Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 июля 2008 г. N 91-Г08-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Р.Л.В. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Закона Псковской области от 5 апреля 2005 года N 427-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области" по кассационным жалобам Псковского областного Собрания Депутатов, Администрации Псковской области на решение Псковского областного суда от 28 апреля 2008 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.В.П., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации С.Н.Я. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Р.Л.В. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим абзаца 4 пункта 1 статьи 4 Закона Псковской области от 5 апреля 2005 года N 427-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области" в части предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение и доставку твердого топлива.
В связи с принятием Закона Псковской области от 5 апреля 2005 года N 427-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области", ее право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предоставленное Законом РФ "Об образовании", не реализовано, поскольку размер денежной компенсации, установленный этим законом, только частично компенсирует расходы на приобретение угля для отопления жилого дома, в котором она проживает.
Она относится к категории граждан, работающих и проживающих в сельской местности, и имеет право на льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и снабжению топливом, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Псковской области.
Решением Псковского областного суда от 28 апреля 2008 года постановлено: признать абзац 4 пункта 1 статьи 4 Закона Псковской области от 5 апреля 2005 года N 427-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области" недействующим с момента вступления решения в законную силу.
В кассационных жалобах ставится вопрос об отмене решения ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, дал неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу абз. 4 пункта 1 статьи 4 Закона Псковской области N 427-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области", гражданам, относящимся к категории, определенной пунктом 1 статьи 2 настоящего Закона, предоставляется ежемесячная денежная компенсация на приобретение и доставку твердого топлива при наличии печного отопления в размере 230 рублей для граждан, проживающих в жилых помещениях общей площадью менее 40 кв. метров, и 260 рублей для граждан, проживающих в жилых посещениях общей площадью более 40 кв. метров (на семью в целом).
Судом установлено, что Р.Л.В. работает учителем в МОУ "Рубиловская средняя общеобразовательная школа муниципального образования "Островский район", проживает в деревне Перевоз Островского района в муниципальном жилом доме, отапливаемом котлом, в котором в качестве топлива используется каменный уголь. Ее расходы на отопление значительно превышают ежемесячную денежную компенсацию на приобретение и доставку твердого топлива, установленную оспариваемым Законом области в размере 260 рублей в месяц.
Согласно абзацу 3 части 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), данное право не отменено и не изменено, каких-либо полномочий, направленных на установление ограничения или уменьшения объема этого права, субъектам Федерации не предоставлено.
Законодатель Псковской области, установив педагогическим работникам в сельской местности денежную компенсацию на приобретение и доставку твердого топлива в ограниченных пределах, фактически лишил названную категорию граждан права на бесплатную жилую площадь с отоплением, гарантированного вышеназванным Федеральным законом и тем самым ухудшил их положение, что противоречит статье 153 Федерального закона Российской Федерации от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по смыслу которой при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, условия предоставления не могут быть ухудшены.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о противоречии федеральному законодательству абзаца 4 пункта 1 статьи 4 Закона Псковской области от 5 апреля 2005 года N 427-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области" в полном объеме, положенные в основу решения являются законными и обоснованными.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит Федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2 статьи 253 ГПК РФ).
Доводы кассационных жалоб о том, что федеральным законодательством субъектам Российской Федерации предоставлено право определить размер возмещения расходов по предоставлению мер социальной поддержки указанной категории граждан с учетом требований, высказанных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 15.05.2006 N 5-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы", основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В названном постановлении прямо указано, что по смыслу статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления, а поэтому сохраняется обязанность субъекта Российской Федерации при реализации полномочий по социальной поддержке и социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, сохранить минимальный (базовый) уровень жизни, установленный Законом Российской Федерации "Об образовании", в том числе по предоставлению льгот в натуре.
В силу ст. 246 ч. 4 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Предметом оспаривания являлись нормы абз. 4 пункта 1 статьи 4 Закона Псковской области, которые как указано выше, противоречат федеральному законодательству и затрагивают права заявителя.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал недействующими оспариваемые нормы в полном объеме.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Псковского областного суда от 28 апреля 2008 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Псковского областного Собрания Депутатов, Администрации Псковской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 июля 2008 г. N 91-Г08-4
Текст определения официально опубликован не был