Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 мая 2009 г. N ВАС-15798/08
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения оглашена 13 мая 2009 г.
В полном объеме решение изготовлено 27 мая 2009 г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи: И.И. Полубениной,
судей: А.М. Медведевой, Н.В. Осиповой,
при ведении протокола помощником Ю.С. Петропавловской
рассмотрел в судебном заседании дело N 15798/08 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по заявлению общественной организации коренных малочисленных народностей (родовая кочевая община)Красноармейского района Приморского края "Удэге" (далее - ОО КМН РКО "Удэге") к Правительству Российской Федерации с участием третьих лиц - ФГУ "Национальный парк "Удегейская легенда", Министерства регионального развития Российской Федерации о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 745-р "Об учреждении национального парка "Удэгейская легенда".
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя - ОО КМН РКО "Удэге" - Лук А.И. по доверенности от 26.11.2008, Алатин Е.Ф. по доверенности от 09.03.2009;
от Правительства Российской Федерации - Гуськов А.П. по поручению Правительства Российской Федерации от 13.02.2009 N СС-П9- 752, доверенности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2009, Степаницкий В.Б. по поручению Правительства Российской Федерации от 13.02.2009 N СС-П9-752, доверенности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.03.2009;
от третьих лиц - ФГУ "Национальный парк "Удэгейская легенда" - Крейндлин М.Л. по доверенности от 04.03.2009;
от Министерства регионального развития Российской Федерации - представитель не явился, извещен надлежащим образом.
Суд установил:
ОО КМН РКО "Удэге" обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 745-р "Об учреждении национального парка "Удэгейская легенда".
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что оспариваемый ненормативный акт противоречит пунктам 4, 10 части 1 статьи 1, части 3 статьи 7, статьям 23, 24, 40, 41, 47 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", части 4 статьи 36, статье 49 Федерального закона "О животном мире", статье 48 Лесного кодекса Российской Федерации. По сообщению заявителя после создания национального парка община утратила возможность вести традиционное природопользование и традиционный образ жизни на исконных территориях, поскольку ранее переданные общине в пользование участки лесного фонда были переданы национальному парку.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФГУ "Национальный парк "Удэгейская легенда" и Министерство регионального развития Российской Федерации.
В судебное заседание Минрегион России своего представителя не направил, а в отзыве на заявление просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
От заявителя поступило ходатайство о восстановлении срока подачи заявления об оспаривании ненормативного акта, поскольку об издании оспариваемого распоряжения ему стало известно при рассмотрении Арбитражным судом Приморского края дела N А51-5448/08 29-186, в котором община участвовала в качестве третьего лица. Кроме того, заявитель уточнил свои требования следующим образом: "Просим суд признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 г. N 745-Р "Об учреждении национального парка "Удэгейская легенда", в части включения земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий земель, площадью 30,975 тыс. га, переданных ранее 3 сентября 2001 года в безвозмездное пользование ОО КМН РКО "Удэге", согласно Свидетельству о госрегистрации права серии 25-АА N 015183, участки лесного фонда Рощинского лесхоза (кварталы) NN 1, 2, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19. 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 52, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 74, 75, 76, 77, 78, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 290, 291, 292, 293, 295 296, 297, 298, 300, 301, 302, 303, 304, 305, 308, 309, 306, 310, 322, 321, 320, 332".
Правительство Российской Федерации в отзыве просит отказать в удовлетворении заявленных требований, полагая, что оспариваемое распоряжение издано в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права заявителя, также ссылается на пропуск заявителем трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для обжалования ненормативного правового акта.
ФГУ "Национальный парк "Удэгейская легенда" и Минрегион России в отзывах просят отказать в признании недействительным оспариваемого распоряжения по доводам, аналогичным доводам Правительства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа и органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иному правовому акту и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности может быть признан судом недействительным.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании такого акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судом признано наличие оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи заявления.
Также судом на основании части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворяется ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований.
Заявителем по настоящему делу является Общественная организация коренных малочисленных народностей (родовая кочевая община) Красноармейского района Приморского края "Удэге" (свидетельство о регистрации Управления юстиции Администрации Приморского края от 22.02.2000 25 N 755).
Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" предусматривает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Указанный закон наделяет Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления определенными полномочиями по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов.
Правовое регулирование отношений в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О территориях традиционного природопользования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
Согласно оспариваемому распоряжению от 09.06.2007 N 745-р Правительство Российской Федерации приняло предложения администрации Приморского края и Минприроды России о переводе земель лесного фонда площадью 88 600 га в земли особо охраняемых территорий и объектов (состав которых указан в приложении), об учреждении на указанных землях национального парка "Удэгейская легенда". Росприроднадзору, в ведение которого передавался указанный национальный парк, поручено обеспечить режим особой охраны природных комплексов и объектов на землях, указанных в распоряжении.
Кроме того Минприроды поручено подготовить и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта правительства о создании ФГУ "Национальный парк "Удэгейская легенда".
На основании представленного в дело картографического материала, а также с учетом пояснений представителей сторон суд установил, что земли лесного фонда, предоставленные в пользование ОО КМН РКО "Удэге", частично включены в состав земель, на которых учреждается национальный парк.
Как установлено судом, Комитет по природным ресурсам Администрации Приморского края согласно приказу от 13.07.2001 N 237 предоставил родовой кочевой общине "Удэге" территорию, необходимую для осуществления пользования животным миром площадью 30 975 га на срок по 1 июля 2006 г. Одним из условий пользования общиной предоставленной территорией является заключение договора безвозмездного пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства с Рощинским лесхозом. В пункте 1 указанного приказа содержится запись о том, что пользование предоставленной территорией прекращается досрочно в случае принятия в установленном порядке решения об учреждении на данной территории национального парка. В приложении к приказу описаны границы предоставленной территории.
