Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ
от 21 июля 2009 г. N 93-О09-14
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании материал по кассационному представлению старшего прокурора отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Магаданской области И.А.Х. на постановление судьи Магаданского областного суда от 3 июня 2009 года, которым отказано в удовлетворении ходатайства следователя о продлении срока содержания под стражей в отношении
О.В.Ю., 11 ноября 1969 года рождения, ранее несудимого,
обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п. "а" ч. 3 ст. 163, п. "а" ч. 3 ст. 163, п. "а", ч. 3 ст. 163, п. "а" ч. 3 ст. 163, п. "а" ч. 3 ст. 163 УК РФ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации В.О.Н., выступление прокурора Ш.М.В., не поддержавшей кассационное представление, судебная коллегия установила:
О.В.Ю. обвиняется в совершении вымогательства чужого имущества в составе организованной группы.
Постановлением Магаданского городского суда от 05.06.2008 года в отношении обвиняемого О.В.Ю. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В последующем, на основании судебных решений, мера пресечения в виде заключения под стражу О.В.Ю. неоднократно продлевалась, в том числе, 20.04.2009 года срок содержания его под стражей продлен до двенадцати месяцев 00 суток, то есть до 4 июня 2009 года.
С 20 мая 2009 года обвиняемый О.В.Ю. и его защитник Е.И.Н. знакомятся с материалами дела.
27 мая 2009 года следователь Л.В.В. обратилась в Магаданский областной суд с ходатайством о продлении срока содержания под стражей обвиняемому О.В.Ю. на 2 месяца 18 суток, а всего до 14 месяцев 18 суток, то есть до 22 августа 2009 года включительно.
Продление срока содержания под стражей обвиняемому О.В.Ю. следователь обосновывает необходимостью выполнения по уголовному делу требований ст. 217 УПК РФ, постановления Конституционного суда РФ от 22.03.2005 г. N 4-П и положений ч. 3 ст. 227 и ст. 228 УПК РФ; составлением обвинительного заключения и выполнения иных следственных и оперативно розыскных мероприятий. Считает, что изменение меры пресечения в виде заключения под стражу, избранной в отношении обвиняемого О.В.Ю. на иную, не связанную с содержанием под стражей невозможно, так как О.В.Ю. обвиняется в совершении ряда умышленных преступлений, относящихся к категории особо тяжких, может скрыться от органов предварительного следствия и суда, продолжить преступную деятельность, угрожать потерпевшим и воспрепятствовать производству по уголовному делу. Считает, что находясь на свободе, О.В.Ю. может продолжить угрожать потерпевшим.
Постановлением судьи Магаданского областного суда от 3 июня 2009 года в удовлетворении этого ходатайства отказано.
В кассационном представлении старший прокурор отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Магаданской области И.А.Х. просит об отмене постановления судьи и направлении материалов на новое судебное рассмотрение. При этом указывает, что судом неверно применены положения ч.ч. 3, 5 ст. 109 УПК РФ при определении предельного срока содержания под стражей за совершение особо тяжких преступлений, и как следствие, неверно определен 30 суточный срок для предъявления материалов уголовного дела обвиняемому и его защитнику для ознакомления. Кроме того, основанием к отказу в продлении срока содержания под стражей явились выводы суда о том, что исполняющий обязанности начальника Следственного управления при УВД по Магаданской области не относится к лицам, с согласия которых, в силу ч. 3 ст. 109 УПК РФ, может вноситься в соответствующий суд ходатайство следователя о продлении срока содержания обвиняемых под стражей свыше 12 месяцев.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия находит постановление судьи законным и обоснованным по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении ходатайства о продлении срока содержания под стражей О.В.Ю., суд указал, что материалы уголовного дела представлены обвиняемому и его защитнику позднее, чем за 30 суток до окончания 12-ти месячного срока содержания обвиняемого под стражей. В результате, суд пришел к обоснованному выводу о том, что органами предварительного следствия по данному деле не соблюдены положения ч. 5 ст. 109 УПК РФ, влечет отказ в удовлетворении ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей и обвиняемый О.В.Ю. в соответствии с требованиями ч. 6 указанной статьи подлежит освобождению по истечению 12-месячного срока содержания под стражей. Кроме того, суд указал, что ходатайство следователя, в нарушение требований ч. 3 ст. 109 УПК РФ, согласовано с ненадлежащим должностным лицом, не относящимся к лицам, с согласия которых, в силу ч. 3 ст. 109 УПК РФ, может вноситься в соответствующий суд ходатайство следователя о продлении срока содержания обвиняемых под стражей свыше 12 месяцев. Также, отмечается, что в ходатайстве следователя не приведены исключительные обстоятельства и веские мотивы необходимости продления срока содержания под стражей обвиняемому О.В.Ю. свыше 12 месяцев.
Данные выводы суда основаны на законе. Согласно ч.ч. 2-3 ст. 109 УПК РФ в случае невозможности закончить предварительное следствие в срок и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен судьей соответствующего суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти), до 18 месяцев.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 314 от 9 марта 2004 года в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 927, Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 233 от 28 февраля 2009 года министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации являются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, следует признать, что исполняющий обязанности начальника Следственного управления при УВД по Магаданской области не относится к лицам, с согласия которых, в силу ч. 3 ст. 109 УПК РФ, может вноситься в соответствующий суд ходатайство следователя о продлении срока содержания обвиняемых под стражей свыше 12 месяцев.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
постановление судьи Магаданского областного суда от 3 июня 2009 года в отношении О.В.Ю. оставить без изменения, а кассационное представление - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 21 июля 2009 г. N 93-О09-14
Текст определения официально опубликован не был