Решение Верховного Суда РФ от 18 ноября 2009 г. N ГКПИ09-1454
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ф.Х.Х. о признании частично недействующими подпункта "а" пункта 9 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 789, пункта 39.1 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 г. N 40, установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 789 утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Положения для подтверждения основания выдачи разрешения на временное проживания без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты лицо, родившееся на территории РСФСР и состоявшее в прошлом в гражданстве СССР или родившееся на территории Российской Федерации, представляет свидетельство о рождении, выданное на территории РСФСР или Российской Федерации органом записи актов гражданского состояния. В случае отсутствия указанного свидетельства документом, подтверждающим рождение на территории РСФСР и состояние в прошлом в гражданстве СССР, является паспорт гражданина СССР образца 1974 года.
Аналогичная норма воспроизведена в пункте 39.1 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации (далее - Административный регламент), утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 г. N 40, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 14 апреля 2008 г., регистрационный N 11526.
Гражданин Вьетнама Ф.Х.Х. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании подпункта "а" пункта 9 Положения и пункта 39.1 Административного регламента недействующими в части, обязывающей иностранного гражданина представлять свидетельство о рождении, выданное на территории РСФСР или Российской Федерации. Заявитель указал, что на основании оспариваемых норм его несовершеннолетний сын, родившийся на территории Российской Федерации, лишен права получить разрешение на временное проживание без учета квоты, поскольку свидетельство о его рождении выдано консульским отделом Посольства Социалистической Республики Вьетнам в СССР, а не российскими органами записи актов гражданского состояния. Считает оспариваемые нормы противоречащими статье 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", которая право на выдачу разрешения на временное проживание без учета квоты связывает с фактом рождения лица на территории Российской Федерации, а не с местом нахождения органа, зарегистрировавшего его рождение.
Федеральная миграционная служба, представляющая также интересы Правительства Российской Федерации по поручению от 24 октября 2009 г., в письменных возражениях сослалась на международные договоры, согласно которым консульский округ является территорией государства пребывания, отведенной консульству для выполнения его функций, в связи с чем свидетельство о рождении, выданное несовершеннолетнему сыну заявителя, признается документом, подтверждающим факт его рождения на территории Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителя заявителя В.А.В., поддержавшего вышеприведенные доводы, возражения представителей исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, издавших оспариваемые нормативные правовые акты, Ш.Я.Ю., Ш.Н.А. и представителя Министерства юстиции Российской Федерации Г.Е.П., проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан Российской Федерации" порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждались Правительством Российской Федерации. Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ, которым внесены изменения в этот пункт, полномочия по утверждению такого порядка и перечня представляемых документов переданы уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, каковым является Федеральная миграционная служба.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты изданы исполнительными органами государственной власти Российской Федерации в пределах их компетенции, с соблюдением установленного порядка, официально опубликованы для всеобщего сведения ("Российская газета" соответственно от 13 ноября 2002 г. и от 20 мая 2008 г.).
Пунктом 3 статьи 6 названного Федерального закона установлено, что без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину, родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации и Федеральная миграционная служба в соответствии с предоставленными им полномочиями, конкретизируя приведенное законоположение, определили вид документа, представляемого иностранными гражданами в подтверждение факта рождения на территории РСФСР или Российской Федерации.
Указание на то, что представляемое в подтверждение данного факта свидетельство о рождении должно быть выдано на территории РСФСР или Российской Федерации, основано на требованиях Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", в силу статьи 4 которого государственная регистрация актов гражданского состояния на территории Российской Федерации производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а в соответствующих случаях - органами местного самоуправления.
Ссылка представителя заявителя на то, что на основании статьи 13 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" и в соответствии с международными договорами факт рождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации может подтверждаться также документами, выданными компетентными органами иностранных государств, лишена правовых оснований.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
Из приведенной статьи следует, что в Российской Федерации признаются лишь те документы, выданные компетентными органами иностранных государств, которые удостоверяют акты гражданского состояния, совершенные вне пределов территории Российской Федерации.
В силу статьи 3 того же Федерального закона под актами гражданского состояния понимаются действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.
Следовательно, в Российской Федерации признаются только документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение такого события, как рождение лица вне пределов территории Российской Федерации. Если событие (рождение) наступило на территории Российской Федерации, то акт гражданского состояния может быть удостоверен лишь органами записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" органы записи актов гражданского состояния в течение суток сообщают в органы миграционного учета сведения о регистрации факта рождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства Российской Федерации. В случае регистрации данного факта органами иностранного государства указанное требование закона не может быть выполнено.
Международные договоры Российской Федерации, на которые указал представитель заявителя в судебном заседании, не изменяют установленные в Российской Федерации правила удостоверения актов гражданского состояния и не предусматривают возможность удостоверения компетентными органами одного государства акта о рождении лица, родившегося на территории другого государства.
В частности, статья 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) позволяет признавать на территориях всех Договаривающихся Сторон в качестве официальных документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью.
Медицинские документы о рождении, на основании которых, по мнению представителя заявителя, могут выдаваться свидетельства о рождении на территории других государств, гербовой печатью не скрепляются, поскольку на печатях медицинских учреждений, не наделенных государственно-властными полномочиями, Государственный герб Российской Федерации не помещается (статья 4 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации").
Вместе с тем Положение и Административный регламент в оспариваемой части не содержат указания на то, что свидетельство о рождении должно быть выдано российскими органами записи актов гражданского состояния, и не исключают возможность представления документа, выданного иными органами, уполномоченными производить регистрацию актов гражданского состояния.
Согласно Венской конвенции о консульских сношениях (заключена в г. Вене 24 апреля 1963 г.) консульское учреждение открывается на территории государства пребывания (статья 4); одной из консульских функций является исполнение обязанностей регистратора актов гражданского состояния (пункт "g" статьи 5).
Следовательно, свидетельство о рождении, выданное консульским учреждением гражданину иностранного государства, представляемого в России этим учреждением, является документом, выданным на территории РСФСР или Российской Федерации органом записи актов гражданского состояния, и в силу подпункта "а" пункта 9 Положения, пункта 39.1 Административного регламента может подтверждать факт рождения иностранного гражданина на территории РСФСР или на территории Российской Федерации.
Именно так понимаются оспариваемые нормы и Федеральной миграционной службой, сообщившей, что их территориальным органом в Тверской области эти нормы были истолкованы неверно, в связи с чем направлено указание об устранении допущенных со стороны должностных лиц нарушений в отношении заявителя и его несовершеннолетнего сына, руководителю территориального органа рекомендовано также обратить особое внимание на исполнение сотрудниками требований законодательства в установленной сфере деятельности.
Неправильное применение правовых норм, соответствующих требованиям федерального закона, само по себе не является основанием для признания их недействующими, допущенное нарушение может быть устранено в установленном порядке, в частности вышестоящим исполнительным органом государственной власти, а в случае спора - судом.
Довод представителя заявителя о том, что Правительство Российской Федерации, возложив на иностранного гражданина обязанность представлять документы, перечисленные в подпункте "а" пункта 9 Положения, фактически расширило основания для отказа в выдаче разрешения на временное проживание, закрепленные в статье 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", необоснован. Названная статья устанавливает общие для всех иностранных граждан основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание и не регулирует отношения, связанные с подтверждением права иностранных граждан на выдачу разрешения на временное проживание без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Ф.Х.Х. о признании частично недействующими подпункта "а" пункта 9 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 789, пункта 39.1 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 г. N 40, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 18 ноября 2009 г. N ГКПИ09-1454
Текст решения официально опубликован не был