Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 декабря 2009 г. N 44-Г09-36
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим пункта 2.1.2 Порядка размещения временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковские депозиты кредитных организаций, имеющих высокую степень финансово-кредитной стабильности, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 3 июня 2009 года N 345-п по кассационной жалобе Правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 27 августа 2009 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.В.П., объяснения представителя Правительства Пермского края К.Ю.Г., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации З.Э.С. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 2.1.2 Порядка размещения временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковские депозиты кредитных организаций, имеющих высокую степень финансово-кредитной стабильности, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 3 июня 2009 года N 345-п, ссылаясь на то, что требование к кредитным организациям, определённое оспариваемой нормой, противоречит действующему законодательству: положениям части 2 ст. 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилам размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2008 года N 227, положениям ст. 48 Закона Пермского края от 12 октября 2007 года N 111-ПК "О бюджетном процессе в Пермском крае", так как оспариваемая норма, предписывающая размещение бюджетных средств на банковских депозитах кредитных организаций, имеющих в наличии собственные средства (капитал) в размере не менее 50 млрд. рублей на последнюю отчетную дату, предшествующую дате отбора кредитных организаций, устанавливает самостоятельное требование, не соответствующее требованиям к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты, определённым Правительством Российской Федерации.
Кроме того, согласно части 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции от 8 ноября 2008 года) органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Пункт 2.1.2 Порядка фактически устанавливает ограничения для кредитных организаций, имеющих возможность претендовать в качестве уполномоченной организации на заключение договоров банковского вклада, изначально ставит определённых участников отбора в приоритетное положение, тем самым, делая отбор формальным, поскольку кредитные организации, чьи собственные средства (капитал) не достигают размера 50 млрд. рублей, не участвуют в конкурсном отборе банков для размещения бюджетных средств на банковских депозитах.
Решением Пермского краевого суда от 27 августа 2009 года постановлено: признать недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 2.1.2 Порядка размещения временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковские депозиты кредитных организаций, имеющих высокую степень финансово-кредитной стабильности, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 3 июня 2009 года N 345-п.
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края"
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, дал неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Постановлением Правительства Пермского края от 3 июня 2009 года N 345-п, опубликованным в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края N 22 от 08.06.2009 года, утверждён Порядок размещения временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковские депозиты кредитных организаций, имеющих высокую степень финансово-кредитной стабильности.
Пункт 2.1.2 Порядка предусматривает необходимость наличия у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 50 млрд. рублей на последнюю отчётную дату, предшествующей дате отбора кредитных организаций.
В соответствии с пунктом 2 ст. 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации требования к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства бюджетов субъектов Российской Федерации на банковские депозиты, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.
Правила размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2008 N 227, предусматривают наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 5 млрд. рублей по имеющейся в Центральном банке Российской Федерации отчётности.
Оспариваемой нормой требование к размеру собственных средств кредитных организаций, в которых могут размещаться средства бюджета Пермского края, установлено - не менее 50 млрд. рублей, что свидетельствует о её несоответствии нормам федерального законодательства.
При таких обстоятельствах вывод суда об удовлетворении заявленных требований, сделан правильно, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, о неправильном толковании судом норм материального права, а также юридически значимых понятий, нельзя признать состоятельными.
Судом на основе разъяснений, содержащихся в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", дан подробный анализ оспариваемого акта и сделан обоснованный вывод о его соответствии всем признакам, характерным для нормативного правового акта.
О нормативном характере оспариваемого акта свидетельствует также его наименование - "постановление".
Согласно п. 2 ст. 16 Закона Пермского края "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" от 07.09.2007 N 107-ПК, акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Пермского края. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Пермского края.
Иные доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда об удовлетворении заявленных требований и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Пермского краевого суда от 27 августа 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 декабря 2009 г. N 44-Г09-36
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)