Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июля 2009 г. N 2518/09
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л. -
рассмотрел заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району города Перми о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11.11.2008 по делу N А50-5215/2008-А4 Арбитражного суда Пермского края.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району города Перми - Демченкова Ю.Б., Овчар О.В., Самаркин В.В.;
от открытого акционерного общества "Пермский завод "Машиностроитель" - Паршин И.И., Савостикова Е.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Вышняк Н.Г. и объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
По результатам выездной налоговой проверки открытого акционерного общества "Пермский завод "Машиностроитель" (далее - общество) за период 2005 - 2006 годов Инспекция Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району города Перми (далее - инспекция) вынесла решение от 02.04.2008 N 14-16-11/04829 ДСП, которым в числе прочего доначислила к уплате в бюджет 15 579 520 рублей 60 копеек земельного налога за 2005 год и начислила 4 015 143 рубля 13 копеек пеней за просрочку уплаты этого налога.
Основанием к доначислению налога послужило неправомерное, по мнению инспекции, применение обществом льготы, предусмотренной пунктом 13 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю).
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с требованием о признании недействительным этого ненормативного акта в части доначисления земельного налога и начисления соответствующих пеней.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.06.2008 решение инспекции признано недействительным в части доначисления 36 784 рублей земельного налога и соответствующих пеней. В остальной части требования общества отклонены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2008 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 11.11.2008 отменил названные судебные акты в части отказа в удовлетворении требований и удовлетворил их полностью.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции инспекция просит его отменить, указывая на нарушение норм права, и оставить без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
В отзыве на заявление общество просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
На территории города Перми в 2005 году действовал Закон о плате за землю, в соответствии с пунктом 13 статьи 12 которого от уплаты земельного налога полностью освобождаются предприятия, научные организации и научно-исследовательские учреждения за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что в 2005 году общество использовало для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв, один из объектов мобилизационного назначения - док-склад II отдела, расположенный на земельном участке площадью 2200 кв. метров, и лишь в отношении этого участка общество имеет право на льготу по земельному налогу. При этом суды учитывали данные, содержащиеся в Перечне земельных участков, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов) (формы N 3) (далее - Перечень земельных участков, Перечень), представленном обществом в обоснование права на льготу в соответствии с требованиями Положения о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденного Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам от 02.12.2002 N ГГ-181, N 13-6-5/9564, N БГ-18-01/3 (далее - Положение), а также сведения, полученные от руководителя головной службы по мобилизационной подготовке соответствующей отрасли - федерального государственного унитарного предприятия "НПО "Техномаш".
Отменяя судебные акты первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции указал, что исходя из пунктов 3.2, 3.7 Положения документальным подтверждением права на льготу по земельному налогу служит только Перечень земельных участков, представляемый в налоговый орган. Каких-либо других документов не требуется. Суд также отметил отсутствие у налогового органа доказательств неиспользования, кроме участка под док-складом II отдела, иных земельных участков, указанных в Перечне, для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации.
Между тем судом кассационной инстанции не учтено следующее.
Как следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики имеют право использовать льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 3.2 Положения для документального подтверждения права на льготу по земельному налогу организации подготавливают Перечень земельных участков. При этом указание на необходимость отражения в данном Перечне тех земельных участков, на которых размещались не мобилизационные запасы (резервы), а иные объекты мобилизационного назначения, была обусловлена следующим.
На момент утверждения Положения помимо освобождения от уплаты земельного налога в соответствии с пунктом 13 статьи 12 Закона о плате за землю не облагались таким налогом также земельные участки под объектами мобилизационного назначения, мобилизационными мощностями, законсервированными и не используемыми в текущем производстве, и испытательные полигоны. Эта льгота была введена Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" и действовала в 2002-2003 годах.
В 2005 году на территории муниципальных образований, где не был введен земельный налог в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу пункта 13 статьи 12 Закона о плате за землю могла быть применена льгота по земельному налогу только в отношении земельных участков, непосредственно используемых для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации.
Следовательно, Перечень земельных участков, отражающий данные об участках, на которых расположены не только склады для хранения запасов (резервов), но и другие объекты мобилизационного назначения, не является безусловным доказательством права на льготу по земельному налогу в отношении всей площади перечисленных в нем участков.
Представленный обществом Перечень земельных участков содержит сведения об участках не только под складами, но и под производственными цехами, локомотивным депо, транспортным цехом, водоемом, насосной станцией, пожарным депо, станцией нейтрализации, компрессорной станцией, вспомогательными объектами, которые не предназначены для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации.
Указанное обстоятельство имело значение для решения по делу, что и было принято во внимание судами первой и апелляционной инстанций. При этом, проверяя правомерность заявленной обществом льготы, суды исследовали не только Перечень, но и другие документы.
Суд же кассационной инстанции ошибочно счел, что кроме Перечня иных доказательств права на льготу по налогу на землю не требуется, и признал, что эта льгота обоснованно применена обществом в отношении всех земельных участков, поименованных в представленном им Перечне, поскольку инспекция не доказала, что не все перечисленные земельные участки используются под хранение материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации.
Однако речь идет о льготе по налогу и обязанность обосновать право на ее применение лежала на налогоплательщике.
При названных обстоятельствах оспариваемый судебный акт как нарушающий единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11.11.2008 по делу N А50-5215/2008-А4 Арбитражного суда Пермского края отменить.
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11.06.2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2008 по указанному делу оставить без изменения.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
До 1 января 2006 г. Закон о плате за землю предусматривал льготы по уплате земельного налога.
Предприятия, научные организации и научно-исследовательские учреждения освобождались от налога в отношении земельных участков, непосредственно используемых для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв РФ.
Относительно применения указанной льготы Президиум ВАС РФ разъяснил следующее.
Для использования льготы налогоплательщик должен был представить документы, подтверждающие право на ее применение. Процедура оформления таких документов определена Положением о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики.
В силу указанного положения организации ежегодно подготавливали перечень земельных участков, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов). Эти перечни согласовывались и утверждались уполномоченными органами власти. Затем они представлялись организациями в налоговый орган по месту постановки на учет.
Как пояснил Президиум, перечень, отражающий данные об участках, на которых расположены не только склады для хранения указанных запасов (резервов), но и другие объекты мобилизационного назначения, не является безусловным доказательством права на льготу в отношении всей площади перечисленных в перечне участков.
Так, в рассматриваемом случае нижестоящие суды обоснованно учли, что представленный перечень содержал сведения об участках не только под складом для хранения мобилизационных запасов, но и под иными объектами производственного назначения. С учетом этого суды пришли к обоснованному выводу, что налогоплательщик имел право на льготу в отношении не всей площади участков, а только той ее части, которая используется для хранения мобилизационных запасов.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июля 2009 г. N 2518/09
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2009 г., N 11
Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 04.08.2009
Номер дела в первой инстанции: А50-5215/2008-А4
Истец: ОАО "Пермский завод "Машиностроитель"
Ответчик: ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2009 Постановление Президиума ВАС РФ N 2518/09
20.05.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2518/09
08.08.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4979/08