Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 1882/09
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Козловой О.А., Першутова А.Г., Полубениной И.И., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление администрации Кировского муниципального района Приморского края о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 08.04.2008, постановления суда апелляционной инстанции от 25.06.2008 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-1334/2007 2-101 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.10.2008 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от первого заместителя прокурора Приморского края (истца) - Сафрыгина О.Ю.;
от индивидуального предпринимателя Гризодуба С.А. (ответчика) - Киселевич Д.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Полубениной И.И. и объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Первый заместитель прокурора Приморского края обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Фонду имущества Приморского края (далее - фонд имущества) и индивидуальному предпринимателю Гризодубу С.А. (далее - предприниматель) о признании недействительным заключенного между ними договора от 26.08.2005 N 98 купли-продажи земельного участка площадью 9 719 кв. метров, кадастровый номер 25:05:10 01 004:0190, расположенного по адресу: Приморский кр., Кировский р-н, пгт. Кировский, ул. Хуторная, д. 1, и применении последствий недействительности ничтожной сделки путем обязания предпринимателя возвратить указанный земельный участок в муниципальную собственность по акту приема-передачи.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных отношений Приморского края, федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю (далее - кадастровая палата), Комитет по управлению имуществом Кировского муниципального района (далее - комитет по управлению имуществом, комитет), администрация Кировского муниципального района Приморского края (далее - администрация), Управление Федерального казначейства по Приморскому краю, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю (далее - управление Росприроднадзора).
Решением суда первой инстанции от 08.04.2008 в иске отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.06.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 27.10.2008 решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора администрация просит отменить их как основанные на неправильном толковании законодательства и противоречащие сложившейся судебно-арбитражной практике.
В отзыве на заявление прокуратура Приморского края просит отменить названные судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Кадастровая палата и предприниматель в отзывах на заявление просят оставить эти судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества - здания хлебного цеха, контрольно-пропускного пункта, гаража.
Постановлением Комитета по управлению государственным имуществом Приморского края от 04.08.2005 N 20-п предпринимателю в целях эксплуатации данных объектов недвижимости предоставлен в собственность земельный участок, кадастровый номер 25:05:10 01 004:0190, площадью 9 719 кв. метров из земель поселений. Впоследствии между фондом имущества и предпринимателем был заключен договор от 26.08.2005 N 98 купли-продажи указанного земельного участка.
Первый заместитель прокурора Приморского края в порядке, предусмотренном статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился с настоящим иском в арбитражный суд по таким мотивам. Спорный земельный участок находится в границах третьей зоны округа горно-санитарной охраны курорта Шмаковка, поэтому как относящийся к особо охраняемым природным территориям ограничен в обороте и действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления его в собственность гражданам и юридическим лицам.
Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что спорный земельный участок относится к категории "земли поселений"; на территории поселка городского типа Кировский не проведено зонирование, поэтому участку не присвоен соответствующий статус согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс); сведения о включении участка в государственный кадастр природных территорий отсутствуют; земли, расположенные во второй и третьей зонах округа горно-санитарной охраны, не включаются в особо охраняемые природные территории, а потому данный участок не исключен из оборота.
Однако эти доводы судов противоречат действующему законодательству.
Спор возник в отношении земель курорта Шмаковка.
Исходя из статьи 96 Земельного кодекса земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округа санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По сообщению управления Росприроднадзора, курорт Шмаковка расположен в Приморском крае в 360 км к северо-западу от г. Владивостока и 38 км от железнодорожной станции Шмаковка Дальневосточной железной дороги в долине реки Уссури (бассейн реки Амур) на юго-западном склоне горы Курортная.
Проект округа и зон санитарной охраны курорта Шмаковка разработан Геологоразведочной конторой Геоминвода (Москва) в 1973 году. Решением Исполкома Приморского краевого Совета депутатов трудящихся от 29.03.1974 N 281 "О проекте округа и зон санитарной охраны курорта Шмаковка Приморского края" данный проект согласован и рекомендован к утверждению. По поручению Совета Министров СССР граница и режим округа санитарной охраны курорта Шмаковка установлены постановлением Министерства здравоохранения СССР и ВЦСПС от 28.02.1978 N 8-68 "Об установлении границ округов санитарной охраны курортов общесоюзного значения Нальчик Кабардино-Балкарской АССР, Сергиевские минеральные воды Куйбышевской области и Шмаковка Приморского края".