На основании приказа от 13.07.2001 N 237 между Комитетом по природным ресурсам администрации Приморского края и ОО КМН РКО "Удэге" был заключен договор от 25.07.2001 N 6701 о предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования животным миром сроком по 1 июля 2006 г. На момент вынесения оспариваемого распоряжения срок действия этого договора истек. Также на основании указанного приказа между Рощинским лесхозом и ОО КМН РКО "Удэге" был заключен договор от 01.08.2001 N 1 безвозмездного пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства на срок по 1 июля 2006 г. В дальнейшем в связи с внесением изменений в приказ от 13.07.2001 N 237 стороны подписали изменения к договору от 01.08.2001, срок его действия был продлен по 01.07.2050. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ОО КМН РКО "Удэге" зарегистрировано право безвозмездного пользования участком лесного фонда Рощинского лесхоза площадью 30 975 га в границах согласно приложению к приказу от 13.07.2001 N 237.
Кроме того заявитель обладает долгосрочной лицензией на пользование объектами животного мира (серия ХХ N 5699) со сроком действия по 01.06.2016 г.
Согласно указанному договору и лицензии кочевая община получила право на рациональное использование животного мира и пользование лесными ресурсами (заготовка древесины, продуктов побочного пользования лесом, разработка кормовых полей, сенокошение, заготовка веточного корма и др.), строительство постоянных и временных помещений, сооружений, необходимых для ведения охотничьего хозяйства.
Довод Правительства Российской Федерации и национального парка о том, что на момент создания национального парка у заявителя отсутствуют правовые основания для пользования животным миром на оспариваемой территории судом не принимается, поскольку договор N 1 от 01.08.2001 безвозмездного пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства не расторгался в порядке, предусмотренном статьями 450-452 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом за кочевой общиной сохраняется право пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства.
Режим особой охраны территорий национальных парков, предусмотренный статьей 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", существенно ограничивает ранее предоставленное общине право пользования участком лесного фонда.
Судом отклоняется ссылка Правительства Российской Федерации и национального парка на пункт 3 статьи 15 указанного федерального закона, в силу которого в Положении о ФГУ "Национальный парк "Удэгейская легенда" предусмотрено выделение зоны традиционного экстенсивного природопользования на территории национального парка. В пределах этой зоны допускается традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды природопользования.
Как следует из приложения N 1 к Положению о ФГУ "Национальный парк "Удэгейская легенда" общая площадь зоны экстенсивного природопользования составляет 20 101 га, тогда как заявителю предоставлен в пользование участок лесного фонда площадью 30 975 га. Выделение такой зоны заявитель оценивает как фактическое изъятие земель.
В зоне традиционного экстенсивного природопользования заготовка древисины, охота, сенокошение, рыболовство, сбор ягод, грибов, орехов и иных дикоросов разрешается только при наличии разрешения дирекции парка в установленных ею объемах.
При изложенных обстоятельствах утверждение Правительства Российской Федерации и национального парка о том, что оспариваемое распоряжение о переводе спорного участка лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и об учреждении на указанных землях национального парка не нарушает права и законные интересы ОО КМН РКО "Удэге", следует признать необоснованным.
Судом установлено, что оспариваемое распоряжение издано в нарушение требований статей 9, 48 Лесного кодекса Российской Федерации. Согласно нормам указанных статей в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, при использовании лесов обеспечивается защита исконной среды обитания этих народов и их традиционный образ жизни в соответствии с Федеральным законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". В установленном порядке у заявителя ранее зарегистрированное право безвозмездного срочного пользования лесным участком не прекращено.
Также при издании оспариваемого распоряжения не были учтены требования статьи 47 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривающей основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком.
С учетом установленных обстоятельств суд пришел к выводу, что в результате издания оспариваемого распоряжения в части включения земель в состав земель национального парка участка площадью 30 975 га у заявителя фактически изъят ранее предоставленный ему земельный участок, что привело к нарушению норм Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", лишило заявителя возможности использовать спорный участок лесного фонда.
При изложенных обстоятельствах суд признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решил:
восстановить срок подачи заявления оспариваемого ненормативного акта.
Признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 745-р в части включения в состав земель, на которых учреждается национальный парк "Удэгейская легенда", земельного участка площадью 30 975 га, ранее предоставленного ОО КМН РКО "Удэге" в безвозмездное пользование (свидетельство о государственной регистрации права серии 25-АА номер 015183, выданное 03.09.2001) как не соответствующее статьям 9, 48 Лесного кодекса Российской Федерации, статье 47 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 8 Федерального закона Российской Федерации "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации".
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Председательствующий судья |
И.И. Полубенина |
Судья |
А.М. Медведева |
Судья |
Н.В. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривался акт, согласно которому некоторые земли лесного фонда были переведены в земли особо охраняемых территорий, чтобы разместить на них национальный парк.
ВАС РФ пришел к выводу о незаконности акта и пояснил следующее.
В рассматриваемом случае часть вышеуказанных участков была ранее предоставлена в пользование общественной организации коренных малочисленных народностей (родовой кочевой общине). Право безвозмездно пользоваться участками было зарегистрировано за общиной в ЕГРП.
Режим особой охраны территорий национальных парков, предусмотренный Законом об особо охраняемых природных территориях, существенно ограничил ранее предоставленное общине право пользования.
В результате издания оспариваемого акта у общины были фактически изъяты ранее предоставленные ей земельные участки, что привело к нарушению норм Закона о гарантиях прав коренных малочисленных народов.
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 мая 2009 г. N ВАС-15798/08
Текст решения размещен на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ в Internet (http://www.arbitr.ru)