Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 декабря 2008 г. N КАС08-647
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Н.П.И. о признании недействующими пунктов 31, 32 и подпунктов 33.3-33.4 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия государственной функции "Регистрация средств массовой информации", утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 22 октября 2007 года N 315,
по кассационной жалобе Н.П.И. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2008 года, которым заявление удовлетворено частично. Признаны недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу подпункты 31.2, 31.4, 31.5, 33.4 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия государственной функции "Регистрация средств массовой информации", утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 22 октября 2007 года N 315. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., объяснения представителя Н.П.И. - К.К.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу оставить без удовлетворения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 22 октября 2007 года N 315 утвержден Административный регламент по исполнению Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия государственной функции "Регистрация средств массовой информации" (далее - Регламент).
Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 06.03.2008 г. N 11300, официально опубликован в "Российской газете", N 58, 19.03.2008 г.
Пунктом 31 Регламента установлено, что для подтверждения сведений, указываемых учредителем (соучредителем) СМИ в заявлении на регистрацию СМИ, заявитель представляет:
31.1. Копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, заверенную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при подаче заявления юридическим лицом);
31.2. Копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, заверенную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при подаче заявления индивидуальным предпринимателем);
31.3. Копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, заверенную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при подаче заявления учредителем - физическим лицом);
31.4. Копии учредительных документов учредителя СМИ, заверенные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при подаче заявления юридическим лицом);
31.5. Копии учредительных документов учредителя (с проставлением апостиля) и копии документов представительства данного юридического лица на территории Российской Федерации, заверенные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (в случае подачи заявления иностранным юридическим лицом);
31.6. Доверенность на подачу документов и ведение дел в регистрирующем органе, а также на получение свидетельства о регистрации СМИ, оформленную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (в случае, если регистрация СМИ производится лицом, уполномоченным заявителем).
Согласно пункту 32 Регламента для подтверждения сведений, указываемых учредителем (соучредителями) СМИ в заявлении на перерегистрацию СМИ, заявитель представляет:
32.1. Подлинник свидетельства о регистрации СМИ;
32.2. Копию устава редакции СМИ либо заменяющего его договора между учредителем и редакцией (главным редактором), заверенную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
32.3. Документ о передаче учредительских прав на СМИ другому лицу (соучредителю, новому учредителю) с согласием редакции (главного редактора) (в случае смены учредителя в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации");
32.4. Доверенность на подачу документов и ведение дел в регистрирующем органе, а также на получение свидетельства о регистрации СМИ, оформленную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (в случае, если перерегистрация СМИ производится лицом, уполномоченным заявителем).
Для внесения изменений в свидетельство о регистрации СМИ заявитель предоставляет: подлинник свидетельства о регистрации СМИ (подпункт 33.3); копии документов учредителя, подтверждающих соответствие действительности изменений, вносимых в свидетельство о регистрации СМИ, заверенные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (подпункт 33.4).
Н.П.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими приведенных выше положений Регламента.
В подтверждение требований указал, что оспариваемые им положения Регламента противоречат статье 10 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", согласно которой для регистрации средства массовой информации необходимо представить заявление и документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины. Предъявление иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается. Оспариваемые заявителем положения Регламента обязывают его представить иные документы для подтверждения сведений, указываемых учредителем (соучредителем) СМИ в заявлении на регистрацию СМИ, не предусмотренных Законом. На основании оспариваемых положений ему (Н.П.И.) необоснованно отказано в регистрации СМИ.
Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение об изменении которого, в части, и об удовлетворении его требований о признании недействующими подпунктов 31.1, 31.3, 31.6, пункта 32, подпункта 33.3 Административного регламента, просит в кассационной жалобе Нетупский П.И., ссылаясь на их несоответствие статье 10 Закона РФ "О средствах массовой информации". Полагает, что суд неправильно применил и истолковал нормы материального права. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит Федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые положения Административного регламента приняты Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи охраны культурного наследия в пределах предоставленных ей полномочий и не противоречат действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 9 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", административные регламенты, разработанные федеральными службами, находящимися в ведении федерального министерства, утверждаются в установленном порядке федеральным министром по предоставлению руководителей соответствующих федеральных служб.
Согласно подпунктам 5.3.1.1, 5.7.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 года N 354 Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания; регистрацию средств массовой информации.
Поэтому, как правильно указал суд в решении, Административный регламент утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи охраны культурного наследия в пределах предоставленных ей полномочий.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к правильному выводу о том, что подпункты 31.1, 31.3, 31.6, пункт 32 и подпункт 33.3 Регламента, принятые в целях проверки соблюдения требований статей 7 и 19.1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", не противоречат Закону Российской Федерации "О средствах массовой информации", и не предъявляют дополнительных требований при регистрации СМИ.
Согласно статьям 7 и 19.1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (с последующими изменениями) (далее - Закон) учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Не может выступать учредителем гражданин отбывающий наказание в местах лишения свободы, либо душевнобольной, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону, гражданин другого государства, либо лицо без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, либо граждан имеющий двойное гражданство.
В соответствии со статьями 8, 10 названного Закона редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации. Заявление о регистрации средства массовой информации подается учредителем в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия или территориальные органы. К заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины. Предъявление иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается.
Согласно статье 13 названного Закона отказ в регистрации средства массовой информации возможен только по следующим основаниям: если заявление подано от имени гражданина, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, не обладающих правом на учреждение средств массовой информации в соответствии с настоящим Законом; если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности; если название, примерная тематика и (или) специализация средства массовой информации представляют злоупотребление свободой массовой информации в смысле части первой статьи 4 настоящего Закона; если регистрирующим органом ранее зарегистрировано средство массовой информации с теми же названием и формой распространения массовой информации.
Верховным Судом Российской Федерации проверен довод Н.П.И. о том, что оспариваемые им в части положения Регламента противоречат статье 10 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", предусматривающей предоставление заявления и квитанции об оплате государственной пошлины, и правильно признан несостоятельным, в связи с тем, что статья 10 названного Закона не определяет перечень представляемых документов, а содержит лишь сведения, которые заявитель должен указать в заявлении, поданном в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия или территориальные органы. Установленные оспариваемыми заявителем положениями Регламента документы, подтверждают лишь сведения, которые заявитель обязан сообщить в заявлении, в силу положений Закона.
Утверждения в кассационной жалобе о том, что Россвязьохранкультуры, установила дополнительные требования при регистрации средства массовой информации, вышла за пределы своих полномочий, ошибочны, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Нельзя согласится с доводом в кассационной жалобе о том, что суд неправильно применил и истолковал нормы материального права. Суд, проанализировав положения федерального законодательства, правильно истолковал смысл оспоренных положений Регламента, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые заявителем положения Регламента не противоречат федеральному законодательству.
Не противоречат оспариваемые положения подпунктов 31.1, 31.3, 31.6, пункта 32, подпункта 33.3 Административного регламента и Федеральному закону "О персональных данных", так как не содержат требований о предоставлении сведений о семейном положении, детях, воинской обязанности. Иные доводы кассационной жалобы направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом при рассмотрении данного дела, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда. Принятое судом решение соответствует нормам материального права, правильно примененными и истолкованными судом, оснований, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены его в кассационном порядке, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Н.П.И. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 декабря 2008 г. N КАС08-647
Текст определения официально опубликован не был