Площадь округа санитарной охраны курорта Шмаковка составляет 40,7 тыс. га. В составе округа выделены три охранных зоны, в пределах каждой установлен особый режим использования территории с целью сохранения природных лечебных ресурсов от загрязнения и преждевременного истощения.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 14.03.1983 N 128 утверждено положение о курорте Шмаковка, согласно которому курорт включает в себя курортную зону, в которой расположены природные лечебные средства, устройства и сооружения для их использования, санитарно-курортные учреждения и учреждения отдыха и культуры, а также зрелищные предприятия, предприятия общественного питания, торговли и бытового обслуживания, предназначенные для обслуживания лиц, прибывающих на курорт для лечения и отдыха; зону, в которой находятся жилые дома и общественные здания и сооружения для населения, постоянно проживающего на территории курорта; зону, в которой размещены централизованные хозяйственные и технические службы.
По утверждению управления Росприроднадзора, спорный земельный участок с кадастровым номером 25:05:10 01 004:0190 общей площадью 9 719 кв. метров расположен в третьей зоне округа санитарной охраны курорта Шмаковка.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" курорт является одной из категорий особо охраняемых природных территорий. Согласно пункту 3 статьи 32 этого Закона и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей курорта.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что поскольку границы округа горно-санитарной охраны не вынесены на местность и не зарегистрированы в государственном земельном кадастре, то спорный земельный участок не относится к землям особо охраняемых природных территорий, является необоснованным.
Между тем наличие утвержденного в установленном порядке описания границ курорта Шмаковка, а также совокупность представленных по делу доказательств позволяли судам сделать вывод о границах и статусе спорного земельного участка.
Кроме того, суды не дали оценки представленному в материалы дела заключению комитета по управлению имуществом от 12.04.2006 N 185. Комитет, основываясь на имеющемся у него подлинном картографическом материале, сообщил, что земельный участок, местоположение которого установлено относительно ориентира "строение N 1", расположенного в границах участка, адрес ориентира: ул. Хуторная, 1, п. Кировский Кировского р-на, общей площадью 9 719 кв. метров, кадастровый номер 25:05:10 01 004:0190, полностью расположен в границах третьей зоны санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Шмаковка и относится к землям особо охраняемых территорий.
Факт отнесения одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со статьей 85 Земельного кодекса и статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение.
При этом согласно статье 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" на проведение мероприятий по зонированию установлен пятилетний срок с момента введения Градостроительного кодекса (с 10.01.2005), который на данный момент не истек. Следовательно, вывод судов о том, что у спорного земельного участка отсутствует статус особо охраняемой территории, является не основанным на законе.
В соответствии с частью 5 статьи 27 Земельного кодекса земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов ограничиваются в обороте, а в соответствии с частью 2 указанной статьи не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен статьей 28 (пункт 8) Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Такой же запрет установлен и статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Кроме того, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных в применением земельного законодательства" разъяснил, что правомерным основанием для отказа в приобретении в собственность земельных участков, на которых расположены принадлежащие собственникам объекты недвижимого имущества, служит то обстоятельство, что земельный участок ограничен в обороте, федеральным законом установлен запрет на его приватизацию.
При названных условиях оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены.
Вместе с тем вопрос о том, расположен ли спорный земельный участок в третьей зоне округа санитарной охраны курорта Шмаковка, нуждается в дополнительном исследовании, поэтому дело следует передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение суда первой инстанции от 08.04.2008, постановление суда апелляционной инстанции от 25.06.2008 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-1334/2007 2-101 и постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.10.2008 по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Прокурор потребовал признать недействительным договор купли-продажи земельного участка ввиду того, что последний относится к особо охраняемым природным территориям (ООПТ), ограничен в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность.
Требование не удовлетворили. Это, в частности, обосновывалось следующим. Участок относится к землям поселений. В поселении не проведено зонирование, поэтому участку не присвоен статус зоны особо охраняемых территорий (ООТ).
Однако Президиум ВАС РФ с такой позицией не согласился.
Спор возник в отношении земель курорта, являющегося одной из категорий ООПТ.
Законодательство допускает отнесение одного и того же участка к землям ООТ и землям населенных пунктов. Согласно ст. 85 ЗК РФ в пределах черты поселений могут выделяться зоны ООТ.
На проведение мероприятий по зонированию отведено 5 лет с момента введения нового Градостроительного кодекса РФ (с 10 января 2005 г.). Указанный срок еще не истек.
Следовательно, вывод об отсутствии у земельного участка статуса ООТ является необоснованным.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 1882/09
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2009 г., N 9
Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 18.07.2009