Решение Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N ГКПИ08-2365
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 28 апреля 2009 г. N КАС09-160 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению И.В.С. о признании недействующим пункта 9 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 535, установил:
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 535 утверждены Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - Классификации и критерии). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 сентября 2005 г. N 6998, опубликован в "Российской газете" N 210, 21 сентября 2005 г., "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 38, 19 сентября 2005 г.
Пунктом 9 Классификаций и критериев установлено, что оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.
И.ВС. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 9 Классификаций и критериев, ссылаясь на то, что до февраля 2007 г. он признавался имеющим родовую травму со стойкими умеренными (2 степень) расстройствами функций организма, в частности ограничение способности к самообслуживанию 1 степени и ограничение способности к трудовой деятельности 1 степени, в связи с чем ему была установлена III группа инвалидности - инвалид с детства с отметкой о наличии противопоказаний к тяжелому физическому труду, труду с нагрузками на левую руку. На основании оспариваемого пункта при прохождении переосвидетельствования ему было отказано в определении ограничения способности к трудовой деятельности, поскольку он не имеет профессии и был лишен статуса инвалида.
Заявитель считает, что пункт 9 Классификаций и критериев ограничивает оценку показателей способности к трудовой деятельности рамками определенной профессии, чем нарушает право освидетельствуемых на полную оценку социальных последствий расстройства здоровья, вытекающих из статей 1 и 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
И.В.С. о дне слушания дела извещен в установленном порядке, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ, а также Министерство юстиции РФ в представленных возражениях возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что Классификации и критерии приняты Министерством здравоохранения и социального развития РФ в пределах предоставленных полномочий, оспариваемое положение нормативного правового акта соответствует закону и прав заявителя не нарушает.
Выслушав объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального развития РФ Ш.О.Н., исследовав материалы дела, суд находит, что заявление И.ВС. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 7 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ классификации и критерии разрабатываются и утверждаются в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правительством Российской Федерации постановлением от 13 августа 1996 г. N 965 "О порядке признания граждан инвалидами" утверждение Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы поручено Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и с участием всероссийских общественных объединений инвалидов.
В настоящее время данное Постановление утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", которым также пунктом 2 Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации с участием всероссийских общественных объединений инвалидов поручено разработать и по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации утвердить названные Классификации и критерии.
Во исполнение указанных положений Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации приказом от 22 августа 2005 г. N 535 утверждены Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Таким образом, Классификации и критерии утверждены Министерством здравоохранения и социального развития РФ в пределах предоставленных Правительством Российской Федерации полномочий.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. При этом ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (части первая, вторая и четвертая).
В силу части второй статьи 7 названного Федерального закона медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица.
Таким образом, названные положения Федерального закона предусматривают оценку ограничения способности к трудовой деятельности, в том числе, исходя из способности человека обучаться и заниматься трудовой деятельностью, а также анализа профессиональных данных.
Согласно пункту 5 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95, условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Наличие одного из указанных в пункте 5 данных Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (пункт 6).
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 6 Классификаций и критериев способность к трудовой деятельности - это способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы.
Разделом IV оспариваемого акта определены критерии установления степени ограничения способности к трудовой деятельности.
Пункт 8 данного раздела определяет способность к трудовой деятельности, состоящую из способности человека: к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда; осуществлению трудовой деятельности на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы; взаимодействию с другими людьми в социально-трудовых отношениях; к мотивации труда; соблюдать рабочий график; к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности).
По смыслу приведенной нормы, оценка приведенных в ней показателей дает возможность установить наличие способности трудиться вообще, в том числе выполнять неквалифицированные работы, безотносительно к какой-либо трудовой деятельности, требующей профессиональных знаний, умений и навыков.
Оспариваемый заявителем пункт 9 данного раздела позволяет проводить оценку показателей способности к трудовой деятельности с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков. Вместе с тем из пункта 9 не следует запрета на установление ограничений способности к трудовой деятельности лицам, не имеющим профессиональных знаний, умений и навыков.
Каких-либо ограничений рамками определенной профессии ни вышеназванным Федеральным законом, ни Правилами, ни Классификациями и критериями не установлено.
С учетом изложенного суд считает, что пункт 9 Классификаций, и критериев не противоречит статьям 1 и 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" и прав заявителя не нарушает.
В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит Федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление И.В.С. о признании недействующим пункта 9 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 535, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N ГКПИ08-2365
Текст решения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 28 апреля 2009 г. N КАС09-160 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения