Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 21 мая 2009 г. N КАС09-195
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Т.М.Н. о признании недействующим пункта 15.2 Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 июля 2000 г. N 782, по кассационной жалобе Т.М.Н. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2009 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ф.А.И., объяснения представителей МВД РФ М.Г.В. и Ш.Ю.К., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Ф.А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 июля 2000 г. N 782 утверждена Инструкция о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 августа 2000 г. N 2349 и опубликован в "Российской газете", N 162, 22 августа 2000 г., "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 35, 28 августа 2000 г.
Пунктом 15.2. Инструкции предусмотрено, что при приеме документов должностным лицом проверяются документы, подтверждающие регистрацию кандидата в водители по месту жительства или по месту пребывания. К таким документам относятся: паспорт с отметкой о регистрации, свидетельство о регистрации по месту жительства или по месту пребывания, а также другие документы (справки) с отметкой органа внутренних дел или органа местного самоуправления (при отсутствии в населенном пункте органа внутренних дел) о регистрации.
Т.М.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 15.2 Инструкции, ссылаясь на то, что положения данного пункта противоречат федеральному законодательству, т.к. не предусматривают обязанности ГИБДД проверять достоверность регистрации, возлагая такую обязанность на самого заявителя, а также не предусматривают в качестве надлежащих документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства, другие документы, кроме указанных в пункте 15.2 Инструкции, которые допускают во взаимосвязи с пунктом 17 Инструкции возможность отказа в приеме экзаменов, что, по, мнению заявителя, противоречит Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации".
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2009 года в удовлетворении заявления Т.М.Н. отказано.
В кассационной жалобе Т.М.Н. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Полагает, что оспоренный им пункт Инструкции содержит необоснованное ограничивающее требование - в подтверждение регистрации кандидата в водители по месту жительства или по месту пребывания предоставить в рассматриваемом случае справку с места жительства, но только с отметкой органа внутренних дел. Как указал заявитель, данное требование противоречит постановлению Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", содержащего указание в том числе, и на должностных лиц, ответственных за регистрацию граждан, по месту жительства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон) порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации постановлением от 15 декабря 1999 г. N 1396 утверждены Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (далее - Правила).
Министерство внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утратило силу с 19 июля 2004 года), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 1039, руководит Государственной автомобильной инспекцией; участвует в разработке правил, стандартов и иных нормативов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; организует работу, связанную с допуском автомототранспортных средств и прицепов к ним, а также водителей к участию в дорожном движении (подпункт 13 пункта 8), издает на основании и во исполнение законодательства Российской Федерации и настоящего Положения обязательные для исполнения в системе Министерства приказы, положения, наставления, инструкции, правила, уставы и иные нормативные акты (подпункт 6 пункта 10).
В соответствии с предоставленными полномочиями в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396 и совершенствования экзаменационной деятельности подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации Министерством внутренних дел Российской Федерации приказом от 20 июля 2000 г. N 782 была утверждена Инструкция о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Как следует из пункта 1, данная Инструкция регламентирует порядок организации работы подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, связанной с приемом у граждан квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, оформлением и выдачей водительских удостоверений, а также производством иных действий в соответствии с Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений.
Таким образом, данный нормативный правовой акт регламентирует порядок деятельности органа внутренних дел по выдаче водительских удостоверений. Порядок выдачи справок в связи с обращениями граждан, этот акт не регламентирует. В связи с чем ссылка заявителя на Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" несостоятельна. Нормами данного закона не регулируются правоотношения в указанной сфере деятельности ГИБДД.
Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений установлено, что прием экзаменов у граждан, выдача и замена им водительских удостоверений осуществляется Государственной инспекцией на территории того субъекта Российской Федерации, где гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания (пункт 12); а гражданам, не зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания - по месту их фактического проживания (пункт 13); лицо, желающее получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий представляет в Государственную инспекцию паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; документ, подтверждающий регистрацию кандидата в водители по месту жительства или по месту пребывания (при наличии регистрации) (пункт 16). Аналогичные положения содержатся в Инструкции (пункты 3, 4).
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 9 августа 2007 г. по делу N ГКПИ07-527, вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении заявления об оспаривании пунктов 12 и 13 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396.
Из выше приведенных норм следует, что прием экзаменов у граждан осуществляется Государственной инспекцией на территории того субъекта Российской Федерации, где гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания или по фактическому месту жительства. При этом отсутствие регистрации само по себе не является препятствием для допуска гражданина к экзаменам.
В связи с этим пункт 15.2 Инструкции обязывает должностное лицо подразделения ГИБДД проверить у кандидата в водители документы, подтверждающие его регистрацию по месту жительства или по месту пребывания (если таковая имеет место быть), что соответствует пунктам 12, 16 Правил.
Приведенный в данной норме перечень таких документов не противоречит действующему законодательству, не является исчерпывающим и не налагает на граждан каких-либо дополнительных обязанностей, не предусмотренных законом. Целью проверки вышеуказанных документов является выполнение установленного требования о том, что выдача и замена водительских удостоверений осуществляется именно на территории того субъекта, где гражданин зарегистрирован.
Кроме того, в соответствии с пунктом 17 статьи 10 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-I "О милиции", органы внутренних дел обязаны осуществлять контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета граждан Российской Федерации.
Обязанность по регистрации в полной мере лежит, в данном случае, и на заявителе, а предоставление соответствующих документов, предусмотренных как законом, так и Инструкцией является подтверждением регистрации.
Довод кассационной жалобы о противоречии оспоренного пункта Инструкции постановлению Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", несостоятелен.
Как следует из пункта 4 указанных Правил граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать данные Правила. Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами настоящих Правил возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел.
Таким образом, установление в оспоренном пункте Инструкции требования для соответствующего должностного лица органа внутренних дел по проверке документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства или по месту пребывания гражданина, согласуется с вышеуказанными предписаниями Правил.
В соответствии со ст.ст. 251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части Федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Министерство внутренних дел Российской Федерации вправе предусмотреть в своей Инструкции определенные организационно-учетные правила в целях определения компетенции данного подразделения на прием экзаменов, выдачу и замену водительских удостоверений у данного гражданина, которые, никоим образом не затрагивают и не ущемляют прав заявителя на выбор места пребывания и жительства.
Вывод суда о законности оспариваемого пункта 15.2 Инструкции сделан судом исходя из компетенции правотворческого органа издавшего этот нормативный правовой акт, и содержания оспоренной нормы на основе надлежащего анализа норм федерального законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Т.М.Н. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Процедура допуска к экзаменам на право вождения включает в себя проверку сотрудниками ГИБДД документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства (пребывания). Речь идет о документах с отметкой органа внутренних дел или органа местного самоуправления о регистрации. Такие правила содержатся в инструкции МВД России.
Кассационная инстанция оставила без изменения решение Верховного Суда РФ, признавшего соответствующие положения инструкции законными. При этом было отмечено следующее.
Экзамены принимаются в том регионе, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства, по месту пребывания или по фактическому месту жительства. Именно по этой причине необходима проверка документов о регистрации.
При отсутствии регистрации можно направить запрос для подтверждения фактического проживания гражданина по соответствующему адресу. Таким образом, отсутствие регистрации само по себе не является препятствием для допуска к экзаменам.
Установленный инструкцией перечень подтверждающих документов не является исчерпывающим и не налагает на граждан какие-либо дополнительные обязанности, не предусмотренные законом.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 21 мая 2009 г. N КАС09-195
Текст определения официально опубликован не был