Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2008 г. N 78-Г08-36
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу местной администрации муниципального образования муниципальный округ Автово Санкт-Петербурга на решение Санкт-Петербургского городского суда от 4 августа 2008 года, которым местной администрации муниципального образования муниципальный округ Автово Санкт-Петербурга отказано в удовлетворении заявления об оспаривании в части Закона Санкт-Петербурга от 31 октября 2007 года N 536-109 "О наделении органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.О.А., объяснения главы местной администрации муниципального образования муниципальный округ Автово Санкт-Петербурга Р.И.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Губернатора Санкт-Петербурга Л.O.K., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации З.Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требования по подпункту 8 пункта 2 статьи 6 оспариваемого Закона Санкт-Петербурга, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Местная администрация муниципального образования муниципальный округ Автово Санкт-Петербурга обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании частично недействующими подпунктов 2 и 7 пункта 2 статьи 6 и недействующими подпункта 8 пункта 2 статьи 6 и статьи 9 Закона Санкт-Петербурга от 31 октября 2007 года N 536-109 "О наделении органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге", полагая, что они противоречат федеральному законодательству и нарушают права местной администрации муниципального образования муниципальный округ Автово Санкт-Петербурга.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 4 августа 2008 года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе местная администрация муниципального образования муниципальный округ Автово Санкт-Петербурга просит об отмене указанного решения суда в части отказа в удовлетворении требований о признании частично недействующим подпункта 2 пункта 2 статьи 6 и недействующими подпункта 8 пункта 2 статьи 6 и статьи 9 Закона Санкт-Петербурга от 31 октября 2007 года N 536-109 "О наделении органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге".
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
В соответствии со статьей 2 оспариваемого Закона Санкт-Петербурга от 31 октября 2007 года N 536-109 органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга осуществляют отдельные государственные полномочия Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге.
Пунктом 2 статьи 6 названного Закона определены обязанности органов местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий. В частности, подпунктом 2 пункта 2 статьи 6 предусмотрено, что органы местного самоуправления обязаны представлять отчеты о проделанной работе, в том числе об использовании финансовых и материальных средств, предоставляемых на осуществление отдельных государственных полномочий, в порядке и сроки, установленные Правительством Санкт-Петербурга.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 6 Закона органы местного самоуправления обязаны проводить аттестацию должностных лиц и муниципальных служащих, к должностным обязанностям которых отнесено выполнение отдельных государственных полномочий, а в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 6 - проводить конкурс на замещение вакантных должностей должностных лиц и муниципальных служащих, к должностным обязанностям которых отнесено выполнение отдельных государственных полномочий.
Согласно статье 9 Закона представление отчетов об осуществлении отдельных государственных полномочий, в том числе об использовании материальных и финансовых средств, предоставляемых на осуществление отдельных государственных полномочий, осуществляется в порядке и сроки, определяемые Правительством Санкт-Петербурга.
Подпункт 2 пункта 2 статьи 6 в части слов "в порядке и сроки, установленные Правительством Санкт-Петербурга" и статья 9 Закона оспариваются заявителем как противоречащие пунктам 5 и 6 части 6 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктами 5 и 6 части 6 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусмотрено, что Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий и порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль.
Разрешая требования по подпункту 2 пункта 2 статьи 6 и статье 9 Закона Санкт-Петербурга от 31 октября 2007 года N 536-109, суд не усмотрел оснований для их удовлетворения, указав, что этим Законом определены полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (статьи 4 и 5 Закона).
Проанализировав названный Закон, суд пришел к выводу, что он содержит наименования органов, осуществляющих контроль за деятельностью органов местного самоуправления при исполнении ими отдельных государственных полномочий, предмет и формы контроля, т.е. устанавливает порядок осуществления контроля за деятельностью органов местного самоуправления при исполнении ими отдельных государственных полномочий. Установление обязанности органов местного самоуправления по представлению отчетов о работе при осуществлении отдельных государственных полномочий, в том числе об использовании материальных и финансовых средств, предоставляемых на осуществление отдельных государственных полномочий, в порядке и сроки, установленные не Законом Санкт-Петербурга, а Правительством Санкт-Петербурга, осуществляющим в соответствии с Законом Санкт-Петербурга контрольные функции, суд счел не противоречащим статье 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и не нарушающим прав заявителя.
Вывод суда Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит правильным, основанным на законе, тем более, что заявителем не оспаривается сама обязанность органа местного самоуправления отчитываться об осуществлении переданных ему отдельных государственных полномочий.
Требования о признании недействующим подпункта 7 пункта 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 31 октября 2007 года N 536-109 заявлены в части лиц, замещающих должности муниципальной службы менее одного года; достигших 60 лет; беременных женщин; находящихся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, аттестация которых возможна не ранее чем через один год после выхода из отпуска; замещающих должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта). По мнению заявителя, оспариваемое положение, не воспроизводя дословно часть 2 статьи 18 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", устанавливающую, что указанные лица не подлежат аттестации, противоречит ей.
Разрешая требования в названной части, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемая норма не устанавливает дополнительной обязанности органа местного самоуправления по проведению аттестации указанных лиц и не нарушает прав заявителя, поскольку аттестация осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", применительно к указанным лицам в том числе.
Вывод суда по подпункту 7 пункта 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга в кассационной жалобе не оспаривается.
Подпунктом 8 пункта 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 31 октября 2007 года N 536-109 предусмотрена обязанность органов местного самоуправления проводить конкурс на замещение вакантных должностей должностных лиц муниципальных служащих, к должностным обязанностям которых отнесено выполнение отдельных государственных полномочий.
Названная норма, по мнению заявителя, противоречит части 1 статьи 17 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", предусматривающей право, а не обязанность, органов местного самоуправления проводить конкурс для осуществления оценки профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
Разрешая требования в указанной части, суд не согласился с позицией заявителя и отказал в удовлетворении требований, сославшись на часть 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установившую, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что вывод суда является правильным, поскольку нормы Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации, являются специальными нормами, регулирующими спорные правоотношения по наделению органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга.
Кассационная жалоба местной администрации муниципального образования муниципальный округ Автово Санкт-Петербурга основана на тех же обстоятельствах, что и требования о признании отдельных положений Закона Санкт-Петербурга от 31 октября 2007 года N 536-109 противоречащими Федеральному законодательству, поэтому по доводам кассационной жалобы решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 4 августа 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу местной администрации муниципального образования муниципальный округ Автово Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2008 г. N 78-Г08-36
Текст определения официально опубликован не был