Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию граждан Е.И. Митиной, С.И. Негодовой и Т.А. Негодовой вопрос о возможности принятия их жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением Ленинского районного суда города Саранска от 6 июля 2006 года, оставленным без изменения вышестоящими судебными инстанциями, было отменено постановление судебного пристава-исполнителя о запрете гражданину И.Я. Негодову распоряжаться принадлежащими ему 69/100 долями квартиры для целей возможного обращения взыскания на указанное имущество по его алиментным обязательствам в пользу бывшей жены - гражданки Т.А. Негодовой. При вынесении решения суд применил положение части первой статьи 446 ГПК Российской Федерации об имуществе, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, указав, что данная квартира является для заявителя единственным пригодным для проживания жилым помещением.
Решением Октябрьского районного суда города Саранска от 4 сентября 2007 года, также оставленным без изменения вышестоящими судебными инстанциями, отказано в удовлетворении исковых требований Т.А. Негодовой, в том числе об обязании И.Я. Негодова заключить с истицей договор купли-продажи 69/100 долей спорной квартиры и о зачете суммы задолженности по алиментным обязательствам в счет стоимости доли в квартире.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане Т.А. Негодова, а также Е.И. Митина и С.И. Негодова (ее дочери) оспаривают конституционность указанного положения части первой статьи 446 ГПК Российской Федерации, абзаца четвертого статьи 411 ГК Российской Федерации о случаях недопустимости зачета и пункта 1 статьи 116 Семейного кодекса Российской Федерации о недопустимости зачета и обратного взыскания алиментов.
По мнению заявительниц, данные нормы, препятствуя обращению взыскания на принадлежащее должнику жилое помещение, если оно является единственным пригодным для его постоянного проживания помещением, в том числе если известно о намерении должника произвести отчуждение этого имущества третьим лицам, и зачету алиментов другими встречными требованиями, ставят в неравное положение родителей и их детей, не создают для последних условий для защиты от злоупотребления родителями их правами, в том числе путем отчуждения имущества, на которое не может быть обращено взыскание. Заявительницы полагают, что практикой применения данных норм были нарушены их права, гарантированные статьями 2, 6 (часть 2), 7, 17, 19, 38 (части 1 и 2) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Статья 446 ГПК Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень видов имущества граждан, на которое в системе действующего правового регулирования запрещается обращать взыскание по исполнительным документам в силу целевого назначения данного имущества, его свойств, признаков, характеризующих субъекта, в чьей собственности оно находится. Предоставляя, таким образом, гражданину-должнику имущественный (исполнительский) иммунитет, с тем чтобы - исходя из общего предназначения данного правового института - гарантировать должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и деятельности, данная статья выступает процессуальной гарантией реализации социально-экономических прав этих лиц (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 года N 10-П).
Положение части первой статьи 446 ГПК Российской Федерации, запрещающее обращать взыскание не на любое принадлежащее должнику жилое помещение, а лишь на то, которое является для него единственным пригодным для проживания, направлено на защиту конституционного права на жилище не только самого должника, но и членов его семьи, в том числе находящихся на его иждивении несовершеннолетних, престарелых, инвалидов, а также на обеспечение охраны государством достоинства личности, как того требует статья 21 (часть 1) Конституции Российской Федерации, условий нормального существования и гарантий социально-экономических прав в соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека.
Следовательно, законодатель, определив в статье 446 ГПК Российской Федерации пределы обращения взыскания по исполнительным документам на принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности жилое помещение и ограничив тем самым право кредитора на надлежащее исполнение вынесенного в его пользу судебного решения, не вышел за рамки допустимых ограничений права на судебную защиту, установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Вместе с тем для законодателя не исключается возможность конкретизировать данное регулирование в части, касающейся размеров такого жилого помещения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2008 г. N 956-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Митиной Елены Ивановны, Негодовой Светланы Ивановны и Негодовой Татьяны Александровны на нарушение их конституционных прав положениями части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, абзаца четвертого статьи 411 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 116 Семейного кодекса Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был