулирование установлено с учетом того, что в других местностях, кроме городов, городов республиканского подчинения, население не владеет русским языком.
Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предполагает обязательность использования русского языка в сферах, определенных федеральным законодательством. Согласно требованиям Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в деятельности как органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления. В целях обеспечения функционирования русского языка в качестве государственного языка Российской Федерации, употребления его в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях на всей территории Российской Федерации предусмотрено его изучение в общеобразовательных и образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию (за исключением дошкольных образовательных учреждений), которое регулируется государственными образовательными стандартами; при этом преподавание государственных и иных языков в республиках осуществляется в соответствии с их законодательством.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) отменила; вынесла новое решение, которым заявление первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворила, признала не соответствующей федеральному законодательству и не действующей с момента вступления в законную силу данного решения ч. 1 ст. 13 Закона Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2007 г. 480-З N 975-111 "О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)" в части слов "владеющие государственными языками Республики Саха (Якутия)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 апреля 2008 г. N 74-Г08-23 "Положения нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, ограничивающие право на поступление на муниципальную службу лиц, не владеющих государственными языками республики, признаны судом недействующими" (извлечение)
Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, ноябрь 2008 г., N 11