Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 апреля 2009 г. N 17159/08
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Ксенофонтовой Н.А., Нешатаевой Т.Н., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление администрации муниципального образования "Город Бердск Новосибирской области" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 13.05.2008 по делу N А40-12752/08-55-90, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.10.2008 по тому же делу.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления Федерального арбитражного суда Московского округа следует читать как "от 30.09.2008 г."
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - администрации муниципального образования "Город Бердск Новосибирской области" (истца) - Губарь Е.И.;
от Генеральной прокуратуры Российской Федерации (ответчика) - Агбашян К.И., Гиндина О.Е.
Заслушав и обсудив доклад судьи Ксенофонтовой Н.А., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Администрация муниципального образования "Город Бердск Новосибирской области" (далее - городская администрация) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Генеральной прокуратуры Российской Федерации о взыскании 1 150 000 рублей компенсации за предоставленное прокурору жилое помещение.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.05.2008 в иске отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 07.10.2008 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
Все суды исходили из того, что расходы городской администрации возникли после 01.01.2005, когда вступил в действие новый порядок обеспечения жилой площадью прокуроров, предусматривающий использование Генеральной прокуратурой Российской Федерации выделенных средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья, но не на компенсацию за ранее предоставленное жилье.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов городская администрация просит их отменить, ссылаясь на обязанность финансирования обеспечения жильем прокуроров за счет средств федерального бюджета независимо от изменения порядка обеспечения жильем, и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение.
В отзыве на заявление Генеральная прокуратура Российской Федерации просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, указывая, что компенсация за предоставленное жилье не основана на законе, действующем с 01.01.2005.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в пункт 4 статьи 44 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокуроры, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели органам прокуратуры Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Такой порядок предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 06.12.2005 N 737 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2006 N 440) "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005-2006 годах" и действовал также в 2007-2008 годах на основании постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2007 N 126 (пункт 58) и постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2008 N 192.
Порядок состоит в том, что ассигнования для улучшения жилищных условий прокуроров предусматриваются в федеральном бюджете для Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которая использует их на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для прокуроров с отнесением к специализированному жилищному фонду.
Ранее действовавший порядок возлагал обязанность предоставления жилой площади прокурорам на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с последующей компенсацией им стоимости жилых помещений за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели органам прокуратуры Российской Федерации.
Городская администрация в 2006 году выделила квартиру помощнику городского прокурора, принятому на учет в 2004 году в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий и в силу статуса подлежащего обеспечению жильем во внеочередном порядке.
Предоставление квартиры состоялось на основании решения районного суда города Бердска от 25.05.2005, принятого по иску прокурора.
Обеспечение жильем прокурора произошло хотя и после сложения с органов местного самоуправления такой обязанности, но на основании решения суда, которое подлежит обязательному исполнению.
Исполнив решение суда, городская администрация понесла расходы на реализацию гарантии предоставления жилья работнику прокуратуры, финансовое обеспечение которой за счет муниципальных средств не предусмотрено, следовательно, ее расходы должны быть компенсированы.
Однако денежная сумма, истраченная городской администрацией на приобретение прокурору квартиры, не может быть возмещена за счет Генеральной прокуратуры Российской Федерации, поскольку средства федерального бюджета, выделенные ей до 01.01.2005 на эту цель, израсходованы, а поступающие после названной даты - подлежат расходованию в соответствии с изложенным порядком.
Согласно статье 52 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" финансовое обеспечение деятельности органов и учреждений прокуратуры, а также гарантий и компенсаций работникам этих учреждений является расходным обязательством Российской Федерации.
Таким образом, отвечать за возмещение городской администрации спорной суммы должна участвующая в деле Российская Федерация, но не в лице Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а в лице органа, осуществляющего контроль за расходованием казны, поскольку иск следует удовлетворить за счет средств казны.
Оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении норм права, предусматривающих гарантии прокурорской деятельности, поэтому на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации они подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.05.2008 по делу N А40-12752/08-55-90, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2008 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.10.2008 по тому же делу отменить.
Взыскать с Российской Федерации за счет средств казны в пользу муниципального образования "Город Бердск Новосибирской области" 1 150 000 рублей.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Муниципалитет обратился в суд, потребовав с Российской Федерации в лице Генпрокуратуры компенсацию за предоставление жилья прокурору.
Президиум ВАС РФ счел требование обоснованным и указал следующее.
До 01.01.2005 обязанность по предоставлению жилья прокурорам возлагалась на органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления с последующей компенсацией им стоимости этого жилья за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели органам прокуратуры.
После 01.01.2005 ассигнования для улучшения жилищных условий прокуроров предусматриваются в федеральном бюджете для Генпрокуратуры, которая использует их на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельного жилья для прокуроров.
В рассматриваемом случае предоставление спорного жилья состоялось на основании решения суда после 2005 г., т.е. после сложения с органов местного самоуправления такой обязанности. Вместе с тем, расходы должны быть компенсированы не за счет Генпрокуратуры (поскольку выделенные ей бюджетные средства за соответствующий год израсходованы), а за счет средств казны.
Таким образом, отвечать за возмещение муниципалитету спорной суммы должна участвующая в деле Российская Федерация, но не в лице Генпрокуратуры, а в лице органа, осуществляющего контроль за расходованием казны.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 апреля 2009 г. N 17159/08
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2009 г., N 8
Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 28.05.2009
Номер дела в первой инстанции: А40-12752/08-55-90
Истец: Администрация муниципального образования г. Бердска
Ответчик: Генеральная Прокуратура Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2009 Постановление Президиума ВАС РФ N 17159/08
07.10.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/9292-08
17.07.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-7792/2008