Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 декабря 2008 г. N 88-Г08-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению К.Г.И. о признании незаконными изменений административных границ с. Тимирязевское, муниципального образования "Город Томск", муниципального образования "Томский район" и признании не действующими со дня принятия Закона Томской области от 26 января 2007 года N 34-ОЗ "Об административно-территориальной границе села Тимирязевское" и Законов Томской области N 40-ОЗ "О внесении изменений в Закон Томской области "Об утверждении границ муниципального образования "Город Томск" и N 41-ОЗ "О внесении изменений в Закон Томской области "Об утверждении границ муниципального образования "Томский район" в части по кассационным жалобам К.Г.И. и его представителя Г.В.И. на решение Томского областного суда от 25 июля 2008 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е.Т.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации К.В.А., полагавшего решение по существу оставить без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
К.Г.И. обратился в Томский областной суд с заявлением о признании незаконными изменений административных границ с. Тимирязевское, муниципального образования "Город Томск", муниципального образования "Томский район", произведенных Законами Томской области от 12.11.2004 года N 236-ОЗ и N 237-ОЗ и от 26 января 2007 года N 34-ОЗ, N 40-ОЗ и N 41-ОЗ, и признании недействующими Законов Томской области N 236-ОЗ от 12 ноября 2004 года "О внесении изменений в Закон Томской области "Об утверждении границ муниципального образования "Томский район" в части исключения села Тимирязевского из состава муниципального образования "Томский район"; N 238-ОЗ от 12 ноября 2004 года "О наделении муниципального образования "Город Томск" статусом городского округа "в части" в составе с. Тимирязевское"; N 237-ОЗ от 12 ноября 2004 года "О внесении изменений в закон Томской области "Об утверждении границ муниципального образования "Город Томск" в части включения села Тимирязевское в состав муниципального образования "Город Томск"; N 34-ОЗ от 26 января 2007 года "Об административно-территориальной границе села Тимирязевское"; N 40-ОЗ от 26 января 2007 года "О внесении изменений в Закон Томской области "Об утверждении границ муниципального образования "Город Томск" в части включения села Тимирязевское в состав муниципального образования "Город Томск"; N 41-ОЗ от 26 января 2007 года "О внесении изменений в закон Томской области "Об утверждении границ муниципального образования "Томский район" в части исключения села Тимирязевское из состава муниципального образования.
В обоснование требований заявитель сослался на то, что оспариваемыми Законами Томской области изменена граница административно-территориальной единицы "Тимирязевский сельский округ", входившей в состав муниципального образования "Томский район" до принятия Закона Томской области N 236-ОЗ от 12.11.2004 года; изменена граница муниципального образования "Город Томск", установленная до принятия Закона Томской области N 237-ОЗ от 12.11.2004 года, изменена граница муниципального образования "Томского# район", установленная до принятия Закона Томской области N 236-ОЗ от 12.11.2004 года.
Указанные изменения границ нарушают положения ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устав Томской области, поскольку произведены без учета мнения жителей Тимирязевского сельского округа, а также не учтены исторически сложившаяся структура Тимирязевского сельского округа, ст. 12 ФЗ N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", требующая проведения государственной экологической экспертизы проекта городской и поселковой административной черты, а также сельских поселений, Федеральный закон N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", требующий проведения санитарно-гигиенического мониторинга территории села Тимирязевское, на котором находится несколько противотуберкулезных лечебных учреждений областного значения.
Определением Томского областного суда от 12 марта 2008 года производство по делу по заявлению К.Г.И. в части оспаривания Законов Томской области N 236-ОЗ от 12 ноября 2004 года "О внесении изменений в закон Томской области "Об утверждении границ муниципального образования "Томский район", N 237-ОЗ от 12 ноября 2004 года "О внесении изменений в Закон Томской области "Об утверждении границ муниципального образования "Город Томск" и N 238-ОЗ от 12 ноября 2004 года "О наделении муниципального образования "Город Томск" статусом городского округа" прекращено.
В судебном заседании К.Г.И. свои требования поддержал.
Представители Государственной Думы Томской области, Губернатора Томской области, Думы г. Томска возражали против удовлетворения заявленных требований.
Решением Томского областного суда от 25 июля 2008 года в удовлетворении заявленных К.Г.И. требований отказано.
В кассационных жалобах К.Г.И. и его представитель Г.В.И. просят указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.
В силу пункта "н" статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется на всей тории# Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 названного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 11 статьи 5 ранее Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установление порядка установления и изменения границ муниципальных образований отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законом субъекта Российской Федерации.
В силу частей 3, 4, 5 статьи 24 Федерального закона в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования, на части его территории в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12, ми# 3, 5 и 7 статьи 13 настоящего Федерального закона. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела, Законом Томской области от 27.11.1997 года "Об утверждении границ муниципального образования "Город Томск" и Законом Томской области N 18-ОЗ от 21.07.1998 года "Об утверждении границ муниципального образования "Томский район" были утверждены и описаны границы указанных муниципальных образований.
Законом Томской области N 236-ОЗ от 12.11.2004 года "О внесении изменений в Закон Томской области "Об утверждении границ муниципального образования "Томский район" в п. 3 ст. 1 Закона Томской области N 18-ОЗ от 02.07.1998 года были внесены изменения в части картографического описания внутренней границы муниципального образования с границей муниципального образования "Город Томск".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона следует Томской области N 18-ОЗ читать как "от 21.07.1998 г."
Законом Томской области N 237-ОЗ от 12.11.2004 года "О внесении изменений в Закон Томской области "Об утверждении границ муниципального образования "Город Томск" в ст. 1 Закона Томской области "Об утверждении границ муниципального образования "Город Томск" внесены изменения в статью 1, в соответствии с которой были утверждены границы муниципального образования "Город Томск" по указанному в данной статье картографическому описанию.
В результате изменения границ двух муниципальных образований в границы территории муниципального образования "Город Томск" были включены населенные пункты, входившие ранее в состав границ муниципального образования "Томский район", а именно: п. Светлый, с. Тимирязевское, с. Дзержинское, д. Лоскутово, д. Эушта, д. Киргизка, ж.д. Копылово, "Аэропорт" включен в состав границ территории муниципального образования "Томский район".
Закон Томской области N 238-ОЗ от 12 ноября 2004 года "О наделении муниципального образования "Город Томск" статусом городского округа" наделил муниципальное образование "Город Томск" в составе: г. Томск, п. Светлый, с. Тимирязевское, с. Дзержинское, д. Лоскутово, д. Эушта, д. Киргизка, ж.д. Копылово в границах, установленных Законом Томской области "Об утверждении границ муниципального образования "Город Томск", статусом городского округа.
Постановлением Государственной Думы Томской области N 3919 от 25.01.2007 года принят Закон N 34-ОЗ "Об административно-территориальной границе села Тимирязевское", которым была определена и описана административно-территориальная граница данного населенного пункта.
Постановлением Государственной Думы Томской области N 3925 от 25.01.2007 года принят Закон Томской области N 40-ОЗ "О внесении изменений в закон Томской области "Об утверждении границ муниципального образования "Город Томск".
Постановлением Государственной Думы Томской области N 3926 от 25.01.2007 года принят Закон Томской области N 41-ОЗ "О внесении изменений в закон Томской области "Об утверждении границ муниципального образования "Томский район".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Государственная Дума Томской области, принимая оспариваемые законы, действовала в пределах своих полномочий, предоставленных ей федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации. Государственной Думой Томской области соблюдены требования законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку их принятия и введения в действие.
Из содержания Закона Томской области N 238-ОЗ от 12.11.2004 года "О наделении муниципального образования "Город Томск" статусом городского усматривается, что все указанные выше населенные пункты, в т.ч. и с. Тимирязевское, входят в состав муниципального образования "Город Томск" и являются сельскими населенными пунктами.
По-видимому, в предыдущем абзаце пропущена часть тек
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 декабря 2008 г. N 88-Г08-8
Текст определения официально опубликован не был